Путин, Си, Ким, США и Япония: вот как складывается вторая тихоокеанская битва
Морская акватория, расположенная между Корейским полуостровом и Японией, имеет три названия. Для Южной Кореи это воды, образующие Восточное море. Северная Корея, напротив, говорит о Восточно-Корейском море. Наконец, японское правительство без сомнений поддерживает использование термина Японское море. Помимо исторических претензий, эта территория приобретает стратегическое значение как для контроля над Индо-Тихоокеанским регионом, так и для перетягивания каната между Китаем и США.
Эти два направления фактически переплетаются, поскольку Японское море - из трех перечисленных, общепринятый на Западе термин, - в зависимости от используемой точки зрения, принимает облик ворот в Тихий океан или Восточно-Китайское (а значит, и Южно-Китайское) море. Поэтому с точки зрения Вашингтона крайне важно рассчитывать на возобновление альянса между Южной Кореей и Японией, чтобы иметь более широкое господство над всем морским бассейном, потенциальным региональным центром в случае конфликтов с "Драконом". Для Пекина не менее важно максимально оживить партнерство с Россией, чтобы уравновесить там вес США, открыть ценные пути в направлении Тихого океана и в то же время помешать индо-тихоокеанской инициативе американских партнеров.
Затем появляется пятое действующее лицо, готовое перевернуть ход событий: Северная Корея Ким Чен Ына, потенциальная "дикая карта" для китайско-российской оси, но в то же время и "свободная пушка" с непредсказуемыми последствиями.
Как произошел раскол между Пекином и Тайбэем.
Охота, полупроводники и вызов между блоками.
Что такое "стратегия ежа" Тайваня.
Китай и Россия: игра в проливах
Еще до начала конфликта на Украине российские и китайские корабли огибали Японию, заставляя Токио нервничать. В 2021 году Пекин и Москва направили в Японское море десять судов, которым примерно за 15 дней удалось пересечь пролив Цугару, проходящий между главным японским островом Хонсю и Хоккайдо в северной части Японии, и пролив Осуми между полуостровом Осуми и островом Танегасима в южной префектуре Кагосима.
Это был первый подобный шаг китайско-российского тандема, который Токио сразу же назвал провокацией. К сведению, как и пролив Цугару, пролив Осуми имеет только 3 морские мили территориальных вод от каждого берега, в отличие от обычных 12; посередине находятся международные воды. В Японии есть и другие подобные "узловые точки", такие как пролив Соя между северной оконечностью острова Хоккайдо и российским островом Сахалин и Цусимский пролив между Южной Кореей и Японией, которые могут стать ключевыми опорными пунктами для США и их союзников в блокировании доступа Китая и России в "азиатскую часть Тихого океана".
Несомненно то, что Владимир Путин и Си Цзиньпин, похоже, хотят покрепче ухватиться за эти широты. Не случайно Китай и Россия провели совместные военные учения "Северное взаимодействие-2023" под руководством командования Северного театра военных действий китайской армии с целью поддержания безопасности стратегических морских коридоров в этом районе. Для участия в учениях были задействованы два эсминца, два фрегата и корабль снабжения, а также самый большой транспортный самолет Y-20, истребители J-16, самолеты раннего предупреждения и управления, а также Z-20 - китайская версия вертолета Black Hawk. Россия же не предоставила никакой информации о своих подразделениях, участвующих в учениях.
Порты и торговые пути (и ракеты)
Развитие Китаем средств противодействия доступу/отрицания зоны (A2/AD) ставит под сомнение морское превосходство США и Японии в западной части Тихого океана, поскольку "первая островная цепь", включающая острова Рюкю, Тайвань, Филиппины и Борнео, находящаяся на расстоянии не более двухсот морских миль от китайского побережья, в значительной степени находится в зоне досягаемости оружия "Дракона".
На этом фоне в 2021 году вся Азия оставалась ведущим мировым центром по перемещению товаров морским транспортом, на долю которого приходилось 42% экспорта и 64% импорта, и сохраняла столь же высокие показатели в последующие годы. Поэтому с точки зрения торговли в регионе имеются ключевые порты: Пусан для Южной Кореи и Владивосток для России, причем Москва возобновила работу этого порта после столь необходимого поворота в сторону Азии.
Если говорить о портах, то если Пусан работает уже долгое время, то Владивосток может расцвести в ближайшие годы. Многое будет зависеть от продолжения китайско-российских отношений. За первые месяцы 2023 года двусторонний товарооборот между двумя странами вырос почти на 42% и составил почти 74 млрд. долл. Дальнейшее развитие событий может и должно прийти из северо-восточного района Китая, где Кремль надеется укрепить упомянутый выше порт Владивосток, в отношении которого говорят об увеличении контейнерных перевозок.
Японское море находится под прицелом северокорейских ракет, и Ким может (по крайней мере, пока) надеяться, что все обойдется без последствий. Все испытания Пхеньяна направлены на Японию, и именно поэтому Токио счел нужным зарыть топор войны с Южной Кореей в силу разрядки с Сеулом (благословленной Вашингтоном).
Однако каждый участник Азиатско-Тихоокеанского региона надеется что-то получить: Китай и США вовлечены в длительное перетягивание каната за контроль над Индо-Тихоокеанским регионом; Южная Корея и Япония намерены сохранить видимость региональных держав, а затем, кто знает, продолжить рост вместе с США; Россия вынуждена переквалифицироваться в азиаты, поскольку в Европе больше нет места для ее энергоносителей, и поэтому после десятилетий существенного бездействия (или почти бездействия) должна запустить свои механизмы; наконец, Северная Корея, которая из всех вышеперечисленных стран имеет самые абстрактные и непредсказуемые устремления. Японское, или Восточно-Корейское, море все чаще оказывается в неспокойном состоянии. Ведь оно является проходом в Южно-Китайское море со стороны Тихого океана.
источник: news.com
