Цветы преткновения. Акция «Дети вместо цветов»: благо или обязаловка? Личное мнение
Добрый день, уважаемые читатели!
Уже завтра наступит 1 сентября, и сегодня мне хочется поднять такую тему, как благотворительная акция «Дети вместо цветов».

Многие школы принимают участие в ежегодной благотворительной акции «Дети вместо цветов». Суть акции заключается в том, что 1 сентября, в День знаний, вместо букета цветов от каждого ученика родители дарят учителю один общий, а остальные деньги перечисляют больным детям — подопечным благотворительного фонда.
И уже традиционно решение этого вопроса в классе вызывает споры. Если многие учителя и родители с удовольствием отказываются от цветов ради помощи нуждающимся, то другие категорически против такого новшества и жалуются на то, что акция стала принудительной. Противники акции говорят, что нарушаются добрые и привычные традиции, ведь 1 сентября без цветов – как Новый год без елки.
С чего всё начиналось

В 2014 году в конце августа учительница литературы из Москвы Ася Штейн написала пост в «Фейсбуке», предложив своим коллегам-учителям поговорить с учениками и родителями, чтобы те не дарили много цветов, а направили деньги на благотворительность. Подумать только, сколько денег тратится на цветы, которые завянут через неделю, а то и пару дней. А ведь есть гораздо более важные вещи. Например, подарить немножко праздника тем, кому он особенно нужен. Что это значит? Как это сделать? Вот что тогда писала сама Ася Штейн:
«Дорогие учителя, пожалуйста, предложите своим ученикам и их родителям потратить посильные деньги не на мертвые срезанные цветы, а на живых детей, которым можно облегчить боль, купить портативный аппарат ИВЛ, инвалидную коляску, сделать операцию на сердце, или хотя бы купить маленьких игрушек для "Коробок храбрости", которые помогут маленьким детям пережить тяжелые и болезненные манипуляции в онкологических центрах».
По итогам поста разгорелась бурная дискуссия между теми, кто выступал за, и кто был категорически против.
Аргументы "за" понятны. Учителя действительно часто не знают, что делать с тридцатью букетами, а благотворительность — дело нужное. Аргументы против были обоснованы тем, что нельзя лишать детей и педагогов праздника, а цветы всегда были частью традиции и его неотъемлемым атрибутом.
Что говорят родители по поводу акции «Дети вместо цветов»
Многие родители не могут представить, что их ребёнок отправится на линейку 1 сентября с пустыми руками. Людям это кажется неправильным, некрасивым, неблагодарным.

Большая часть опрошенных семей высказалась за акцию. Кто-то даже давал оценку атмосфере в школе по тому, как на предложение принять в ней участие реагировали другие родители.
«Первый раз, когда акцию попыталась продвинуть, это вызвало очень негативную реакцию. Второй раз, в другой школе, родители поддержали — и это было для меня плюсом в смысле оценки школы и атмосферы там. Каждый сдает деньги на одну розу, подсолнух, что угодно, и получается один большой и классный букет учителю, потому что детей, так-то, 33. Остальное без ограничений и норм на благотворительность — каждый год выбираем новый фонд и обсуждаем это, в том числе и с детьми. Минусов не вижу вообще. Учительница говорит, что ей отлично», — пишет Анастасия Лотарева из Москвы.
Упоминали и о том, что цветы — недолговечная радость.
«Как внучка учителя считаю, что один большой букет порадует учителя так же, как и 30. Даже больше. Потому что цветы в ведре — так себе удовольствие», — заключает москвичка Светлана Борок.
Но и других мнений немало. Чаще всего встречается точка зрения, что акция — это некая «обязаловка», которая может расколоть класс.
«С одной стороны — идея хорошая. С другой — ее, как и многие инициативы, несколько портит элемент обязаловки, и ударить это может не по условным людям среднего достатка, а по тем, кто беднее. Условно говоря: есть семья, где 500 рублей — это не букет цветов и не кофе с пирожным, а запас долгоиграющих продуктов на неделю, и есть у семьи дача с садом и огородом, где они астры на первое сентября бесплатно растят (а заодно и овощи себе на зимние закрутки). И если они подарят этот свой домашний букет, он может быть лучше покупного (ну или не хуже), а вот если они не сдадут 500 рублей больным детям, потому что у них каждая копейка на счету — станут изгоями в школьном коллективе», — приводит пример Яна Крупина, Санкт-Петербург.
Писали и о манипуляции, которые чувствуют в посыле акции.
«Когда-то, лет 6 назад я наивно поддержала эту идею и сподвигла класс сына поучаствовать. Потом пожалела. Нельзя смешивать праздник для детей и благотворительность за счет отъема у них радости. Есть сотни дней в году, когда можно и нужно рассказывать детям об их сверстниках, которые тяжело больны. Но не 1 сентября. Психологически это — навязывание вины: ага, вот ты-то жив и здоров, а кто-то сегодня в школу не идёт, а кому-то плохо, как тебе не стыдно веселиться на линейке...
Акция в Москве давно превратилась в обязаловку и манипуляцию», — пишет Ольга Киц-Ковязина из Москвы.
Слово учителям

Опрошенные учителя просили сохранить анонимность. В большинстве своем они тоже высказывались "за".
«Честно скажу, коллеги меня не поддерживают. Я предлагала, но не знаю — может быть, родители пока не хотят. Я работаю 26 лет в школе, мне акция «Дети вместо цветов» — в удовольствие. Это благое дело. Это большой праздник, когда ты знаешь, что каждый некупленный цветочек — это чье-то здоровье, лекарство, еще один день жизни. Я читала, что есть негативные отзывы. Так всегда бывает, вы же сами понимаете.
Для меня как для учителя главный подарок — это успехи детей. Когда я слышу, как мои дети помогли кому-то — вот это праздник. У всех свое понятие праздника. Цветы — это лишняя трата денег. Может, я не права. Это мое личное мнение. Я считаю, что эти деньги лучше перечислить на помощь детям».
Кроме того, педагоги отмечали, что на самом деле срезанные цветы не приносят радость.
"Да, конечно. И в нашем коллективе есть такое мнение. Почему-то считают, что цветы могут принести радость. Я считаю, что приносят радость цветы на грядке, когда они цветут для всех, а не подаренный букет за огромные деньги, который завянет через три дня. Потраченные деньги могут поправить жизнь ребенку, помочь ему в трудную минуту. А букеты, поверьте мне, не самая главная в жизни радость. Радость — это когда дети приходят к тебе на уроки и улыбаются. И они здоровы. 30 человек в классе, 30 букетов — зачем они нужны и кому они нужны? Сейчас вышел на улицу — и кругом клумбы. Я совершенно против того, чтобы дарить срезанные цветы".
Но были и другие ответы. Например, не всегда учителям удобно говорить с родителями об акции.
«Мне трудно говорить родителям об акции «Дети вместо цветов». Потому что наиболее удобная для меня позиция: «Ничего не надо, приводите детей, будем их учить». Тем более, что я вообще мужчина. А объявив об акции, я становлюсь в ту самую позицию просителя, которую сильно не люблю».
Не всем учителям нравится шумиха и размах.
«Мне не нравится, когда людей принуждают ходить строем, даже если строй идет в правильную сторону. Дела милосердия должны делаться тихо, без шума и публичности. Хотя, я знаю, многие со мной не согласятся: акция позволяет фондам собирать крупные суммы. И это — хорошо».
Вывод: Как видно из комментариев родителей и учителей, в обществе никакого единства насчет акции по-прежнему нет. И дело не в первоначальной идее, а в том, как она реализуется «на местах». В родительских чатах обсуждение часто происходит на повышенных тонах. Некоторые не хотят жертвовать на благотворительность, но сдают деньги, чтобы их ребенок не чувствовал себя изгоем. Учителя, с одной стороны, не знают, что делать с 30-ю букетами цветов, а с другой—не хотят суеты и квитанций о благотворительных взносах от учеников.
Как нужно объяснить детям важность этой акции?
Пример одного учителя.
Объяснять детям гораздо проще. Я показала своему классу видеоролики "Уроки добра" от фонда "Вера". Мы говорили с детьми о том, что не надо бояться людей, которые немного отличаются от них. Бывает, что ребенок сидит в кресле — в этом нет ничего страшного.
Когда они увидели «Урок добра», дети были так тронуты, что один мальчик даже расплакался. Он вспомнил, как его брат болел. Дети все понимают. Я стараюсь на каждом уроке говорить о том, что, несмотря ни на что, все мы равны. Я говорю, что не нужно смеяться, издеваться над ними, наоборот — помогите.
На уроке доброты я говорю: «Вот вы помогли мальчику, девочке, вы подарили им жизнь». И они такие довольные и счастливые от понимания важности акции — ведь они вложили свою капельку добра в большое дело.
Можно ли научить доброте?
Мне кажется, можно. Дети — самые чистые существа. Они по своей природе самые добрые. Но их могут испортить взрослые. Можно научить доброте с помощью художественной литературы, фильмов, бесед, на личном примере. Лишь бы они не попали в жестокие руки.
Есть такая поговорка — с волками жить, по-волчьи выть. Если ребенок живет в доброте и видит, что все вокруг добрые, он тоже будет добрым. Если вы или я будем практиковать уроки доброты, жить в доброте и стараться помочь, мы, конечно, сможем их научить. Если он живет со стаей волков, он становится волчонком. А если он находится в коллективе, где люди участвуют в благотворительных акциях, то он будет тянуться к добру. Поэтому очень важно участвовать со своими детьми во всевозможных акциях.
Личное мнение автора
Конечно, цветы для учителя – это очень важно, ведь женщины любят цветы. Чем больше цветов, тем у учителя праздничнее настроение, это признак того, что его любят и ценят. Но… акция «Дети вместо цветов» – это хорошее начало учебного года, она помогает сплотить класс – детей, родителей и учителя – приобщением к доброму делу.
Этот опыт останется навсегда с детьми и послужит в развитии их личностей на пути к добру.
Наших детей в школе учат разным предметам, а вот где же нам научить детей милосердию? Это ведь совсем непросто. А тут такая возможность! Эта акция помогает привлечь внимание учеников и родителей к людям, которым нужна помощь.

Я считаю, что акция "Дети вместо цветов" — это очень крутое переосмысление устаревших ритуалов и традиций. Раньше цветы было не достать, поэтому дарить их было важно и ценно.
В современных школах цветы и подарки стали скорее обязанностью, чем искренним желанием поздравить человека. И даритель, и получатель становятся заложниками странных ритуалов. И если подарок не вручен, то это кажется преступлением.
Возможно, благодаря этой акции общественность избавится от стереотипа, когда каждый родитель считает должным подарить учителю букет, не понимая, зачем это делает он, зачем это делает ребенок, надо ли действительно это учителю.
Получается, что многие дарят цветы как формальность. Понятно, что формальность—это, конечно, знак выражения благодарности учителю, но ведь выражать её можно не только цветами и не только 1 сентября. Как вариант, это могут быть просто слова не обязательно в День знаний, а в тот день, когда хочется выразить свою благодарность.
Как здорово, что учителя и родители находят в себе силы поставить под сомнение традицию дарить дорогие букеты цветов. Как хорошо, что возникла идея возродить этот ритуал и придать ему новый, более осознанный и живой смысл.
Благодаря акциям, вроде этой, вдруг понимаешь, что такое простое, повседневное действие может сделать нечто большее и возникает чувство общности, причастности и созидания.
Конечно, это выбор каждого родителя, хотят ли они участвовать в этой акции или нет. Лично я за девиз: «Ваша помощь не завянет» и это очень мотивирует.
А любимому учителю ребенок все равно подарит цветы, вне зависимости от акции.
Подведем итог
Акция «Дети вместо цветов» может рассматриваться как и благо, так и обязаловка, в зависимости от конкретной ситуации.
С одной стороны, такая акция может способствовать формированию социальной ответственности, эмпатии и солидарности в обществе. Она позволяет детям принять активное участие в помощи нуждающимся, понять, что маленькие действия могут иметь значительный эффект и привести к изменениям в лучшую сторону. Также это способствует развитию взаимопонимания и содействию детям, отходящим от стереотипов и традиционных представлений о дарении и праздновании.
С другой стороны, такая акция может быть рассмотрена как обязаловка или принуждение к участию в благотворительной деятельности. Некоторые люди могут испытывать давление или чувство вины, если они не будут участвовать в акции или не сдадут деньги на замену цветам. Это может вызывать негативные эмоции и негативное отношение к самой акции или к благотворительности в целом.
Поэтому важно, чтобы подобные акции были проводимы добровольно, без принуждения и возможности выбора, а также с ясным объяснением целей и результатов действий. Каждый должен иметь свободу выбора в участии в благотворительных акциях, и нет необходимости воспринимать их как обязаловку.
Источник: https://pedsovet-org.turbopages.org/pedsovet.org/s/article/deti-vmesto-cvetov-blago-ili-obazalovka
Как вы считаете, что нужно дарить на 1 сентября?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Спасибо, что оценили.
vk.com