Проблемы реализации закона «об оружии» в России
Аннотация: В статье рассматриваются наиболее значимые правовые проблемы в области реализации закона «об оружии» на территории Российской Федерации. Особое внимание отведено такому острому вопросу как право граждан на оружие. Автор анализирует назревшие проблемы, связанные с реализацией оружейного законодательства и предлагает возможные пути решений.
Ключевые слова: Оружие, разрешение, лицензия, оборот оружия, гражданское оружие.
THE RIGHT TO ARMS IN MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND POSSIBLE TRENDS
Klimova Angelika
Annotation: The article discusses the most significant legal problems in the implementation of the law «on weapons» in the territory of the Russian Federation. Special attention is paid to such an acute issue as the right of citizens to weapons. The author analyzes the urgent problems associated with the implementation of weapons legislation and suggests possible solutions.
Keywords: Weapons, authorization, licensing, arms trafficking, civilian weapons.
В дореволюционной России оборот гражданского оружия не вызывал существенных затруднений. Практически любой поданный Российской империи мог спокойно приобрести оружие [1, с. 104]. Помимо широкого выбора одним из аргументов в пользу приобретения служила низкая цена, которая доходила до двух рублей. Царящие в конце XIX-начале ХХ вв. революционные настроения в обществе послужили поводом для ограничения оборота огнестрельного нарезного короткоствольного оружия (ОНКО). Порядок получения разрешений на приобретение, хранение и ношение ОНКО происходил на основе секретных циркуляров и инструкций Департамента полиции МВД. После установления власти большевиков ситуация изменилась. В 1918 году СНК РСФСР издал декрет «О сдаче оружия». Все последующие годы самооборона не рассматривалась в качестве целевого предназначения гражданского оружия. В основном, гражданское оружие служило для охоты.
В 1992 году Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин издает указ № 1341, целью которого являлась легализация оборота оружия для самообороны. Окончательное законодательное закрепление оборот гражданского оружия в Российской Федерации получил в 1996 году, когда был принят Федеральный закон № 150-ФЗ «Об оружии». В соответствии с Федеральным законом № 150-ФЗ оружие подразделяется на: 1) на гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное [2]. Наибольший интерес для нас представляет гражданское оружие, которое можно классифицировать на следующие виды: оружие самообороны; спортивное оружие; охотничье оружие; сигнальное оружие; холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации; оружие, используемое в культурных и образовательных целях.
Согласно статье 13 закона «об оружии» правом на приобретение гражданского оружия обладают граждане Российской Федерации достигшее 21-летнего возраста. В случаях предусмотренных законом и в зависимости от вида гражданского оружия возраст может снижаться до 18 лет. Стоит отметить, что еще год назад для приобретения огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружие и длинноствольного оружия самообороны достаточно было достижения возраста 18 лет. Катализатором для изменений возрастной планки послужили события в Казани. 11 мая 2021 года 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу в школе № 175 [3]. Результатом тех страшных событий стала гибель девяти учеников и преподавателей, а ранения и увечья получили более 30 человек. Ответом на эту трагедию стало поручение Владимира Владимировича Путина ужесточить правила владения оружием[4]. Последующие изменения в законодательстве об оружии не только повысили возрастной ценз для получения права на приобретение гражданского огнестрельного оружия, но и ужесточили правила выдачи лицензий на оружие. Теперь лицензию не смогут получить лица у которых имеется 2 и более погашенных судимости или те, кто был судим за преступления, связанные с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом оружия.
Как и у многих законов, регулирующих специфические правоотношения, Федеральный закон «Об оружии» имеет ряд проблем при реализации. Все начинается с момента прохождения медицинской комиссии для получения лицензии на право приобретения оружия. Как правило, врачи халатно относятся к медицинскому осмотру данной категории граждан, считая это простой формальностью. Это в свою очередь ведет к тому, что люди с психическими отклонениями могут получить доступ к оружию. Недобросовестное выполнение медработниками своих должностных обязанностей является главным аргументом противников доступного оружия, которые ссылаются на возможные психические отклонения их владельцев, представляющих угрозу для окружающих. Если медицинский персонал будет небрежно относиться к прохождению медкомиссии гражданами, желающими стать владельцами оружия, то будет высокая вероятность совершения этими лицами преступлений с использованием оружия.
Следующая проблема связана с процедурой получения свидетельства, подтверждающего прохождение подготовки по изучению правил и навыков безопасного обращения с оружием. Выдавать данные свидетельства управомочены организации, которые определены Правительством Российской Федерации [6]. Основной недостаток состоит в низкой эффективности обучения. Кандидаты на получения такого свидетельства проходят обучение в максимально короткие сроки от одного до пяти дней. В некоторых случаях обучение не проводится вовсе. Недобросовестные организации за небольшую плату выдают необходимое свидетельство, не проводя никаких занятий с кандидатами. Говорить о приобретении основных навыков, необходимых для потенциального владельца оружием не приходится. На мой взгляд, следует увеличить продолжительность обучения на срок до одного месяца, чтобы более полным образом изучить теоритические моменты и отработать практические навыки. А также усилить надзор за деятельностью организаций по выдаче свидетельств.
Нельзя обойти стороной двухуровневую систему приобретения прав собственности на оружие, которая существует в отечественном законодательстве. Суть данной системы заключается в том, что для правомерного владения оружием необходимо иметь лицензию и разрешение. Многие далекие от юриспруденции или не связанные с оружейным делом люди считают, что это два одинаковых документа. Но это совсем не так. Отличие лицензии и разрешения заключается в характере действий, совершаемых владельцем с оружием. Лицензия оформляется перед приобретением и предоставляет гражданину право на приобретение оружия, а разрешение выдается после покупки и дает право на хранение и ношение оружия.
Возникает вопрос относительно логики вещей. Гражданин, желающий иметь у себя в собственности оружие, прошел медосмотр и обучение, собрал необходимые документы, оплатил пошлину, а взамен получает только лицензию на приобретение. Лицо, которое купило оружие или получило его на основании дарения, должно в течение 14 дней предоставить его предоставлено в лицензионно-разрешительный отдел Росгвардии для проверки. Это создает угрозу появления коррупционной составляющей, с целью более быстрого оформления разрешения на хранение и ношение оружия. А также создает излишний бюрократизм. Считаю целесообразным внести изменения в Федеральный закон «Об оружии», предусматривающие получение только одного документа, объединяющего лицензию и разрешение.
Подводя итог, считаю нужным отметить, что для решения проблем реализации закона «об оружии» помимо внесения изменений в действующее законодательство и усиления надзора в этой сфере необходимо повышение уровня правовой культуры граждан.
Список литературы
1. Субанова Н.В., Шелковникова Е.Д. Теоретические и правовые основы становления и развития разрешительной системы оборота оружия в России до 1917 года // Право в вооруженных силах. 2016. N 4. С. 100-106
2. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (ред. 14.07.2022 г.). СПС Гарант.
3. Что известно о стрельбе в школе в Казани. ТАСС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://tass.ru/proisshestviya/11338619 (14.10.2022)
4. Путин поручил повысить требования к владению и выдаче гражданского оружия. ТАСС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://tass.ru/obschestvo/11364531 (14.10.2022)
5. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 26 декабря 2018 г. N 661 "Об утверждении Порядка проведения проверки у граждан Российской Федерации знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации". СПС Гарант.