Чистые изуверы. Секты Российской Империи, которые могут вогнать в краску или даже ввергнуть в ужас.

К 1917 году в стране действовало как минимум два десятка сект, описание обычаев в которых может вогнать в краску или даже ввергнуть в ужас. Существовал особый циркуляр «О распределении сект по степени их вредности». С сектами в Российской империи боролись III отделение (или иначе - Сыск Его Величества), полиция, Святейший синод. Но часто руководители сект были богаты и легко уходили от ответственности...
О хлыстах, скопцах и молоканах слышали многие. Последние и сейчас живут, и здравствуют в США и Мексике, храня заветы предков XVIII века. Молокане даже одеваются как 200 лет назад.
Были в России еще такие причудливые ереси, как христовцы, богомилы, монтане, контовщики, молельщики, купидоны, вертуны, прыгуны, телеши, ляды, дырники, духоборы и прочие. Некоторые из этих верований на современный взгляд просто абсурдны. Хотя и имеют тысячелетние корни!
Например, монтане - раннехристианская ересь II века нашей эры. Монтане проповедовали полное безбрачие. Путь к «спасению», по их версии, пролегал через мученичество, которое сегодня мы не назвали бы иначе как садомазохизм.
Телеши, или нагиши - говорящие названия. Во время своих радений они разгуливали нагишом, как Адам и Ева в раю.
Прыгуны - наследники голландских гюпферов XVI века. Основателем этой секты в России был крестьянин Лукьян Соколов, который велел своим адептам сопеть, трястись и прыгать во время «богослужений».
Еще были многочисленные по количеству адептов уральские дырники, разновидность староверов, которые для своих молений отрицали не только попов и иконы, но даже стены. Каждый дырник проделывал в стене отверстие, чтобы молиться через него небу напрямую. А ведь жили они в Восточной Сибири, где довольно холодно!
С 1905 по 1917 гг. в Полицейском управлении империи существовала особая категория - «изуверские секты». То есть наивысшей степени вредности. Их последователи не сопели и не прыгали - они уродовали, калечили, мучали себя и других. Душили друг друга, занимались членовредительством, сжигали, закапывали людей заживо...
Усмирение плоти
Первой из изуверских сект на Руси появились хлысты. Они зародились в XVII веке, в царствование Екатерины II. Затем именно от этой ереси откололись скопцы - наверное, самая страшная и могущественная секта России. Истоки ее таятся в Средневековье, но особенно известной община скопцов стала с середины XVIII века. Тогда секту возглавил бывший хлыстовец, крестьянин Кондратам Селиванов. Этот «пророк» вдруг решил, что очищение от греха должно быть буквальным. Как в фильме «Любовь и голуби»-«Отрубить бы вам эти органы движения!» И ведь отрубали!
Скопческая ересь насчитывала сотни тысяч сторонников. Процессы над скопцами проходили вплоть до начала 1930-х. А последний случай оскопления по религиозным мотивам был зафиксирован в СССР и вовсе в 1947 году!
Насмотревшись на бесчинства хлыстов, Селиванов изобрел радикальное средство «сокрушить душепагубного змия». Последователи этой страшной ереси «усмиряли плоть» путем отсечения грудей и половых органов. Лишенные половых признаков люди у скопцов назывались «белыми голубями» и «голубицами». Причем практиковалось не просто отсечение, а выжигание каленым железом, это называлось огненным крещением. Поначалу такое «крещение» принимали все скопцы, в том числе и основатель скопчества Селиванов. И только позже, «снисходя к слабости человеческой», он позволил своим последователям заменить раскаленный металл на ножи. Или на косы, серпы, топоры...
Историки считают, что своим первоначальным успехом Селиванов обязан грамотной «маркетинговой стратегии». Ему сразу удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. Почти сразу секта стала очень богатой. По понятным причинам у ее адептов не было наследников, поэтому все деньги шли в общину. Сколотив первоначальный капитал, «безгрешные» скопцы быстро сообразили, что ростовщичество - очень выгодный бизнес. Скопческие меняльные конторы и лавки стали повсеместным явлением в России. Богатства там скапливались колоссальные! И даже «скопческие процессы» с арестом и ссылкой Кондратия Селиванова не смогли остановить распространение «заразы». Скопчество оставалось богатым и влиятельным, вскоре из сел оно проникло в города. Адепты секты уверовали, что Селиванов - чудом спасшийся государь Петр III, муж Екатерины П. Мол, государь оскопился еще на родине в Голштинии, за что Екатерина его и невзлюбила...
С воцарением известного своими оригинальными выходками и взглядами Павла I скопцы понадеялись, что из ссылки им вернут Селиванова и дадут свободу действий. Скопческий пророк действительно был помилован и объявился в Москве. Согласно легенде, он даже встречался с Павлом I, которому тоже предложил оскопиться. Разъяренный монарх отправил Кондратия в сумасшедший дом.
Следующий император — Александр I - повелел перевести Селиванова в богадельню. Надзор за опасным сектантом поручили камергеру польского короля Алексею Елинскому, который, как оказалось впоследствии, и сам принял скопчество. Это время по праву считается рассветом скопцов в России. В 1818 году капитан Борис Созонович, уверовав в проповедь «белых голубей», кастрировал 30 солдат своей роты. Капитан был сослан в монастырскую тюрьму, но секте это не повредило. Изуверство оскопления проникло даже в высший свет. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения.
Не жалели ни родню, ни детей
А затем, можно сказать, скопцы зарвались. Тем же «опекуном» Селиванова, статским советником Елянским была передана Александру I записка о том, как обустроить империю. Согласно этому проекту страна должна была стать огромным скопческим кораблем, которым управлял бы оскопленный государь. Селиванов при этом становился бы советником при самом императоре и руководил всей сетью скопческих «пророков». На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами. Реформы предлагалось хранить в тайне, чтобы «не пометать бисер», в итоге обещалось, что Россия «будет всех сильнейшею победительницею всего мира». Император, который, к слову сказать, после перенесенной в детстве болезни был стерильным, но пользовался большим успехом у дам, страшно оскорбился. Лишил Елянского чинов и званий и сослал его в психиатрическую лечебницу при монастыре.
Но настоящим гонителем скопцов стал генерал-губернатор Петербурга Михаил Милорадович, тот самый, которого во время восстания застрелил декабрист Каховский на Сенатской площади. В 1819 году Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, переполнившая чашу его терпения. В результате учиненного расследования в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где оставался до своей смерти в 1832 году.
Однако секта продолжала жить и без своего «живого бога». Скопцы пытались было провозгласить очередного кандидата в «христы» Алексея Громова «цесаревичем Константином». Но сменивший деликатного Александра Николай I, в отличие от старшего брата, либеральничать не любил. Скопцов наконец-то признали «особо вредной сектой», разгромили их структуры по всей стране. Но... не уничтожили.
О богатстве скопцов ходили легенды. Например, при аресте моршанского скопца, купца Максима Платицына, было изъято наличными более 18 миллионов рублей (по тем временам просто немыслимые деньги). А поводом к процессу стало то, что Платицын оскопил трех поступивших к нему в услужение юных девушек. Так секта скопцов пополняла свои ряды. Крестьян выкупали из рабства при условии оскопления, скопили молодых слуг, попавших в зависимость от членов общины. Уродовали даже детей, не щадили и собственных родственников. Вот что рассказал на процессе оскопленный в 14 лет собственным дядей молодой человек:
«Сначала он (дядя) очень хорошо со мной обращался, кормил и жалел меня, работать тяжело не заставлял. Потом стал говорить: «Тебе тоже надо сделать, как я. Так будет лучше. Хорошо жить будешь. Будешь святой, и душа будет как у ангелочка. Ходить никуда не надо будет. Будешь богатый один жить». Я все не хотел. А он говорит, что четыре шубы енотовых мне отдаст и дом подпишет мне, все будет мое. Потом показывает коробку: в ней золото и серебро. ««Это тоже»,-говорит, - тебе отдам». «Ну, - я говорю, - что же, давай сделаем и мне». Потом сходили в баню, попили чаю. Дядя сходил и принес нож. Острый-острый» ...
У скопцов была собственная разведка, существовали разъездные агенты. Они выискивали банкротов, разорившихся хозяев, промотавшихся игроков, через подставных лиц выдавали им кредит, якобы забывая про проценты. А потом предъявляли счет. Альтернативой долговой ямы было скопчество - свое или же родных, знакомых.
Так скопцы и дожили до XX века, вовремя «подмазывая» власти и сотрудничая с криминалом. Они укрывали в своих лавках беглых воров, помогали сбывать краденное. И даже несколько громких «скопческих» процессов в XVIII-XIX вв. не смогли покончить с изуверами.
Кстати, в секте существовало и радикальное ответвление, считавшие, что надо оскопить как можно больше народу. Скопцы-«фундаменталисты» буквально хватали людей на улицах и волокли под нож.
За все время существования скопчества в Российской империи в Сибирь были отправлены десятки тысяч человек, но секта оставалась на удивление живучей. Она пережила даже военный коммунизм. И нашла свой конец лишь в период нэпмановских процессов. Да и то упор делался на «нетрудовое» богатство скопцов, а не на их сектантскую деятельность.
Хлысты: самоистязание и групповой брак
Поначалу хлысты были ответвлением раскольников-капитоновцев (самокрещенцев). Ученик бродячего монаха Капитона крестьянин Данила Филиппов объявил, что в него вселился «бог Саваоф». И этот «Саваоф» как на духу отрицал церковные браки. Семья была провозглашена общей, общиной. Община со временем стала кораблем - новым ковчегом спасения. Одного из своих учеников, Ивана Суслова, Филиппов произвел в «Христы» (или «хлысты», отсюда и одна из версий названия секты). По другой версии, название произошло от глагола «хлестать». Ведь от других течений раскола эту секту отличали очень живые активные ритуалы, во время которых члены общины били себя и друг друга жгутами (хлыстами) и палками.
Основное же содержание их «молитв» - быстрое и долгое кружение в хороводе для достижения экстаза. Сами хлысты называли такие упоенные состояния «духовным пивом». Встав в круг на своих радениях, хлысты начинали кружиться с прыжками и криками («Ой, дух, ой, бог!»). Движение все ускорялось - и на сектантов, что называется, накатывало. «А когда все это общество почувствует в себе, что снишел Св. боевой дух, тогда все общество встает с мест. Которые бьют себя через левое плечо кулаками в грудь, а другие хлыщутся по спине бичами и хлыщутся до крови, и что все это делается в виде угодного Богу, за то, что он страдал», - писал очевидец.
Церковный брак хлысты отвергали, но признавали «духовный». А зачастую их радения заканчивались самым настоящим групповым сексом, чем-то напоминая ритуалы вуду. Точно так же дети, рожденные вследствие «ритуала», признавались детьми божьими и особо почитались в общине.
Считается, что в секте хлыстов начинал свою деятельность «святой старец» Григорий Распутин. Вопрос этот настолько волновал общественность, что в 1912 году его подняли в Госдуме. К расследованию был подключен Владимир Бонч-Бруевич - да-да, тот самый будущий соратник Ленина. В те времена Бонч-Бруевич состоял в Октябристской партии и был видным знатоком сект, религиоведом. Эксперт пришел к выводу, что Распутин хлыстом все-таки не был. Причастность отца к этой секте всегда яростно отрицала и дочь Распутина, Матрена. Кстати, небольшие общины хлыстов уцелели в Сибири и на Северном Кавказе по сей день.
Власатовщина: голод, огонь и смерть
Однако хлысты были достаточно безобидной ересью по сравнению с другими ответвлениями раскола. Еще один ученик костромского чернеца Капитона крестьянин Юрьевец-Повольского уезда Василий Власатый призывал к полному истреблению себя во имя бога. Только убив себя, можно спастись для праведной жизни, учил «пророк». И, как обычно это бывает, находил последователей. Первой идеей Власатого было самоумориться до смерти. Морельщики строили особые помещения, в которых голодали и мучительно отходили в мир иной целыми семьями. Но затем власатовцам-самоубийцам пришел. На ум более быстрый, но не менее изуверский способ-самосожжение. Сектанты трактовали его как второе, «огненное» крещение. К началу 1670-х годов до московских властей дошли первые сведения о многочисленных гарях и уморениях на Поволжье. К середине 1680-х годов самоистребление власатовцев приняло характер эпидемии. За 10 лет от самосожжений погибли более 20 тысяч человек. И хотя с начала XVIII века случаи самоистребления стали наблюдаться реже, они были и в Петровскую эпоху, и позже.
Еще один страшный всход секта морильщиков дала неожиданно в конце XIX века. На одном из хуторов близ Тирасполя сектанты-безбрачники Ковалевы устроили тайный скит, во главе которого стояла «матушка» Виталия. Ввиду предстоящей переписи населения обитатели хутора почему-то испугались, что их отправят в остроги, а детей заберут и сделают православными. В результате Виталия уговорила всех на самозакапывание. Крестьянин Ковалев своими руками зарыл в земляных погребах собственную мать, жену с двумя детьми, еще троих детей (от года до семи лет) с родителями, нескольких юных девушек, четырех старух. Та же участь ждала и Виталию с еще несколькими сектантами. В итоге закопанными заживо в страшных мучениях погибли 24 человека.
Бегуны: красная подушка и вечный покой
Наряду с «власатовцами» зародился и еще один толк раскольников-самоубийц. Назывались они бегуны, или душители. Бегуны они были потому, что бежали от РГЩ как от еретиков. Спасаться таким образом от бесов призывал основатель этого учения - отставной солдат Ефимий. Был он родом из Переславля-Залесского. Интересно, что Ефимий довольно терпимо относился к плотским грехам, считая блуд меньшим проступком, чем церковный брак. Недаром самого пророка всюду сопровождала любовница, крестьянка Ирина Федорова. Но вряд ли сам основатель этого учения предполагал, какой оборот приобретет толк бегунов под Пермью в 1840-х годах. Там сектанты практиковали обряд удушения. Проходил он так. Человек, решившийся покончить с жизнью, сообщал об этом другим. Смертника клали в пустой избе, с ним оставался наставник, читающий псалмы. А смерть приходила к самоубийце из подпола. Люк открывался, в избу влезал мужик в красной рубахе и с красной подушкой в руках. Он клал подушку на лицо смертнику, садился на нее и давил до тех пор, пока умирающий не задыхался. Если справиться со смертником не удавалось, удушение повторяли до тех пор, пока он не умирал, а присутствовавшие при этом молились.
Местные жители утверждали, что сектанты также приносили в жертву детей. А раз в год они причащались живой кровью ребенка. В нынешнем Чайковском районе Пермского края рассказывали о другом известном способе самоубийства сектантов - погребении заживо. Сегодня нельзя с достоверностью сказать, бытовали ли среди местных раскольников все эти жуткие традиции. Но ритуалы удушения точно практиковались...
А за эту статью я особенно благодарю автора! Потому что я сам давно занимаюсь религоведением и сектоведением.
Здесь автор - просто молодец! Созвучно с моей темой.
интересно, потом прочитаю, сейчас некогда
не понимаю, как можно так яростно отрицать свою природу, дарованную Богом?
Интересная статья, спасибо
Что только не творили