Китайцы живут на два года дольше благодаря «войне с загрязнением», говорится в докладе
Голубое небо над парком в Пекине, 25 апреля 2023 года.
Гонконг
Десять лет назад столица Китая часто была покрыта густым желто-серым смогом, настолько густым, что почти все скрывалось из поля зрения.
Люди запирали окна, надевали маски и включали очистители воздуха на полную мощность, чтобы избежать того, что стало известно как пекинский «воздушный апокалипсис».
Качество воздуха было настолько плохим и стало настолько печально известным во всем мире, что китайские лидеры начали многомиллиардную «войну против загрязнения».
Десять лет спустя эти усилия приносят дивиденды. Согласно новому отчету, опубликованному во вторник, уровень загрязнения в Китае в 2021 году снизился на 42% по сравнению с 2013 годом, что делает его редкой историей успеха в регионе, где загрязнение ухудшается в некоторых частях, включая Южную Азию.
Сильно загрязненный день в Пекине, 22 декабря 2015 года.
В ежегодном докладе «Индекс качества воздуха и жизни», подготовленном Институтом энергетической политики Чикагского университета, высоко оценивается «ошеломляющий успех Китая в борьбе с загрязнением».
Уровень загрязнения во всем мире немного снизился с 2013 по 2021 год, что, как говорится в докладе, «полностью связано с прогрессом Китая». Без улучшений, предпринятых Китаем, вместо этого средний уровень загрязнения в мире увеличился бы.
Это улучшение означает, что продолжительность жизни среднего гражданина Китая увеличилась на 2,2 года, говорится в докладе.
Китайские города раньше доминировали в глобальных рейтингах худшего качества воздуха в мире; хотя некоторые из них все еще находятся в этих списках, во многих случаях их обогнали города Южной Азии и Ближнего Востока.
В 2021 году в Пекине было зафиксировано лучшее ежемесячное качество воздуха с момента начала регистрации в 2013 году. «Пекинский синий цвет постепенно стал нашей новой нормой», — заявил тогдашний министр окружающей среды страны, по данным государственных СМИ.
Но, как предостерегается в докладе, еще есть над чем работать, поскольку Китай остается 13-й по уровню загрязнения страной в мире. А загрязнение Пекина твердыми частицами – крошечными, но очень опасными загрязнителями, которые могут обойти обычную защиту человеческого организма – по-прежнему на 40% выше, чем в самом загрязненном округе Соединенных Штатов.
Хотя уровни загрязнения твердыми частицами в Китае находятся в пределах национальных стандартов, они «значительно превышают» рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), говорится в докладе.
Однако прогресс, достигнутый в Китае, показывает, что перемены возможны, если правительство и его люди желают и способны работать.
Например, в докладе говорится, что с 2014 года правительство Китая ограничило количество автомобилей на дорогах крупных городов; запретил строительство угольных электростанций в наиболее загрязненных районах; сократить выбросы или закрыть существующие заводы; и сокращение промышленной деятельности с высоким уровнем загрязнения, такой как производство железа и стали.
«В основе этих действий лежали общие элементы: политическая воля и ресурсы, как человеческие, так и финансовые, которые подкрепляли друг друга», — говорится в докладе. «Когда у общественности и политиков есть эти инструменты, действия становятся гораздо более вероятными».
Смертоносный воздух в Южной Азии
В некоторых других местах ситуация ухудшилась.
Южная Азия в настоящее время является «эпицентром глобального загрязнения», где расположены четыре наиболее загрязненные страны – Бангладеш, Индия, Непал и Пакистан, – которые в совокупности составляют почти четверть населения мира, говорится в докладе.
В каждой из этих стран среднестатистический житель теряет пять лет своей жизни из-за загрязнения, добавили они. В наиболее загрязненных регионах эти потери еще выше.
В то время как загрязнение воздуха в Китае с годами неуклонно снижалось, в Южной Азии оно возросло до такой степени, что оказывает большее влияние на продолжительность жизни, чем употребление табака или небезопасная вода.
В Индии риск особенно высок, отчасти из-за плотности населения и огромного количества людей, живущих в сильно загрязненных городских районах. В 2021 году загрязнение твердыми частицами в Индии более чем в 10 раз превысило рекомендации ВОЗ, говорится в отчете.
По его словам, здесь действуют различные факторы; За последние 20 лет в этих странах наблюдался взрывной рост населения, экономическое развитие и индустриализация. Соответственно резко возросли спрос на энергию и использование ископаемого топлива; в Бангладеш количество автомобилей на дорогах утроилось с 2010 по 2020 год.
Другие методы, такие как сжигание урожая, которое многие фермеры используют для расчистки полей перед сбором урожая, а также использование печей для обжига кирпича, также способствуют увеличению загрязнения.
В докладе говорится, что правительства этих регионов начали формировать инициативы и политику по сокращению загрязнения, но могут столкнуться с более сложной задачей из-за разницы в экономической мощи и инфраструктуре.
«Страны, испытывающие сегодня наиболее сильное загрязнение, не имеют инструментов, необходимых для заполнения этих основных дыр в управлении качеством воздуха», таких как создание надежных и общедоступных данных о качестве воздуха, говорится в отчете.
Африка, еще одна горячая точка загрязнения, сталкивается с аналогичными трудностями. Несмотря на то, что существуют крупные глобальные фонды, помогающие африканским странам бороться с такими рисками для здоровья, как ВИЧ/СПИД, малярия и туберкулез, нет ничего похожего на борьбу с загрязнением окружающей среды.
В докладе добавлено, что помощь международных организаций и частных доноров могла бы иметь большое значение для создания необходимой инфраструктуры, но «сейчас этого не происходит», говорится в докладе.