Гигант советского неба - Ан-124 "Руслан". Самый большой самолет в мире.

Ан 124 Руслан фото: Яндекс картинки
После уничтожения украинского Ан-225 "Мрия" звание самого большого транспортного самолета на регулярной военной и гражданской службе переходит, а точнее, возвращается к другому гиганту советского неба - Ан-124 "Руслан", построенному компанией символом украинских ВВС, но, по иронии судьбы, сейчас в основном используемому российскими Воздушно-космическими силами на поле боя с Киевом.
Построенный в 55 экземплярах и ставший основой проекта, по которому в 1988 г. была достроена "Мрия", Ан-124 с 1982 г. по этот год уже был самым большим самолетом своего типа в мире. Теперь он снова стал рекордсменом, и это хорошая возможность рассказать об истории эксплуатации самолета, считающегося универсальным и надежным.
Технические характеристики Ан-124
Четырехмоторный самолет, предназначенный для перевозки как военной техники и войск, так и гражданских грузов, многие специалисты сравнивают его с американским C-5 Galaxy, Ан-124 разрабатывался с 1971 года.
Инженеры бюро "Антонова" создали небесного гиганта длиной 69 м при размахе крыла 73, массой 405 т в порожнем состоянии и способного перевозить 150 т груза внутри или 88 пассажиров. Советские, российские и украинские летчики, летавшие на этом самолете, часто называли его "маневренным", несмотря на его большие размеры. Ан-124, известный под кодовым названием НАТО "Кондор", был представлен миру в 1985 году на Парижском авиасалоне.
С самого начала для самолета, предназначенного для военных перевозок, была отмечена универсальность гражданского применения на больших расстояниях. Эксплуатационная автономность стала главным достоинством Ан-124: в мае 1987 года Ан-124 установил мировой рекорд, пролетев в небе без дозаправки более 20 000 км за 25 часов 30 минут.
Коммерческое и последствий многих катастроф
Эти возможности побудили многих эксплуатантов сосредоточиться на гражданском использовании Ан-124, а эксплуатантов, владевших им, в основном Россию и Украину, - на экономическом использовании его возможностей после распада Советского Союза. Сегодня 12 самолетов Ан-124 находятся в эксплуатации в российской авиакомпании "Волга-Днепр", семь - в украинской "Авиалиниях Антонова" и один - в эмиратской Maximus Air Cargo. Речь идет о тех самолетах, которые на протяжении многих лет в основном привлекались для выполнения различного рода миссий.
Спутники, локомотивы, компоненты крупных энергетических установок, которые необходимо было доставить в Сибирь, за последние тридцать лет побывали на Ан-124 по всей России и за ее пределами. Но и страны НАТО в рамках развития миссии стратегических воздушных перевозок (Salis) неоднократно прибегали к услугам Ан-124. Одна из самых впечатляющих транспортных операций Ан-124 произошла в июне-июле 2001 года, когда самолет авиакомпании "Полет" переправил потерпевший катастрофу самолет-разведчик ВМС США Lockheed Martin EP-3 с китайского острова Хайнань на авиабазу Кадена в Японии и далее в Мариетту (штат Джорджия). Самолет EP-3 был вынужден совершить посадку на Хайнане после столкновения с китайским истребителем" 1 апреля, отмечает Key Aero. Ранее, в 1993 году, Ан-124 перевез из Дюссердольфа (Германия) в Нью-Дели (Индия) промышленный электрогенератор весом 124 тонны, что стало самым тяжелым объектом, когда-либо загружавшимся в грузовой самолет.
Италия использовала Ан-124 в 2005 году, когда с его помощью в течение трех рейсов был перевезен Аксумский обелиск в Эфиопию, где он был демонтирован и модифицирован. Но слава Ан-124, как и его колоссального старшего брата, сложилась благодаря той роли, которую самолет советской постройки в тогдашней Советской Социалистической Республике Украина сыграл в организации ликвидации последствий многих катастроф самого разного характера.
В 1991 году Ан-124 установил рекорд по количеству пассажиров - 451 человек, загруженных в трюм самолета, вылетевшего из Аммана (Иордания) и прибывшего в Дакку (Бангладеш) для эвакуации палестинских беженцев. В 2010 и 2011 годах в ликвидации последствий аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon и аварии на АЭС "Фукусима" также были задействованы самолеты Ан-124. В первом случае четыре скиммера отправились из Франции в США, чтобы помочь ликвидировать крупное нефтяное пятно, разлившееся в Мексиканском заливе. С другой стороны, в апреле 2011 года Ан-124 доставил из Германии в Японию насос фирмы Putzmeister для производства бетона, который Берлин поставил в Токио, чтобы использовать его мощность для охлаждения реакторов на Фукусиме. В 2021 году Германия вновь использовала Ан-124 для эвакуации гражданских лиц и военных из Афганистана в дни возвращения талибов в Кабул и позорного бегства американцев.
Последнее на сегодняшний день конкретное применение Ан-124 - помощь пострадавшим от землетрясения в турецком Газиантепе в начале года: украинский Ан-124 в марте перевез 101 тонну гуманитарной помощи, отправленной из Киева в помощь гражданскому населению, пострадавшему от последствий землетрясения.
Самолет на театре военных действий
Ан-124, как и Ан-225, также стал мишенью в контексте российско-украинской СВО. Так печально закончилась мечта, которую в 2008 году пытался возродить президент России Дмитрий Медведев: возобновить серийное производство Ан-124 с привлечением "Антонова" и российского "Авиастара", который занимался обслуживанием и поддержкой эксплуатируемых в стране "Антонов". Возвращение Крыма в 2014 году поставила крест на этой гипотезе. В ходе конфликта впервые Ан-124 одной и другой стороны оказались по обе стороны.
Россия имеет на вооружении 12 экземпляров Ан-124 в составе 12-й и 18-й воздушно-десантных дивизий, Украина использовала транспортные возможности своих частей на начальном этапе в интересах своих вооруженных сил, лишь затем выведя имеющиеся в ее распоряжении Ан-124 в Лейпциг (Германия) для коммерческих целей. В начале СВО их было восемь, но в ходе ожесточенных боев под Гостомелем их число сразу же сократилось до семи. Во время отражения внезапного нападения украинских войск один Ан-124 был уничтожен артиллерийским огнем в том же сумбурном бою, в котором погиб единственный исправный Ан-225. В день, когда на аэродроме, принадлежащем "Антонову", состоялась передача Ан-225 и его младшему собрату звания гиганта неба.
Источник: news.com По материалам зарубежной прессы