Тетрафармак - Остановка жизни от Эпикура
Тетрафармакон представляет собой сжатое изложение основных положений учения Эпикура о том, как следует жить.
Он известен нам по тексту эпикурейского философа Филодема, хранящемуся на так называемой Вилле свитков в Гераклионе (Италия) (прим.: Эрколано, древний Геркуланум).
Тетрафармакон
Бог - бесстрашный, смерть - не подозревающая, благоверный - легко приобретаемая, а трусливый - эвкартарион.
Филодем (эпикурейский философ)
и в современном греческом языке:
Бога не боятся, смерти не подозревают, добро легко приобретают, а зло легко переносят.
Бесстрашный Бог
По мнению Эпикура и многих других греков его времени, боги - это не люди, с их желаниями и страстями, а совершенные существа, не имеющие никаких желаний и по определению не вмешивающиеся в человеческие дела. Это объяснялось тем, что в любом действии богов обнаруживается некая цель, а значит, и желание. Это, в свою очередь, выявляло некий недостаток, который автоматически делал бога менее совершенным. Таким образом, согласно Эпикуру, боги существуют, но по определению не имеют отношения к человеческим делам.
Неожиданная смерть
По словам Эпикура, "смерть для нас ничего не значит... когда мы существуем, смерть не присутствует, а когда смерть присутствует, мы перестали существовать". Эпикурейцы не разделяли распространенную в то время веру в существование жизни после смерти и считали, что со смертью все кончается, поскольку не видели никаких доказательств существования предполагаемой загробной жизни. По мнению Эпикура, смерть - это величайшая из всех мук, как по продолжительности, так и по интенсивности. Это привело к созданию теории загробной жизни, которая, в свою очередь, порождает страдания у людей, поскольку предполагает либо вечность счастья для нравственных, либо вечность страданий для безнравственных. Эпикурейцы избавляются от этих мучений, не веря в теорию загробной жизни.
Хорошие вещи в жизни достаются легко
Здесь философ имеет в виду, что предметы первой необходимости (пища, жилье и т.д.) очень легко достаются любому человеку. Когда человек хочет больше, чем ему нужно (обжорство, скупость, ревность, чувственность и т.д.), то у него возникают потребности, которые, оставшись неудовлетворенными, приводят к несчастью. Но для Эпикура эти потребности фиктивны, а то, что действительно нужно, очень легко получить.
И страшный эукартарион
Согласно эпикурейству, страдания бывают либо короткими и сильными, либо хроническими и короткими. В первом случае боль проходит сравнительно быстро, во втором - сравнительно легко привыкается. Сильная и хроническая боль встречается крайне редко. Поэтому не нужно мучиться и бояться боли и страданий.
источник: lifestyle.com