Вездесущий кот
Вездесущий кот Подписчиков: 1366
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6917

Разгадывая Тайну опломбированного вагона: Путь Ленина в Россию в 1917 году.

7 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Разгадывая Тайну опломбированного вагона: Путь Ленина в Россию в 1917 году.

Из учебников истории мы знаем, что 9 апреля 1917 года поезд, в котором находилась группа революционеров во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным, отправился из Швейцарии, чтобы через неделю прибыть на Финляндский вокзал Петрограда. Но споры о том, почему вагон, в котором ехал Ильич, был опломбирован, да и был ли опломбирован вообще, ведутся по сей день...

Все пути отрезаны!

32 выходца из Российской империи отправились из Цюриха до немецкой границы, где пересели в вагон, сопровождавшийся двумя офицерами германского Генштаба. Именно поэтому многие и стали считать, что Германия специально набрала в эмиграции толпу русскоязычных революционеров, снабдила их деньгами, посадила в секретный запечатанный вагон и отправила в Россию, дабы победить таким образом в Первой мировой войне.

На самом же деле никакого заговора не существовало. Просто у жившего несколько лет в эмиграции Ленина не было иной возможности вернуться в Россию через изрытую траншеями Европу.

Временное правительство выделяло средства для возвращения своих граждан в страну, но большевики на такую помощь рассчитывать, понятное дело, не могли. Франция в выдаче виз им отказала. В воющей Германии Ленин и компания были нежелательным элементом враждебной державы. Англия немедленно арестовывала всех социал-демократов, оказавшихся на ее территории. Все пути отрезаны! Поэтому для Ильича и его соратников маршрут Швейцария - Германия - Швеция - Финляндия - Россия оказался едва ли не единственно возможным.

Ну а легенда о якобы опломбированном вагоне зародилась с подачи Уинстона Черчилля, который писал: «Немцы ввезли Ленина в Россию в изолированном вагоне как чумную бациллу». Мол, Владимир Ильич работал на немецкую разведку, поэтому такая секретность.

Паспорта не проверяли

В реальности же опломбированными были только три из четырех дверей вагона - чтобы внутрь не могли проникнуть посторонние, а сопровождавшие вагон немецкие офицеры имели возможность контролировать соблюдение соглашения о проезде.

Право общения с немецкими властями по пути следования имел только секретарь Швейцарской социал-демократической партии Фриц Платтен. Он же выступал и посредником в переговорах между Лениным и послом Германии в Швейцарии бароном Ромбергом о свободном проезде русских эмигрантов через территорию этой страны.

В подписанном соглашении о 32 пассажирах говорилось как о «политических эмигрантах и беженцах, возвращающихся через Германию в Россию». За выделенным им вагоном признавалось право экстерриториальности - то есть никакого контроля паспортов и багажа не должно было производиться. Но швейцарские таможенники провели все-таки досмотр. Оказалось, что россияне превысили нормы провоза некоторых продуктов, особенно шоколада. Излишки были конфискованы. Пассажиров пересчитали - но их документы не проверяли.

Специальный пункт упомянутого выше соглашения гласил: «Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона». Именно поэтому часть дверей и была закрыта. «Проведенная мелом черта на полу коридора отделяла - без нейтральной зоны - территорию, занятую немцами, с одной стороны, от русской территории - с другой... Верховное командование приказало своим уполномоченным предотвращать любой контакт с немецким населением», - рассказывал Платтен о той исторической поездке.

Кепка из Стокгольма

Кто же ехал в том самом вагоне смешанного второго и третьего класса, наполовину мягкого, наполовину жесткого?

Надежда Крупская в воспоминаниях приводила подробный список пассажиров: «...Ехали мы, Зиновьевы, Усиевичи, Инесса Арманд, Сафаровы, Ольга Равич, Абрамович из Шо-де-Фон. Гребельская, Харитонов, Линде, Розенблюм, Бойцов, Миха Цхакая, Мариенгофы, Сокольников. Под видом россиянина ехал Радек. Всего ехали 30 человек, если не считать четырехлетнего сынишки бундовки, ехавшей с нами, - кудрявого Роберта. Сопровождал нас Фриц Платтен».

Мест всем не хватало. Поэтому в отдельных купе разместились только Ленин с Крупской, семья Григория Зиновьева, а также партийная активистка Буля Поговекая с малолетним сыном. Остальные же ехали как в общем вагоне, даже спали по очереди.

Поездка через Германию заняла три дня. Конечным пунктом стал немецкий порт Засниц. Там революционеры пересели на паром «Королева Виктория» и на нем прибыли в шведский порт Треллеборг. Оттуда на поезде приехали в Стокгольм, где Ленин купил себе знаменитою кепку.

Далее добрались до пограничного шведского городка Хапаранда, там сели в другой поезд, пересекли Финляндию, которая тогда была частью России. И наконец прибыли на Финляндский вокзал Петрограда, где и состоялось знаменитое выступление на броневике...

Стоит заметить, что вагон с Лениным был хоть и самым известным в истории, но не единственным из опломбированных.

Всего подобным образом через Германию проследовало около 300 российских политиков и членов их семей. Среди них были меньшевики, эсеры, анархо-коммунисты. Лидер российской социал-демократии, один из организаторов партии меньшевиков Юлий Мартов. Народник, член «Земли и воли», один из редакторов «Искры» Павел Аксельрод. Но о том, что они были немецкими шпионами, никто не говорит, конечно. Подобное клеймо народная молва поставила только на Ленине...

Понравилась публикация?
24 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Руссо, или Искусство раздавать советы, которыми не пользуешься сам

Дочитала недавно Жан-Жака Руссо. Интересно и тяжеловесно. Но вот терзают мою душу смутные сомнения. Имеет ли вся эта писанина смысл? Объясню. Человек, написавший фундаментальный труд «Эмиль, или О воспитании»,

Утро из Саратова

Город славится своей уникальной архитектурой, богатой историей купеческого города, а также своей ролью как «хлебной столицы» и центра производства пшеницы и подсолнечника.
00:17
Поделитесь этим видео