Касьяненко Василий Игоревич
Касьяненко В. И.Подписчиков: 55
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг9581

Изменения в Федеральный закон «Об охране озера Байкал»

467 просмотров
263 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 13,21 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Изменения в Федеральный закон «Об охране озера Байкал»

(https://sozd.duma.gov.ru/bill/387575-8)

Широкий общественный резонанс вызвала новость принятия Государственной Думой РФ в первом чтении законопроекта № 387575-8 «О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и статью 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Мы решили не оставаться в стороне и выразить свое отношение к происходящему. Чтобы трезво оценить ситуацию предлагаем разобрать данный законопроект так сказать «по полочкам».

Итак, предлагается до 31 декабря 2030 года допустить проведение в Центральной экологической зоне сплошных рубок лесных насаждений в целях:

1) строительства, реконструкции и эксплуатации сооружений инженерной защиты территорий и объектов (селезащитных и иных гидротехнических сооружений), предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод водных объектов согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, а также других сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Стоит обратить внимание, что водные объекты, перечисленные в приложении 1 это реки в Слюдянском районе Иркутской области, прилегающие к шламонакопителям БЦБК.

Угроза схода селевых потоков в Слюдянском районе является вполне реальной и научно обоснованной. Проект селезащитных сооружений предполагает спрямление русел рек, которые в свою очередь примыкают к землям лесного фонда. Без проведения сплошных рубок лесных насаждений нивелировать угрозу причинения колоссального ущерба озеру Байкал попросту невозможно. Промедление в данной ситуации создает реальную угрозу экологической катастрофы, а безуспешные попытки в течение 10 лет ликвидировать отходы БЦБК говорит о том, что по крайней мере в ближайшее время миллионы тонн отходов комбината будут находится все там же.

2) строительства, реконструкции и эксплуатации объектов систем коммунальной инфраструктуры, необходимых для обеспечения функционирования населенных пунктов, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Еще в 2017 году Президентом РФ даны поручения (п. 3 Перечня поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории 4 августа 2017 года № Пр-1602) о внесении границ населенных пунктов, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Сделано это в целях реализации конституционных прав и законных интересов граждан РФ, проживающих в этих населенных пунктах.

Что может относиться к указанным объектам? На ум сразу приходят очистные сооружения, без которых комфортное существование населенного пункта и соблюдение требований природоохранного законодательства об охране вод представляется невозможным. Сюда же относятся объекты и систем - тепло и-водоснабжения, трубопроводы и проч.

3) строительства, реконструкции и эксплуатации объектов систем коммунальной инфраструктуры, необходимых для обеспечения функционирования особой экономической зоны «Ворота Байкала» в границах земельных участков согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, а также в границах земельных участков, образованных из земельных участков согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону;

4) строительства, реконструкции и эксплуатации объектов временного размещения, общественного питания и бытового обслуживания для организации и осуществления передвижения посетителей, обеспечения личной гигиены посетителей, внеуличного транспорта особой экономической зоны «Ворота Байкала» в границах земельных участков согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, а также в границах земельных участков, образованных из земельных участков согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

В целях нивелирования негативных последствий и возможных злоупотреблений авторами законопроекта определены конкретные земельные участки, предназначенные для функционирования ОЭЗ «Ворота Байкала» (общая площадь указанных участков составляет – 762,0315 Га.)

Очень много «копий» сломано в вопросе эффективности функционирования особых экономических зон, коих на сегодняшний день всего две - одна в Республике Бурятия, одна в Иркутской области.

Полагаем, что говорить об эффективности данного института на сегодняшний день преждевременно именно по той причине, что развитие особых экономических зон не возможно без соответствующих инвестиций со стороны государства и бизнеса.

Но, как можно инвестировать значительные денежные средства в проекты, строительство и развитие объектов рекреации на территории особых экономических зон, если их реализация, в силу запрета на рубки лесных насаждений, будет невозможна? В шахматах такая ситуация называется «патовой» - когда, с одной стороны в целях снижения антропогенной нагрузки создаются особые экономические зоны для концентрации объектов рекреации, предоставления качественных туристических услуг, с другой стороны, в отсутствие возможности реализации инфраструктурных решений у бизнеса просто нет интереса к указанным территориям.

5) строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

В целях нивелирования негативных последствий и возможных злоупотреблений авторами законопроекта определены конкретные участки дорог для строительства, реконструкции и эксплуатации которых допустимы сплошные рубки (две федеральных и пять дорог регионального и межмуниципального значения). Яркий пример сложившейся ситуации – дорога на острове Ольхон. Строительство этой дороги, к слову также по поручению Президента РФ, уже обросло массой правовых проблем и уголовных дел. Однако, в отсутствие указанной асфальтированной дороги, экологический ущерб от движения личного и общественного транспорта представляется колоссальным, от поднимаемой транспортом пыли, до прокладки «стихийных дорог», что в условиях тончайшего плодородного слоя почвы, приводит к тому, что мы легко можем увидеть на спутниковых снимках острова (безжизненные многочисленные «транспортные артерии»).

6) реализации комплекса мероприятий по созданию и обеспечению противопожарных разрывов (противопожарных расстояний) для населенных пунктов согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

Наверное, никто не будет спорить с тем, что жизнь человека бесценна, также бесспорным является тот факт, что большинство лесных пожаров происходит по его вине. Сложилась ситуация, что для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, поименованных в Приложении № 4 законопроекта, необходимо создание и обеспечение противопожарных разрывов, однако сделать это невозможно поскольку населенные пункты, земельные участки и строения граждан примыкают к землям лесного фонда и создание соответствующих противопожарных разрывов возможно только по земельным участкам, находящимся в частной собственности.

Казалось бы, вот же выход из ситуации – выкуп земельных участков для муниципальных нужд в целях создания этих самых разрывов. Однако в муниципальных бюджетах денежные средства на данные мероприятия отсутствуют, договориться о выкупной цене с собственниками в 99% случаев не получится, что автоматически переводит ситуацию в судебную плоскость, не говоря уже о моральной стороне вопроса, когда дом, в котором человек родился, «отнимет» государство.

7) строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, необходимых для обеспечения функционирования объектов, создаваемых (реализуемых) в соответствии с подпунктами 1-6 настоящей статьи.

Без линейных объектов, все вышеуказанные компромиссные решения попросту теряют свой смысл.

В качестве дополнительных защитных механизмов авторы законопроекта указывают, что «перечень сооружений, объектов и мероприятий, указанных в пункте 5 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. В указанный перечень наряду с такими сооружениями, объектами и мероприятиями включаются мероприятия по охране окружающей среды, связанные со строительством, реконструкцией и эксплуатацией таких объектов.

Кроме того, «Мероприятия по лесовосстановлению и компенсационные посадки деревьев и кустарников осуществляются в объеме 5 к 1 относительно объема вырубленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи лесных насаждений и отдельных деревьев и кустарников.».

Также авторами законопроекта указывается, что «при строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства и некапитальных строений и сооружений

в границах особой экономической зоны «Ворота Байкала», для строительства которых требуется проведение сплошных рубок в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 5 настоящей статьи, необходимо проведение комплексного экологического обследования территории, на которой планируется осуществление такой хозяйственной деятельности, материалы которого являются объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня».

Наличие положительного заключения экологической экспертизы также является дополнительным защитным механизмом от чрезмерного или необоснованного воздействия на уникальную природу Байкала.

В составе материалов комплексного экологического обследования территории, на которой планируется осуществление хозяйственной деятельности, интерес представляет информация о рисках нарушения уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны, возникающих вследствие планируемой хозяйственной деятельности; заключение о возможности осуществления планируемой хозяйственной деятельности с учетом режима охраны Байкальской природной территории и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, требования к которым установлены статьей 13 настоящего Федерального закона, а также уровня воздействия на атмосферный воздух, водные объекты, почвы, земли, объекты животного мира и среду их обитания, леса, недра, водные биологические ресурсы и среду их обитания, охотничьи ресурсы и среду их обитания.

Отдельно стоит отметить, что «увеличение площади особой экономической зоны «Ворота Байкала» и создание новых экономических зон в центральной экологической зоне Байкальской природной территории не допускается».

Не ясным остается положение ОЭЗ «Байкальская гавань» на территории Республики Бурятия, как в вопросах увеличения площади, так и в вопросах проведения сплошных рубок. Вместе с тем, думается, что во втором чтении депутатами будут предложены соответствующие поправки к законопроекту.

Мы полагаем, что реализация всех вышеуказанных «защитных механизмов» в совокупности позволит не только не допустить причинение ущерба окружающей среде связанного со сплошными рубками, но и предотвратить возможность экологической катастрофы на берегах священного озера.

Отдельного рассмотрения заслуживают положения законопроекта, допускающие по 31 декабря 2025 года в центральной экологической зоне Байкальской природной территории перевод земель лесного фонда в случаях:

1) перевода земель и земельных участков в земли и земельные участки особо охраняемых территорий и объектов при организации и создании военных и гражданских захоронений;

2) перевода земель в земли населенных пунктов при установлении документами территориального планирования границ населенных пунктов

в пределах фактически занятой ими территории по состоянию

на 1 января 2018 года в соответствии с порядком, предусмотренным частями

20 – 26 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Ключевым моментом является оговорка что «перевод указанных земель и земельных участков допускается в населенных пунктах согласно

приложению 4 к настоящему Федеральному закону».

Для осмысления данных изменений стоит вновь вернуться к п. 3 Перечня поручений Президента РФ от 4 августа 2017 года № Пр-1602.

При реализации данных поручений в границы населенных пунктов, расположенных в Центральной экологической зоне БПТ, вошли земельные участки, отнесенные к землям лесного фонда, в некоторых случаях расположенные, например, в центральной части города или поселка. Поскольку территории населенных пунктов устанавливались по состоянию

на 1 января 2018 года и расширению они не подлежат, в силу требований действующего законодательства органы местного самоуправления вправе распоряжаться этими землями в границах населенных пунктов для развития этих территорий.

Подытоживая все вышесказанное нам хотелось бы отметить, что данный законопроект направлен на обеспечение баланса экологических и экономических интересов общества, бизнеса и государства, необходимость изменений назрела уже очень давно. Что касается формулировок, то именно ко второму чтению в законопроект депутатами подготавливаются различные поправки, число которых не ограничено. С интересом наблюдаем за развитием событий.

Понравилась публикация?
23 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Касьяненко Василий Игоревич
Александр
Подписчиков 313
позавчера, 18:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг190.4к
Добрый день уважаемые читатели.При наличии моей позиции по отношению к представителю ...
Подробнее
Неинтересно
-1
1
Денис
Подписчиков 9475
сегодня, 10:07
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг18.5М
Мороженое - любимое лакомство для всех возрастовНу, что может быть лучше в жаркий летний денек,...
Подробнее
Неинтересно
0
62
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5287
сегодня, 11:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.4М
Подробнее
Неинтересно
00:42
Поделитесь этим видео
0
30
Дедушка Геннадий
Подписчиков 5287
сегодня, 12:27
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг14.4М
Подробнее
Неинтересно
00:17
Поделитесь этим видео
0
22
Ксения-Питер
Подписчиков 2467
вчера, 20:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.4М
Здравствуйте уважаемые читатели и гости сайта!
Подробнее
Неинтересно
04:04
Поделитесь этим видео
0
46
Виктор Павлович
Подписчиков 487
сегодня, 08:58
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг11.1М
Вчера шли дожди. Молния ударила в зонтик. Вспышка. Человека не стало.
Подробнее
Неинтересно
00:25
Поделитесь этим видео
0
22
Валерий Ш
Подписчиков 26888
вчера, 18:21
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг46.2М
Не смотря на санкции, гонения и штрафы славные «голые вечеринки» продолжают своё шествие по России.
Подробнее
Неинтересно
01:12
Поделитесь этим видео
-5
91
Павел
Подписчиков 158
сегодня, 09:49
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг296.9к
Я всегда мечтал о том, чтобы провести свой отпуск в Турции. Я представлял себе, как буду наслаждаться солнцем,...
Подробнее
Неинтересно
0
11