Свободный писатель
Свободный писатель Подписчиков: 124
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 336

Советским солдатам удалось украсть немецкую форму и сбежать из плена на вражеском самолете.

12 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,78 рублей за дочитывания
Зарабатывать

В годы Великой Отечественной Войны множество Советских солдат и офицеров по разным причинам оказались в немецком плену. Одним из них стал Николая Кузьмич Лошаков. Советский лётчик-истребитель был сбит во время воздушного боя 27 мая 1943 года в районе Ленинграда.

До этого момента на счету молодого летчика было более 120 боевых вылетов, два лично сбитых немецких самолета и один в составе группы.

Советским солдатам удалось украсть немецкую форму и сбежать из плена на вражеском самолете.

В своем последнем воздушном бою Николая Кузьмич выполнял задание по уничтожению немецких самолетов-корректировщиков. Во время боя Николая оказался далеко в немецком тылу и на его перехват вылетели немецкие истребители. Понимая, что в скором времени его Як-1 Б Лошаков совершив манёвр развернулся и направил самолет в сторону линию фронта. Но огонь немецких истребителей смог повредить двигатель Як-1 Б, а также ранить самого пилота. Николая Кузьмич был вынужден катапультироваться из горящего самолета.

В полете он потерял сознание. В себя он пришел уже в немецком лагере военнопленных. О том, что он был взять в плен Николая Кузьмич узнал от советских врачей, которые так же находились в плену.

Вскоре в палату зашел немецкий офицер и потребовал от Лошакова указать точное месторасположение его части и число самолетов. Николая Кузьмич пошел на хитрость и сделал вид что, потерял сознание. Офицеру пришлось перенести допрос. Воспользовавшись этой возможностью Николая Кузьмич смог придумать себе легенду. Так же в одном из карманов формы он нашел свой партийный билет. Хранить подобный документ было большим риском, однако Лошаков не стал от него избавляться.

Вскоре Николая Кузьмича доставили на допрос, во время которого от него снова требовали указать точное месторасположение его части и число самолетов. На допросе Лошаков заявил, что он недавно был призван в ряды Советской армии и ни каких ценных данных сообщить не может. А боевой вылет, во время которого он был сбит, был его первым. Немцы поверили 19-летнему Лошакову и он был направлен в лагерь.

Там Николая Кузьмич познакомился с двумя другими пленными летчиками Михаилом Казновым и Геннадием Кузнецовым. Вскоре троица стала готовить побег. Однако их план был раскрыт, и все получили жестокое наказание. Лошаков и Кузнецов были отправлены в разные лагеря, а Михаил Казнов был расстрелян.

После прибытия в новый лагерь Николая Кузьмич снова был доставлен на допрос, где он повторил свою легенду. Но на этот раз ему не поверили и отправили в Ригу, для проведения "особого" допроса. Там Лошакова подвергли пыткам с целью выбить показания. Но советский летчик продолжал стоять на своем. Позже советским войска удалось захватить архивные документы немецкой разведки, где среди прочих документов были протоколы допросов. Одним из них был протокол Допроса Лошакова. В документе говорилось что Николая Кузьмич Лошаков во время допросов придерживался своей версии. И не добившись от него признания немцы отправили его обратно в лагерь.

В лагере Лошаков был направлен на строительные работы дороги ведущий к аэродрому. Во время работ он познакомился с Иваном Александровичем Денисюком, который до плена служил в танковых войсках. Иван Александрович был водителем и занимался доставкой горячего для самолетов.

Во время одной из бесед Денисюк предложил Лошакову совершить побед на одном из самолетов которые стояли на аэродроме. Николая Кузьмич подозревавший, что это провокация немцев спросил у Денюсика почему он сам не сбежит, на что тот ответил, что не умеет управлять самолетом. Поняв, что Иван Александрович не работает на немцев Лошаков согласился на побег и они приступили к разработке плана.

Позже Денисюк смог выкрасть форму немецкого пилота и спрятал её в траве недалеко от аэродрома. В назначенный день Лошаков подобрался к спрятанной форме и уже собирался проникнуть на аэродром. Но побег пришлось перенести, так как на территории находился немецкий патруль с собакой.

На следующий день, 11 августа 1943 Лошаков переодевшись в немецкую форму смог пройти на территорию аэродрома. По счастливому стечению обстоятельств в этот момент на взлетно-посадочную полосу сел самолет "Шторх". Воспользовавшись моментом Николай Кузьмич залез в кабину самолета и приступил к его изучению. В это время Иван Денисюк по приказу немцев производил заправку этого самого самолета.

Вскоре советский летчик и танкист уже набирали скорость для взлета. После того как самолет оказался в воздухе по ним был открыт огонь из зенитных орудий. Позже за ними были отправлены истребители. Во время полета Лошаков получил ранения, но смог совершить долгий перелет и практически в полной темноте посадить угнанный самолет на поле в Новгородской области.

После посадки беглецы вышли к деревне Бритино, где направились к дому председателя. Там они сообщили что являются советскими солдатами, сумевшими сбежать из плена, в доказательство своих слов Лошаков предъявил свой партийный билет. Председатель незамедлительно связался со штабом и вскоре в деревню прибыли сотрудники СМЕРШ.

Беглецов доставили в НКВД для проведения допросов. Во время которых Лошаков отрицал все обвинения в измене родине и сотрудничестве с немцами. Однако ему не поверили и 4 декабря 1943 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило Николая Кузьмича Лошака к 3 годам лагерей. 12 августа 1945 года с Николая Кузьмича была снята судимость, и он вышел на свободу. В апреле 1959 году Николай Лошак был полностью реабилитирован.

Понравилась публикация?
19 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы