Спецэкспертиза организаций на получение допуска к гостайне.
Актуальность законодательного регулирования правоотношений между режимными организациями и государственными и регуляторами, уполномоченными на защиту сведений, составляющих, государственную тайну, а также гражданами, получившими допуск к работе с секретами, подтверждается теми значительными изменениями, которые в августа текущего года внесены в Закон о государственной тайне. Большинство изменений вступает в силу с 01.02.2024 года. Такая отсрочка вступления в законную силу предопределена объемом дополнений и изменений законодательства. Потребуется внесения изменений в компетенцию ФСБ, издание указов Президента, определяющих порядок составления Заключений органов безопасности о нецелесообразности допуска гражданина к государственной тайне и о прекращении гражданину допуска к государственной тайне. Причина предоставления такого права федеральному исполнительному органу, наделенному полномочиями в области безопасности вызвана повсеместными нарушениями допуска к секретам, со стороны руководителей организаций и государственных органов. В Государственной Дума озвучивалось, что около 16 тысяч секретоносителей были допущены к совершенно секретным или особой важности сведениям, у которых имелись основания для отказа в допуске к таким сведениям. Не смотря на информирование органами ФСБ этих руководителей, граждане были допущены.
Особую группу допускаемых к СС и ОВ сведениям составили заместители министров, допуск которым с февраля будущего года будет выдаваться на заседаниях Межведомственной комиссии по защите гостайны. Видимо сами министры в отношении своих заместителей на проявляли принципиальности.
Соответственно должны быть внесены изменения в Положение о МВК. Расширение перечня оснований для отказа в допуске и изменения определения термина ДОПУСК потребует внесение изменений в Постановление Правительства о порядке допуска граждан к гостайне.
Появились основания для внесения изменений в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне и в отраслевые развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Соответственно будут внесены изменения и другие нормативные правовые акты регулирующие защиту государственной тайны.
И это только видимая часть законодательного айсберга. Регулирование правоотношений в области работы с секретами осуществляется и многими секретными нормативными правовыми актами. С этими правилами и инструкциями под роспись знакомятся работники, допущенные к секретным сведениям.
Кроме нормативных правовых актов федеральных органов власти секретные работы ведутся на основе локальных нормативных правовых актов, разрабатываемых в каждой режимной организации, которые безусловно тоже в своей части будут перерабатываться и обновляться по мере опубликования подзаконных актов.
При проведении специальных экспертиз режимных организаций их готовность будет оцениваться уже на основании обновленной правовой базы, что потребует принятия оперативных мер по внесению изменений в необходимые инструкции и приказы, а также ознакомления с ними работников, допущенных к государственной тайне.
Пользуясь случаем хочется сказать юристам, которые очень лихо дают консультации по вопросам выезда, получения допуска и другим вопросам, связанным с секретными работами, ваши знания в области регулирования правоотношений ограничены только общедоступными нормативными актами, а любо секретоноситель ознакомлен и с постановлениями Правительства, приказами регуляторов, локальными актами, которые определяют порядок производства секретных работ, Правовой статус допущенного работника, его обязанности и запреты, которые доводятся в установленном порядке до каждого секретоносителя.
Для обеспечения защиты государственной тайны приняты меры и установлены требования по обязательному и рекомендованному обучению всех лиц, допущенных к секретным работам по специальным (секретным) программам в учебных заведениях внесенных в специальный Перечень.
В дальнейшем желаю успехов коллегам в оказании правовой помощи гражданам и организациям. Будут вопросы по вопросам применения законодательства о государственной тайне обращайтесь, поможем.
Интересно. Спасибо за публикацию
Вопрос, связанный с законодательным регулированием правоотношений между режимными организациями и государственными и регуляторами, является весьма сложным и требует глубокого изучения и анализа со стороны юристов и специалистов в области законодательства. Я могу предположить, что введение изменений в Закон о государственной тайне связано с необходимостью усиления контроля и обеспечения безопасности сведений, составляющих государственную тайну.
Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку.
Да, действительно все правильно указали. Можно еще дополнить, что по форме допуска 3, к секретным сведениям, проверочные мероприятия как правило не производятся. А по форме 2, к совершенно секретным сведениям, и по форме 1, к сведениям особой важности, проведение проверки органами ФСБ обязательно.
Читая ответы юристов сайта на вопросы в отношении государственной тайны просто удивляешься очень низким уровнем знаний в этой отрасли знания. Хотя некоторые заявляют, что участвуют в делах связанных с гостайной.
Иногда хочется , что-то типа ликбеза по гостайне организовать.
Ведь сейчас большинство законодательных актов открытые. И эти не читают.
Пользуясь случаем хочется подчеркнуть, что допуска это право получить доступ к секретным сведения. После увольнения допуск немедленно прекращается. Уволенный не может знакомиться с секретами в организации, где он уже не работает.
А ведь довольно распространено мнение, что допуск имеют люди давно уволенные из режимных организаций, у них допуск действует годами.