"Он был немного проклят": как украденный Ван Гог стал "головной болью" для преступного мира

Индиана Джонс мира искусства" разыскивает пропавшие произведения искусства, изъятые из музея во время блокировки Covid
Это был шедевр с проклятием: ранний Ван Гог стоимостью 3-6 млн. евро (2,6-5,2 млн. фунтов стерлингов), украденный из голландского музея три года назад, передавался в криминальном мире как горячая картошка, утверждает арт-детектив Артур Бранд.
"Мы знали, что картина переходит из одних рук в другие в преступном мире, но никто не хотел к ней прикасаться, потому что она ничего не стоила", - сказал Брэнд, известный тем, что занимается поиском похищенных произведений искусства. "Можно было только нарваться на неприятности. Поэтому он был немного проклят".
Именно по этой причине в понедельник вечером у дверей его квартиры в Амстердаме появился необычный посетитель, державший в руках потрепанную синюю сумку из "Икеи". Бранд взбежал с пакетом по лестнице, осторожно развернул длинную картину из пузырчатой пленки на глазах у коллеги, снимавшего этот момент на видео, и сравнил обратную сторону с изображением, присланным ему в качестве "доказательства жизни", что Ван Гог все еще существует. Картина была та же самая. "Это он", - сказал он. "Винсент Ван Гог вернулся. Какой день!"
В понедельник вечером завершились поиски произведений искусства, похищенных в результате дерзкой кражи ранним утром 30 марта 2020 г. из небольшого голландского музея Зингер Ларен, закрытого на тот момент из-за коронавирусных ограничений, в результате ограбления, которое прогремело на весь мир.
Но в то время как вор, унесший с собой под мышкой "Пасторальный сад в Нюэнене весной", названный голландскими СМИ Нильсом М, находился за решеткой, как и Питер Рой К, преступник, которого обвинители считают заказчиком, пытаясь договориться о смягчении наказания, раннего Ван Гога нигде не было.
Так было до тех пор, пока у Бранда, человека, которого прозвали "Индианой Джонсом мира искусства", не появилась зацепка. В заранее оговоренное время, с согласия голландской полиции, он доставил на дом одну из самых разыскиваемых в мире картин.
Брэнд, который наиболее известен тем, что вернул бронзовые статуи "Кони Гитлера", картину Пикассо и кольцо, принадлежавшее когда-то Оскару Уайльду, сказал Guardian, что столь знаменитая кража стала "головной болью" и что человек, который в итоге передал ее, не имеет никакого отношения к краже.
"В то время, когда она была украдена, это было мировой новостью, мы - голландцы, это произошло в Нидерландах, так что это была катастрофа", - сказал он. "К счастью, полиции удалось арестовать всех причастных: вора, который получил восемь лет и штраф в размере 8,7 млн. евро, были пойманы посредники, был пойман покупатель, все сидели в тюрьме, но картины все еще не было...
В конце концов, со мной связался человек, который сказал: "Господин Брандт, я мог бы сдать Ван Гога, но я не хочу нарываться на неприятности". Я должен был завоевать его доверие, и когда я это сделал, вчера он решил доставить картину ко мне домой".
На углу улицы в баре ждал Андреас Блюм, директор музея Гронингера, чьему музею принадлежит картина, переданная во временное пользование, и который быстро установил ее подлинность. По его словам, он испытывал облегчение и радость.
"Вы всегда представляете себе этот момент, и были моменты, когда нам казалось, что он приближается, но этого не происходило, так что мы были довольно сильно травмированы разочарованием", - сказал он. А потом ты говоришь: "Я поверю в это только тогда, когда увижу это воочию". Поэтому я испытал огромное облегчение, и еще большее облегчение, когда мы поместили его в безопасное пространство".
"Мы говорим о краже произведений искусства, но в основном это похищение произведений искусства, потому что они никогда не хотят их хранить. Зловещих коллекционеров, которые кладут их на хранение или в подвал, не существует, потому что вы хотите выставить вещи напоказ. Либо они хотят получить деньги по страховке, либо им нужен лучший приговор в суде".
Картина без рамы, на которой, как предполагается, после хранения в неоптимальных условиях появилось несколько царапин, находится в Музее Ван Гога в Амстердаме для проведения экспертизы и реставрации. Старшему научному сотруднику Тейо Мидендорпу не терпится увидеть ее.
"Это одна из ранних картин 1884 года, когда на два месяца он вернулся домой к родителям в Брабант", - сказал он. Это одна из первых его картин - прекрасный вид на сады за пасторалью". Несмотря на то, что этот ранний период часто описывают как дымный и мрачный, он уже демонстрирует его талант колориста".
Он добавил, что у этой меланхоличной картины есть и другая тайна. "В саду стоит фигура с призрачным обликом. Можно было бы предположить, что это знак того, что у него развивается любовная связь с соседкой, что она, возможно, гуляет в саду. Это еще одна загадка".
