Сокровенные тайны Вашего сна! Психология мышления ребёнка. Часть Первая

Суть и значительную (если не всю) область подсознания всякой человеческой личности - составляют его сновидения, которые хранят многие тайны. И только одну из них мы сейчас и рассмотрим. Однако для этого нам вначале необходимо погрузиться в психологию мышления ребёнка..
Значение наглядно-образного мышления в жизни человека трудно недооценить. Оно формируется в раннем детстве и является определённым этапом развития в онтогенезе сознания, основой развитого (взрослого) интеллекта человеческой личности и, собственно, базой, на которой образуется – мышление абстрактно-теоретическое, словесно-логическое.
Да. Наглядно-образный интеллект представляет собой определённый базовый пласт человеческого мышления, который очень существенен и в самостоятельном аспекте. Он остаётся и является ключевым, как в когнитивной, учебной сфере, так имеет основополагающее значение и в различных творческих (дивергентных), художественных, профессиональных и научных областях человеческой деятельности.
Таким образом, «картинный» интеллект никак нельзя рассматривать в качестве примитивной, неразвитой и только «детской» составляющей. Он является отдельной, ёмкой и самодостаточной структурой – фундаментом!

Однако с развитием абстрактно-теоретического мышления у взрослеющего человека наглядно-образная, мыслительная деятельность - мышление в картинках - постепенно подавляется, оттесняется. Личность всё более начинает думать и оперировать не психическими образами, а словами, понятиями, категориями и словесно-мыслительными схемами.
В результате внутренняя речь или внутренний диалог - становятся непрерывными, устойчивыми образованиями уже к периоду среднего школьного возраста. Это приводит к преобладающей, стабильной и активной функциональной работе левого полушария головного мозга, которое соответствует оперированию вербально-знаковой информацией, в то время, как образное мышление остаётся (в самой большей степени) правополушарным. Таким образом, появляется дисбаланс - ассиметрия полушарий головного мозга. Соответственно, на фоне общей нейтрализации и естественного подавления образного, дивергентного интеллекта, левополушарное мышление выступает дискретным, аналитическим, линейным, «вертикальным» - конвергентным.
В связи с относительным, но стабильным доминированием этой левой части мозга, организм, который всегда стремится к равновесию, - пытается и восстановить, и сохранить баланс. Это достигается посредством продолжающейся активности сновидений!
Так, какова же суть и принцип сновидения?
А в состоянии сновидения происходит обратная картина, – подавляется дневной (словесно-логический) интеллект и активным становится правое полушарие мозга, что и соответствует пространственно-образному мышлению. В связи с этими двумя попеременными режимами, всё мышление человека справедливо будет разделить на дневное и ночное; – последнее, согласно Ж. Пиаже, именуется - «репрезентативным интеллектом».
(Пиаже Жан (1896-1980) – швейцарский психолог, занимался стадиальным развитием психики, наблюдая за своим собственным маленьким сыном; создал свою концепцию детского мышления.)
При этом оба, вышеобозначенных, вида интеллекта не являются полностью обособленными друг от друга. Они перекрываются и дополняют друг друга, однако способы организации этих двух типов мышления и столь их разный характер переработки информации позволяют провести между ними адекватное разделение.
Таким образом, рассмотрение сновидения в качестве репрезентативного (образного), ночного интеллекта будет правомерным.
В самом деле, сновидению присущи все общие характеристики наглядно-образного именно "мышления". И вообще, многие сновидения есть ничто иное, как просто картинное размышление на уровне подсознания спящего человека.
Собственно, сам репрезентативный интеллект произошёл и сформировался из более раннего наглядно-действенного или конкретно-действенного (сенсомоторного) мышления (в грудном и младенческом периоде). Но что означает последнее?

Сенсомоторная деятельность ребёнка связана с сиюминутной, конкретной (а не абстрактной) манипуляцией предметами и с устойчивым образованием первых психических образов (тактильных, осмических и пр.). В основу такого формирования положена способность к наиболее эффективному (фотографическому) запечатлению и, в дальнейшем, к пожизненному (!) сохранению объектов и форм окружающего мира. Такое устойчивое, чёткое запоминание и удержание в памяти всех психических образов, среди которых начинают преобладать визуальные, именуется «эйдетизмом». Строго говоря, образ «сильнее» мысли – в детском сознании он, как на чистую доску, запечатывается пожизненно, навсегда.
Кроме того, наглядно-образное мышление, так свойственное ребёнку, - в своём процессе ассоциативно. Но уже в нём с определённого периода начинает проявляться принцип абстракции. Оперативная единица такого мышления – «образ» – постепенно становится уже не конкретным представлением, а обобщённым, универсальным символом.
Далее пси-образ развивается до уровня оперативного, избирательного, динамичного, ориентировочного и узнаваемого смысла. Иными словами, наглядно-образное мышление в целом становится не просто хаотическим сочетанием явлений, предметов, их частей, свойств и признаков, - а отбором существенного, выделением значимых связей и отношений, анализом, сравнением и абстрактным (всё ещё образным) обобщением.
По мере же запечатления и воссоздания в памяти всего разнообразия различных характеристик предмета, видения его с нескольких точек зрения, установления непривычных, порой, невероятных сочетаний признаков и свойств вещей, происходит перекодирование образов и формируется «схема-образ», т. е. - наглядное схематическое, знаковое (графическое, кодовое, цифровое) мышление.
Одновременно с этим осуществляется переход от плоскостного, двухмерного изображения к сложному, многоуровнему, структурному образованию – «пространственному» образу.
Появление последнего – позволяет оперировать им в движении: изменять положение объекта в пространстве и плоскости, как по отношению к другим предметам, так и по отношению к наблюдателю; изменять пространственную структуру и размеры самого объекта и комбинировать два этих параметра. При этом пространственный образ становится полностью абстрактным и символическим – он нагружается всеобщим значением и отдельными индивидуальными смыслами.
Таким образом, репрезентативный интеллект является уже не столь натуральным, примитивным и простым. Уже с самого детства он представляет собой достаточно сложное психическое структурное образование в составе общего интеллекта будущей взрослой личности и включает в себя разные формы схематического, пространственного и наглядного компонентов.
Одновременно сохранённый архаизм и примитивный символизм репрезентативного мышления связан с простейшими, элементарными схемами, образами и сценариями, с когнитивными картами, которые, закладываясь в самом раннем детстве, становятся довлеющими, но и они со временем усложняются (на раннем этапе жизни «мыслить» – значит обращаться к памяти, в пожилом возрасте «вспоминать» – значит «думать»).

Наглядно-образное мышление также тесно связано с эмоциями человека. Положительные эмоции, такие как: - интерес, любознательность, удивление, радость, - значительно активизируют интеллектуальный процесс в учебно-профессиональной и общей когнитивной сфере. Отрицательные же чувства (страх, вина, обида, гнев) также могут стимулировать к скорейшему решению проблемы, - они заставляют обратиться к поиску и найти выход из затруднительного положения.
Но почему же репрезентативный интеллект, или «мышление сновидения» (что равнозначно), - всегда является творческим, создающим что-то новое? Это зависит от специфики правополушарной работы головного мозга, от способа оперирования полученной информацией. А дело в том, что логическое мышление процессуально не превосходит одномерную (одноплоскостную) схему, оно линейно-горизонтальное и весьма ограничено. Ему нелегко даётся порождение новых идей, над ним довлеет только один выбор одновременно только из двух или нескольких сравнительных характеристик предмета исследования и познания. Именно потому, что понятийно-логическое мышление способно к единственному выбору (и выводу), оно вынуждено следовать и течь только в одном направлении. И хотя у него имеется возможность «возвращения» (к исходной точке выбора), всё равно логика мышления вынуждена двигаться только по одной прямой горизонтальной линии, даже если она изберёт другой ориентир. Логическое мышление всегда однонаправленно!
Репрезентативный же интеллект является симультанным (одновременным), синтезированным, многомерным и многовекторным! Он использует способ сквозного, обходного, «веерообразного» мышления и даёт возможность одновременного схватывания многочисленных свойств объекта в их взаимодействии со свойствами других объектов, что позволяет, в свою очередь, произвести большое количество вариантов решения проблемы. Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях, они приобретают свойство многозначности. Такая многозначность и лежит в основе дивергентного, творческого мышления.
Короче говоря, все вышеприведённые качества, свойства, черты и стороны пространственно-образного мышления непосредственно отражаются в работе ночного интеллекта – то есть в сновидениях!
См. продолжение часть Вторую...

Книга "Мастер сновидений"; - синтез научно-психологических и духовно-эзотерических знаний. Психоанализ сновидений. Или как по своим снам легко стать ясновидящим:
https://www.cibum.ru/book/show/60866137
...
Мой дзен канал: https://dzen.ru/terenty
Похожая статья на Дзене: - https://dzen.ru/a/YXp-rqU67GV4pVsK
Полезная информация
Спасибо!
познавательно и полезно 👍
Благодарю!
Интересная статья.
Интересно, почитаем дальше
Мне интересно всё, что связано со сном, но это написанное, сродни научным доктринам.
И как же стать Ясновидящим?
Надо упрощать материал для народа, подготовленные прочтут подобное на спец. сайтах, здесь хотелось популяризированное, доступное для среднего интеллекта. Простите...
Людмила. "это написанное, сродни научным доктринам.
И как же стать Ясновидящим?
Надо упрощать материал для народа...
...
Я пишу и так и сяк и для заумных и для простых - но больше популярно. И всё давно расписано - только по сновидениям у меня где-то 20 книг.