Советские страшилки в мире детского фольклора: путешествия зеленых рук и черных гробов. Влияют ли страшные истории на неокрепшую психику ребенка.
Доброго всем дня и хорошего настроения, уважаемые подписчики! 😊
Приглашаю всех, кто провел свое детство в стране Советов, а также тех, кто не смог ощутить все прелести этой удивительной страны, вспомнить незабываемые моменты детства. В конечном счете, воспоминания детства становятся неизгладимой частью нашей жизни, всегда вызывая улыбку на наших лицах.
Давайте вспомним детские страшилки советских времен, которые с таким удовольствием разделяли советские девочки и мальчишки, чтобы пощекотать свои нервишки.

Как это начиналось.
Поздним – поздним вечером, когда солнце заходило за горизонт, и на землю опускались сумерки, уставшие от беготни дети, как шустрая воробьиная стайка приземлились на длинную – предлинную скамеечку возле своего дома.
В ночном небе кто-то зажигал оранжевую как апельсин луну, и сквозь лунный свет тени деревьев растекались по земле, подобно гигантским великанам выходящим из-под кустов. В это время наступал час страшных рассказов и злых стишков.
Страшные рассказы хоть и переполняли детские умы ужасом, но каждый раз, хотелось их слушать и рассказывать вновь и вновь:
«В глубокой, и беспросветной чаще лесной, переплетающейся с мраком и тьмой, словно хранитель тайн, высился гроб, окрашенный в густые черные тени. Он стоял на безмолвных колесницах, весь пропитанный атмосферой загадочности. И то, что было скрыто внутри набросилось и закричало...»
И в этот момент, рассказчик поднимал свои руки со скрюченными пальцами, истошным голосом завывал и нападал на детей. Все дети, охваченные страхом, закрывали руками лицо и громко визжали, прижимаясь друг к другу.
Пронзительные жуткие сюжеты, которые казались почти реальными, захватывали детские сердца, наполняя их трепетом.
Диван превращался в зубастую машину, обыкновенная черная простыня превращалась в жуткое и мрачное пространство и становилась источником страха. Зеленые пальцы проникали в реальность, и казалось, вот-вот схватят за ноги. А ковер, зачерненный кровавым пятном, нес смерть непокорным детям. Все это вызывало трепет и ужас, словно невидимая сила схватывала в свои объятия.
Но единственное, что спасало, несмотря на пугающую обстановку, понимание того, что все происходящее это неправда, а наше воображение. Мы понимали, что с одной стороны, это действительно страшно, но с другой стороны, это всего лишь иллюзия. Рядом знакомые лица, и за руку тебя не ухватит кошмарный вампир, а если и схватит, то это будет подружка Маринка, Машка, Светка или Федька. И это придавало нам уверенность в возможности «выйти из игры» в любой момент.
Некоторые из устрашающих историй были созданы тогда советским писателем Эдуардом Успенским. Они печатались в популярном журнале «Пионер» и оставляли незабываемый след в памяти детей.

Особенно, их эффект ощущался вдвойне, когда истории ужасов звучали в пионерских лагерях, больничных палатах или санаториях – в тех самых местах, где страх в объединенной компании прокрадывается гораздо сильнее, чем в одиночестве.
Также пользовались популярностью «садистские» (по-другому, я бы сейчас их не назвала) стишки о мальчике. Их было множество. Сюжеты были необычными.
«Маленький мальчик играл в водолаза. Долго нырял он в трубу унитаза. Добрая тетя нажала педаль - мальчик умчался в подводную даль».
«Маленький мальчик нашёл ананас.
Им оказался - немецкий фугас.
«Надо почистить, прежде чем съесть»
Челюсть нашли километров за шесть».
Влияли ли страшные истории на неокрепшую психику ребенка.
Хотелось бы отметить, что в советскую эпоху никто не задумывался о воздействии страшных историй на психику детей о пользе или их вреде.
Позднее этим вопросом заинтересовались психологи и исследователи фольклора. Эста Матвеева, известная исследовательница фольклора, рассказала о своих интересных наблюдениях относительно страшилок. Она считает их древним явлением.
Согласно другим источникам, страшилки считаются неотъемлемой частью детского фольклора. Этот уникальный метод позволяет детям осознать и выразить свои страхи и тревоги. Исследования подтверждают, что страшилки имеют терапевтический эффект.
Ведь, страшные истории дают детям возможность научиться справляться с собственными страхами. Интерес к неизвестному и стремление преодолевать трудности являются важным фактором развития ребенка. Через преодоление страха, дети учатся справляться с эмоциональными вызовами и развивают психологическую и эмоциональную устойчивость.
Даже при непосредственном присутствии страха, ребенку удается впитать то, что Успенский называет «витамином страха». В своем рассказе «Бежин луг», Тургенев писал: «сам бог велел детям-пастушкам сидеть у костра и рассказывать друг другу страшные истории».
* Однако, важно отметить, что страшилки должны быть подходящими для возраста ребенка и не должны вызывать излишнее напряжение или страх. Слишком жестокие или очень реалистичные страшилки могут иметь негативные психологические последствия и вызвать у ребенка ночные кошмары или тревожность.
Что же заставляло детей бояться и бросаться вызовами, рассказывая друг другу страшные истории?

Это непростой вопрос, ведь детство, на первый взгляд, должно быть наполнено радостью, играми и беззаботностью. Но почему же дети зачастую находят удовлетворение в страхе и ужасе?
Одна из возможных причин такой детской активности связана с инстинктами и биологическим программированием организма. Ужас и страх тесно связаны с выживанием и самозащитой. Природа нашла взаимодействие между этими эмоциями и детской любознательностью. Детям интересно ощущать, как бьется их сердце, когда они слышат страшные истории, их инстинктивно влечет к воспроизведению этих эмоций.
Кроме того, рассказывая друг другу страшные истории, дети находят способ объединиться и создать свою собственную виртуальную реальность, полную приключений и фантастических персонажей. Это подобно игре в детском коллективе, где каждый может внести свой вклад и ощутить себя частью чего-то большего.
Важным фактором является и влияние окружающей среды. Сказки, мифы и легенды, передаваемые из поколения в поколение, создают атмосферу мистики и загадочности. Невидимые компоненты страха, такие как темнота или определенные места, становятся объектами воображения и ужаса.
Таким образом, страшные истории становятся неотъемлемой частью детства. Они помогают детям познать мир через эмоциональное переживание, преодоление страха и социализацию. Одновременно они: и интеллектуальное развлечение, и форма эксперимента для ребенка. Благодаря этому дети научаются осознавать и контролировать свои эмоции, развивают фантазию и воображение, и стремятся к самопознанию и самовыражению.
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что в наш век и технические достижения неустанно эволюционируют, и вместе с ними изменяются интересы молодого поколения, которым уже неинтересны страшные рассказы. Вместо них на сцену выходит современный детский ужастик, который является настоящим мега - переплавителем информации – Интернет.
Здесь обрабатывается огромный объем страшных историй о покемонах, игры-призраки, цепляющие скримеры. И наконец, темный лес больше не населяет зловещий вампир-покойник, а таинственная фигура интернет-фантастики — Слендермен.
В наше время уже не волки ходят по детским улицам, а маньяки, способные похищать неосторожных детей.
Подведем итог: страшилки, безусловно, неотъемлемая часть детского мира. Ведь они не только способны увлечь малышей своей ужасающей тайной, но и пролить свет на историю и психологию детской психики. Благодаря страшилкам дети учатся настоящим эмоциям, развивают свои фантазии и даже преодолевают свои страхи. Вместо того, чтобы запрещать страшилки, давайте дадим им право существовать и понимать, что они являются неотъемлемой частью каждого ребенка.
https://knife.media/horror-stories/
Спасибо за внимание.
Если вам понравилась статья, то буду очень признательна, если вы вспомните и поделитесь своими детскими страшилками, историями и стишками.
Всем хорошего дня и настроения!🌼😃
А вы любили в детстве слушать страшные истории?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Говоря о страшных историях, нужно начинать с так называемых пионерских страшных историй, которые еще называют классическим корпусом. Впервые их зафиксировала в середине 1960-х годов [ленинградская ученая] О.Н. Гречина. Позже их ввели в научный оборот вместе с термином «страшная история», куда и вошли многим знакомые истории про гробы на колесиках, желтые шторы, черные утюги и прочее.
Классический корпус сюжетно ограничен и более-менее фиксирован. Однако точное время и место его возникновения до сих пор не известны исследователям.
Спасибо за интересное дополнение к теме. В интернете есть статья, где пишется, что страшные истории появились в 50- е года. Тогда Успенский связал появление детских страшилок с политическим режимом того времени, со сталинскими репрессиями: детям нужно было объяснить, куда пропадают соседи по лестничной клетке, куда их увозит «автобус с черными шторками».
Пик периода страшилок — восемь-одиннадцать лет. Как раз происходит замена детских сомнений «возможно-невозможно» взрослой рациональностью, поиск границы реального или вымышленного в сопровождении сильных эмоций. Страшилки этому сопутствуют.
Страх — сильная эмоция. Попытки его обуздать, им управлять — захватывают. К удовольствию от обуздания страха прибавляется удовольствие от его вымышленности, от собственной безопасности. Собственно детские страшилки — это тренировка эмоциональности. Оттуда обязательность периода страшилок.
Спасибо, Анна. Что зашли в гости! Очень вам рада!
"Страх — сильная эмоция. Попытки его обуздать, им управлять — захватывают. К удовольствию от обуздания страха прибавляется удовольствие от его вымышленности, от собственной безопасности. Собственно детские страшилки — это тренировка эмоциональности. Оттуда обязательность периода страшилок", - совершенно с вами согласна
.
я с 6 лет смотрел фильмы ужасов
Но, в советские времена не было фильмов ужасов. Поэтому дети придумывали или читали у Успенского про страшные истории. Хотя...
Я бы не утверждала, что не было фильмов ужасов. Взять к примеру сказка Морозко, или про Кощея бессмертного или тот же Вий. Я к примеру Карабаса Барабаса очень в детстве боялась из фильма "Буратино"

Я тоже любитель ужастиков с детства)
Мы очень любили в детстве рассказывать друг другу страшные истории, особенно вечером. Но про путешествие зелёных рук я слышу впервые!
Пойду хапну коньячка для храбрости....
Валерий , и мне не забудьте плеснут в рюмочку🥂 для храбрости и бодрости ума.
Эти зеленые руки они еще те шалуны страшные. Лучше про них не читать. 
Серьёзные были эти детские сказочки...
Это дядька в шляпе, многих в ужас приводил!
Ооооо!!! Это точно!!! Страх еще тот был! А я и забыла про этого Фредди Крюгера. Даже взрослым было страшно смотреть.
Было дело