Конец тепловых автомобилей: «риск заключается в том, что в 2035 году цены на электроэнергию будут слишком высокими для населения»
Теперь, когда конец теплового двигателя в Европе зафиксирован на 2035 год
многие автолюбители задаются вопросом. Снизятся ли цены на электромобили? Заправочные станции закроются? Отвечает Флавьен Неви, автомобильный эксперт.
Окончание продаж термокаров действительно произойдет в 2035 году. Проект Европарламента был одобрен Советом европейских министров на прошлой неделе. Таким образом, запрет на продажу бензиновых и дизельных автомобилей станет реальностью примерно через десять лет. Но у Флавьена Неви, экономиста и директора обсерватории Сетелем, остается много вопросов без ответов.
Флавьен Неви: Электромобиль отлично подходит для улучшения качества воздуха и снижения уровня шума в городских центрах. На данный момент это огромное преимущество. Вопрос, который следует задать, заключается в том, правильно ли предлагать только электромобиль. Дизельный автомобиль в глубинах Креза, я не думаю, что он представляет собой большую экологическую проблему. Самым разумным выбором, безусловно, было бы предложить разнообразную смесь.
На ваш взгляд, это решение слишком радикально?
Опять же, электромобиль имеет свое место в крупных городах, но полностью электрический автомобиль ставит множество экономических, промышленных и экологических вопросов, которые остаются без ответа. Проводились ли исследования воздействия? Каковы будут последствия для занятости в промышленности? Нам часто рассказывают о создании рабочих мест в гигафабрике, но если для создания задания необходимо убрать два-три на стороне, баланс отрицательный. Мы не должны задавать себе вопросы о последствиях решений, принятых апостериори.
Усложнится ли перепродажа подержанных автомобилей?
Это уже имеет место сегодня в некоторых местах. Если вы являетесь владельцем старого дизеля, перепродажа вашего автомобиля сложнее, если вы живете в крупном городском районе, где установлена ZFE (зона с низким уровнем выбросов, прим. Ред.), чем в департаменте, где нет ограничения движения. . Мы знаем, что эти подержанные автомобили больше не смогут ездить в крупных городах в долгосрочной перспективе или что их использование будет более ограниченным.
Не повлияет ли это негативно на стоимость перепродажи этих автомобилей?
В зависимости от места жительства изменения в нормативных актах обязательно влекут за собой изменение стоимости транспортных средств. Чем меньше разрешено к обращению транспортного средства, тем труднее будет его перепродать, и, следовательно, его стоимость упадет. Но на этот вопрос сложно ответить, потому что в игру вступает множество параметров, а правила слишком изменчивы. Помните, 13 лет назад правительство проголосовало за первый Grenelle de l'environnement, который поощрял покупку дизельного автомобиля с экологическим бонусом. Сегодня дизель подвергается критике. За очень короткое время мы идем от всего ко всему.
Так что предугадать, что произойдет в ближайшие 12-13 лет, кажется невозможным. А если посмотреть на ситуацию сегодня, то цена подержанных автомобилей даже имеет тенденцию к росту из-за нехватки комплектующих, что вызывает проблемы с доступностью новых автомобилей.
Приведет ли этот переход на полностью электрические автомобили к закрытию автозаправочных станций в краткосрочной перспективе?
Несомненно, их количество может сократиться по мере исчезновения бензиновых и дизельных автомобилей. Но не думаю, что это будет в ближайшее время. На наших дорогах до сих пор ездит 35 миллионов тепловых автомобилей. Подвижной состав будет существовать еще очень долго, даже после крайнего срока 2035 года.
Не ускорит ли это решение Европарламента введение налога на электроэнергию?
Это вопрос, на который может дать ответ только государство. Но неизбежно возникают вопросы о налоговых поступлениях, связанных с топливом. Это очень важная финансовая манна для государства и для регионов. Сегодня об этом никто не говорит, потому что мы не должны пугать тех, кто хочет перейти на электричество. Но я не могу себе представить, чтобы государство ежегодно лишало себя десятков миллиардов евро налоговых поступлений. Нынешний налог придется заменить чем-то другим.
Самая большая ахиллесова пята электромобилей сегодня — это их завышенная цена. Верите ли вы в скорое падение цен?
Вы должны понимать, что автомобильная промышленность — это массовая отрасль. Чем больше производитель продает автомобиль, тем больше он амортизирует производственные затраты и тем больше он может снизить продажную цену. Так всегда работало, и мы думали, что то же самое будет и с электрическими. Проблема в том, что эта ставка не выигрывается заранее, потому что существует реальная неопределенность в отношении стоимости сырья. Сегодня мы видим, что они сильно выросли, что привело к увеличению продажной цены электромобилей, независимо от модели.
Риск заключается в том, что в 2035 году цены на электромобили будут слишком высоки для большинства домохозяйств. Следует обратить внимание на доступность этих автомобилей. Производство моделей, которые никто не может купить, не имеет смысла. Это мы видим уже сегодня: без государственной помощи (экологический бонус в размере 6000 евро, — прим. Ред.) не было бы продаж электромобилей.
Ослабит ли конец тепловой энергетики европейских производителей перед лицом китайской конкуренции?
Конструкция тепловых двигателей осваивается европейскими и американскими брендами. Не китайцами, для которых это оставалось технологическим барьером, в частности, для соблюдения стандартов защиты от загрязнения. Но этот барьер для входа падает после решения Европарламента. Таким образом, Европа станет главной целью для азиатов, специализирующихся на электромобилях. Когда вы покупаете электрическую модель сегодня, происходит перенос добавленной стоимости в Китай.
Европа станет главной целью для азиатов, которые разбираются в электромобилях.
Задача европейских брендов будет заключаться в том, чтобы производить аккумуляторы по конкурентоспособным ценам по сравнению с азиатским рынком. Она не выиграна, потому что китайцы опережают в этой области лет на 20.
Как вы думаете, люди все еще настороженно относятся к китайским брендам?
Нет, я не думаю, что есть какое-то нежелание. Люди говорят себе, что если автомобили продаются в Европе, то это потому, что они соответствуют стандартам и правилам, особенно в отношении краш-тестов. Покупатели все чаще будут задавать себе вопрос, когда же будут только электромобили, а китайские модели будут привлекательными и на 10-15% дешевле. Мы еще не там, но это произойдет очень скоро.
Многие французы не хотят пользоваться электричеством из-за отсутствия зарядных станций. Как вы думаете, проблема будет решена в ближайшие годы?
Развертывание инфраструктуры идет не очень быстро, но со временем мы к этому придем. К 2035 году, я думаю, у нас должна быть согласованная сеть зарядки. Реальный вопрос в энергопотреблении. Нам сегодня говорят, что нам придется пойти на чрезмерное снижение энергопотребления, потому что у нас нет необходимых производственных мощностей. Будут ли у нас производственные мощности для производства миллионов электромобилей в будущем? Там действительно стоит вопросительный знак.