Мои истории... Как я учил товарища матом ругаться (история из детства)
Попался мне тут один комментарий про современных школьников:
Да, сейчас уже на подходе к школе слышен мат учеников, причем даже совсем мелких! 1-2 класс максимум! Но общаются "КРУТО"! Причем ВСЕ! И девочки и мальчики! Был недавно в Москве у родственников. Проходили через территорию школы. Набрался выражений! У меня старшина в армии так не ругался!
И вспомнил я одну историю:
Вторая половина 60-х годов прошлого века.
Так получилось, что в мой лексикон непечатные слова попали, когда мне было 6 лет. Я лежал в больнице, а там контингент был разновозрастный и старшие дети часто использовали матерок... В общем, к третьему классу я уже на нем разговаривал... В тот год мои родители сняли дачу в примечательном месте в ближнем Подмосковье - в Ромашково (помните: "Паровозик из Ромашково"? - есть такой замечательный советский мультфильм).
Ромашково было очень популярно среди работников интеллектуального труда, поэтому на его улицах и на футбольном поле, в основном, собирались дети очень культурные и интеллигентные. Одним из таких был и мой товарищ по играм - Серега. Он был на год младше и... как выяснилось... совсем не умел ругаться, как подобало (я так тогда думал) настоящему "мужчине".

Поэтому я взялся за его образование. Мой-то словарный запас из этой тематики к тому времени составлял несколько десятков слов. И в короткий срок Сергей освоил азы этого "богатого приложения" к русскому языку. А надо сказать, что многие слова, которыми он теперь оперировал, преподносились ему без объяснений их значения и возможных мест употребления.
Прошло несколько дней... И, вдруг, на нашем футбольном поле появляется невысокая пожилая седая женщина... Она подходит ко мне и, обращаясь ко мне на "Вы", предлагает отойти в сторонку и обсудить одну животрепещущую проблему, связанную с Сергеем. Как вы уже догадались - это была бабушка моего товарища... Одно обращение "на Вы" уже повергло меня в некоторый шок, поэтому я безропотно выполнил ее просьбу. Дальше между нами состоялся приблизительно такой диалог:
-Скажите, вы - тот самый Саша? У вас есть товарищ - Сережа?
-Да, это - я...
-Я Сережина бабушка и мне хочется вас попросить об одном одолжении...
-...
-Я знаю, что вы учили Сережу всяким нехорошим словам... А он не знает - когда их можно употреблять, а когда нет! Он пришел домой и стал говорить: "Ё..я бабушка, ё...я мама"...
Вы, уж, больше не учить его этому, пожалуйста...
Я был вынужден клятвенно ее заверить, что больше ("так не буду") не буду учить Сережу этим словам...
Собственно, все. Если не считать того, что по прошествии некоторого времени до меня дошло, что... Сережины-то мама и бабушка такими, в общем-то, и были... Иначе ни его мамы, ни, уж тем более, его самого и на свете не было... Так что, отчасти, он был прав в своих высказываниях... Правда, ему об этом я не сказал... Да и сам с тех пор предпочитаю такие слова не использовать не только в письменной, но и в устной речи...
Это было в середине 70-х. Мне было 15, а моему двоюродному брату 5 лет. Он рос в деревне, я в городе. Мы оба знали слова, которые лучше не произносить публично, но мне было удивительно слышать их от ребёнка. Тогда к этим словам относились иначе: в "застойные годы" за их публичное употребление могли привлечь к административной ответственности.
Как-то мы остались дома одни. Мой братец подошёл ко мне и с видом заговорщика предложил:
- Женя, давай ругаться.
- Давай. Ты дурак.
- Не, не так, матом...
- Это как? - притворился я.
- А ты не знаешь?
- Нет, - уверил я его.
- Правда не знаешь? - продолжал упорствовать братец.
- Правда.
Мой брат, с видом, словно открывает мне великую тайну произнёс:
- Это х..., б... и п... .
У каждого своя история...
Правда жизни.
Сквернословие почему-то считается допустимым способом общения. На самом деле мат — это боевая словесная технология и применяется в исключительных случаях: либо для защиты, либо для нападения. В случае общения на мате скверные слова теряют свою силу и становятся просто неприятными словами, оскорбляющими слух того, кто их слышит и вызывающими ответную агрессию. Специально учить детей мату нет смысла, кто к нему восприимчив, тот научится от сверстников или взрослых, не понимая их смысла. Кто не восприимчив к мату, тот и с матерщинниками будет общаться без мата, и что самое удивительное — и они с ним тоже). Если перефразировать известное изречение, то оно будет звучать так: Разговаривай с другими так, как хочешь, чтобы разговаривали с тобой)