Оправдают ли электрические летающие такси свое обещание?
Через год в Париже пройдут летние Олимпийские игры.
Спортсмены, конечно, надеются войти в историю, как и один авиационный стартап Volocopter.
Если все пойдет по плану, ее двухместный электрический самолет VoloCity будет перевозить пассажиров по Парижу. Это будет первая служба в Европе, использующая электрический самолет с вертикальным взлетом и посадкой (EVTOL).
Десятки компаний по всему миру разрабатывают самолеты EVTOL, обещая более тихие, дешевые и экологически чистые самолеты, которые могут приземляться прямо в центре городов.
Volocopter рассчитывает, что европейский аэрокосмический регулятор EASA разрешит его машину VoloCity для перевозки пассажиров в ближайшие несколько месяцев, чтобы они могли быть готовы к Олимпиаде.
«Все готово и готово к работе в середине следующего года», — говорит Кристиан Бауэр, финансовый директор немецкой компании.
Три маршрута свяжут центр Парижа с городскими аэропортами и вертолетной площадкой. Volocopter также будет предлагать поездки туда и обратно для осмотра достопримечательностей.
Volocopter рассчитывает, что европейский аэрокосмический регулятор EASA разрешит его машину VoloCity для перевозки пассажиров в ближайшие несколько месяцев, чтобы они могли быть готовы к Олимпиаде.
«Все готово и готово к работе в середине следующего года», — говорит Кристиан Бауэр, финансовый директор немецкой компании.
Три маршрута свяжут центр Парижа с городскими аэропортами и вертолетной площадкой. Volocopter также будет предлагать поездки туда и обратно для осмотра достопримечательностей.
Много работы ушло на организацию траекторий полета и посадочных площадок (называемых вертипортами) — непростая задача в таком многолюдном городе, как Париж. Добавьте к этому техническую сложность разработки и сертификации нового самолета, и станет ясно, что Volocopter многого достиг за свою 12-летнюю историю.
Но некоторые утверждают, что самые большие проблемы ждут Volocopter и его конкурентов впереди. В ближайшие годы им нужно будет показать, что для их самолетов есть рынок.
Аккумуляторы остаются самой большой проблемой. Они остаются тяжелыми и дорогими, что сокращает дальность полета и ограничивает ценовые преимущества самолетов EVTOL по сравнению с вертолетами, поездами и автомобилями.
VoloCity имеет дальность полета 22 мили, что достаточно для коротких перелетов по городу, но не очень далеко по сравнению с дальностью полета вертолета.
Г-н Бауэр признает наличие проблемы: «Сейчас нам мешает технология аккумуляторов, над которой сейчас работают все коллеги».
Он говорит, что появятся более мощные и дешевые батареи, что позволит Volocopter построить более крупный самолет, который сможет предлагать услуги по более низким ценам.
«Мы начнем с более премиальных цен примерно на уровне цен сегмента вертолетов. А затем мы будем постепенно снижаться, с большим шагом, когда у нас появится четырех-или пятиместная модель», — говорит он.
Компания Lilium, также базирующаяся в Германии, уже разработала более крупный EVTOL. Элегантно выглядящая машина, предназначенная для перевозки до шести пассажиров.
Вместо использования роторов, как у Volocopter, Lilium использует 30 электрических форсунок, которые можно синхронно наклонять, чтобы переключаться между вертикальным подъемом и полетом вперед. Ожидается, что он получит сертификат EASA в 2025 году.
Lilium говорит, что потенциально существует огромный рынок для такого самолета, который может предлагать рейсы в перегруженных городах или услуги там, где железнодорожное сообщение плохое.
«Там, где у вас есть хорошее железнодорожное сообщение по низкой цене… мы не хотели бы конкурировать с ним. Мы вступаем в игру, когда нет инфраструктуры, а инфраструктуру сложно построить», — говорит исполнительный директор Lilium Клаус Роу.
Он указывает на сделку, объявленную в июне, согласно которой Shenzhen Eastern General Aviation (Heli-Eastern) планирует купить 100 самолетов Lilium.
Heli-Eastern управляет воздушным сообщением в районе Большого залива Китая, который включает Гонконг, Шэньчжэнь и Макао. С горами, множеством островов и полуостровов передвижение может стать «кошмаром», говорит г-н Роу.
Но, как и Volocopter, Lilium делает ставку на совершенствование аккумуляторных технологий, чтобы сделать свой самолет конкурентоспособным.
Г-н Роу говорит, что остается «неопределенность» в отношении стоимости батарей, но он считает, что цены снизятся, а емкость возрастет. Он считает, что индустрия EVTOL может воспользоваться достижениями в области аккумуляторов для автомобилей.
«Нет никаких причин, по которым наши аккумуляторы должны быть дороже, чем любые автомобильные аккумуляторы, потому что производственный процесс точно такой же», — говорит г-н Роу.
Несмотря на этот оптимизм, некоторые эксперты скептически относятся к ожиданиям отрасли EVTOL в отношении аккумуляторов.
«Они [самолеты EVTOL] на самом деле имеют очень специальный набор батарей, это очень низкое производство и очень дорогое производство, и они не достигнут больших объемов в ближайшее время», — говорит Бьорн Ферм, который имеет опыт работы в авиационной технике и пилотировал боевые самолеты для шведские ВВС. Сейчас он работает в аэрокосмической консалтинговой компании Leeham.
Г-н Ферм отмечает, что для взлета и полета самолеты EVTOL потребляют энергию от батареи гораздо быстрее, чем автомобиль от своей батареи.
Кроме того, чтобы быть экономичным, самолет необходимо быстро заряжать. По словам г-на Ферма, быстрая зарядка и разрядка ложатся тяжелым бременем на батарею, требуя другой и более дорогой системы, чем автомобильная.
Он видит будущее улучшение, но, вероятно, к концу этого десятилетия батареи станут «вдвое» лучше.