Доводы против домашних животных: пора ли отказаться от кошек и собак?

Все большее число людей утверждают, что владение домашними животными неэтично, и что животные никогда не смогут жить полноценной жизнью в человеческом доме
В семье Троя Веттезе есть попугай. Ей уделяют много внимания, но она хочет большего. Попугаи умны и общительны. Веттезе говорит: "Ее нужно постоянно развлекать, иначе она действительно страдает". Он видит возможность другой жизни для нее: "Она могла бы жить со своими друзьями и семьей в лесу, очень счастливая - но она этого не делает, и это несправедливо по отношению к ней".
Если это звучит разумно, но вы не понимаете, какое отношение это имеет к пушистому, тренированному и часто кормящемуся любимцу вашей жизни дома, то потерпите. Конечно, когда речь идет о содержании домашних животных, существуют различные оттенки серого. На одном конце спектра - бедная змея, которую я недавно заметил на вечеринке, носящей ее в качестве ожерелья. На другом - ваш спасенный щенок или мои спасенные кошки, у одной из которых поврежден мозжечок, а у другой - один глаз; на улице они бы долго не прожили. Но я все равно задаюсь вопросом, справедливо ли вообще их содержать.
Нам может казаться, что мы дарим своим питомцам полноценную жизнь и ставим их на первое место, когда рано встаем на прогулку или убираем очередную аварию. Но Веттезе, историк-эколог, специализирующийся на изучении животных, считает, что страдания любимой птицы его семьи - это доказательство того, что домашние питомцы - это не забота о животных.
"Если бы люди действительно заботились о животных, мы бы занимались только спасением, помогали заповедникам и реабилитацией диких животных - тем, что приносит нам удовлетворение, но при этом помогает животным", - говорит он. Вместо этого "нам нравятся только те отношения, которые складываются легко, где питомцы хорошо содержатся, где мы можем нанять выгульщика, где они как можно меньше влияют на нашу жизнь, и мы получаем от них столько эмоциональной поддержки, сколько хотим". По его мнению, это, безусловно, "очень эгоистичные отношения".
Подтверждением этому могут служить тенденции в области владения домашними животными: 24% всех владельцев в Великобритании обзавелись домашним животным за последние два года, а всего с 2020 г., согласно недавнему отчету Народного диспансера для больных животных, было приобретено 5,4 млн. питомцев. Во время блокировки "Ковида" люди скучали дома, выходя на улицу только для прогулок, компанию которым составляла собака. Сразу после этого, когда люди вернулись на работу и поняли, что мускулистая собака породы американский бультерьер XL не будет любить сидеть целый день одна в квартире, многие приюты для животных были переполнены, а многие продолжают оставаться таковыми в связи с кризисом стоимости жизни.

Но, по крайней мере, на "традиционном Западе" содержание животных, таких как собаки и кошки, кажется нормой, говорит Джессика дю Туа, докторант по философии Западного университета в Онтарио, изучающая этику поведения животных. Она выросла с домашними животными и использует любую возможность, чтобы провести время с пожилой собакой своих родителей, Оливером. По ее словам, "сегодня так много людей считают этих животных своими спутниками или членами семьи, что у нас есть такие сервисы, как Uber Pet [позволяющий заказать такси, которое отвезет вас и вашего четвероногого друга]; рестораны, гостиницы и рабочие места заявляют, что они дружелюбны к домашним животным; люди получают хорошие доходы, работая выгульщиками, сиделками и психологами для домашних животных".
Джессика Пирс, специалист по биоэтике, автор книги "Беги, Пятно, Беги: The Ethics of Keeping Pets", говорит: "Мы находимся в очень странном месте, которое, безусловно, не похоже на те места, где мы были раньше". Она ссылается на новый отчет о развитии индустрии домашних животных в США, согласно которому число американских домохозяйств, имеющих домашних животных, составляет 70%: "Это невероятно!"
По словам Пирс, в последние годы наблюдается не только рост числа владельцев домашних животных, но и, по ее словам, "интенсивность" их содержания: "Они гораздо более интенсивно содержатся в неволе, чем это было в прошлом". В качестве примера она приводит собак, которые в целом "имеют все меньше и меньше свободы передвигаться по миру и быть собаками".
То, как мы сейчас разводим животных - ради признаков, которые нам кажутся милыми, послушными или гипоаллергенными, - достигло новых головокружительных высот. "К собакам и кошкам все больше и больше относятся как к предметам, продуктам, субстрату, а не как к существам", - говорит Пирс, у которой выросли собаки, кошки и "куча других домашних животных". Когда история повторилась и у ее маленькой дочери появился свой собственный зверинец, она "начала по-настоящему задумываться об этике этого отношения". Она обращает внимание на такие породы, как "мопсы и боксеры, которые всю жизнь находятся в состоянии компромисса с качеством жизни".
Кроме того, они становятся гораздо более "нашими", чем могли бы быть раньше, - еще одним членом семьи, любящим, но не очень животным. Наши питомцы стали похожи на наших детей. Мы покупаем им галстуки-бабочки на день рождения, водим их на маникюр с маслом чайного дерева. Профессионалы пишут их портреты, чтобы повесить на стену, или мы делаем это сами; я провел особенно глупый день, создавая линоподобные изображения своих кошек.
Мировая индустрия домашних животных обширна - по одним данным, ее стоимость составляет 320 млрд. Долл. - и все больше очеловечивается; товары пользуются нашим желанием баловать животных и одаривать их вполне человеческой, потребительской любовью. Психология сложна, и владельцы домашних животных могут считать, что они балуют своих питомцев, но насколько эта высококонцептуальная игрушка действительно связана с вашим хомячком?
"Уровень эмоциональной зависимости людей от животных-компаньонов отличается от того, который был в прошлом", - говорит Пирс. "Люди воспринимают собак как эмоциональных помощников, независимо от того, являются ли они официально терапевтическими животными или нет". И это, по ее мнению, сказывается. По ее словам, если обратиться к ветеринарной литературе, то уровень "острой тревоги у собак зашкаливает".
Мы просим животных удовлетворить очень человеческую потребность, - говорит Веттезе: - Люди ищут безусловной любви". Но эта любовь "основана на абсолютном доминировании над жизнью питомца - над тем, что он ест, над его сексуальностью, любовью, активностью - и вы не можете разделить эти две вещи". По его словам, если бы домашние животные имели больше самостоятельности, "они не обязательно имели бы такую безусловную любовь".
Для владельцев домашних животных это неудобная концепция. Стали бы мои кошки по-прежнему с диким остервенением тискать меня, если бы я не был таким надежным раздатчиком лакомств для кошек? Я содрогаюсь при этой мысли.
Проблема безусловной любви, - говорит Эд Винтерс, автор книги "Это веганская пропаганда (и другая ложь, которую говорит вам мясная промышленность)", - заключается в том, что за нее приходится платить. "Как они будут чувствовать себя, когда мы зайдем в магазин, а они будут скулить у двери? Они стали настолько зависимы от нас, что даже несколько часов разлуки могут вызвать у них стресс". У него был только один питомец - хомяк по кличке Руперт, чей характер был настолько выигрышным, что послужил катализатором для перехода Уинтерса на веганство.
Даже если наши питомцы не страдают депрессией, возможно, они живут не самой лучшей жизнью. "Безусловно, есть животные, которые очень хорошо себя чувствуют под опекой определенных людей", - говорит Дю Туа. "Но многие люди, даже если они добры и добросовестно заботятся о своих животных, недооценивают потребности и желания своих питомцев". Даже если у вас есть все необходимое, "большинство собак и кошек нуждаются в адекватной когнитивной стимуляции, а также в возможности играть и общаться с совместимыми сородичами [животными того же вида], если они хотят прожить минимально достойную жизнь". Без этого, по ее словам, они испытывают разочарование, одиночество, а иногда и тревогу разлуки.
"Скука животных очень сильна", - говорит Веттезе. Он снова обращается к попугаям - два из пяти африканских серых попугаев от скуки демонстрируют "поведение, приводящее к порче перьев", или выщипывают себя. Все чаще считается, что рыбы испытывают скуку или стресс от жизни в аквариуме. У моих кошек есть сад и игрушки в виде скумбрии, с которыми они могут играть, но я бы рискнул предположить, что они устраивали бы гораздо меньше "шалостей", если бы у меня было больше времени, чтобы лучше занять их играми, ориентированными на кошачьих.
Что касается домашних животных без клеток, то Пирс по-прежнему утверждает, что "содержание в неволе является главной этической проблемой... потому что даже собаки и кошки в значительной степени находятся в неволе, а неволя оказывает целый ряд физиологических и неврологических негативных воздействий на мозг и тело животных". Кошки часто могут свободно приходить и уходить по своему усмотрению - мои часто так и делают, возвращаясь с запахом лесного дыма и чужих духов, - но, когда дело доходит до драки, они находятся в неволе, подчиняясь моей воле. При этом Пирс утверждает, что "самостоятельность и действительно широкое чувство контроля над собственной жизнью" противодействуют, по крайней мере, некоторым негативным последствиям неволи для собак и кошек.
Существует и другая этическая акробатика, связанная с содержанием домашних животных. Возьмем, к примеру, ущерб, который домашние животные наносят другим животным и среде обитания. Например, кошки убивают огромное количество диких животных и способствовали исчезновению 63 видов во всем мире. Кроме того, они оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Хотя мы все больше осознаем, как наш рацион влияет на планету, Уинтерс утверждает, что мы рассматриваем своих питомцев отдельно: я не могу быть единственным пескатарианцем, который кормит свою кошку мясом. Возможно, это не всегда так - согласно крупнейшему на сегодняшний день исследованию, веганская диета для собак полезнее и безопаснее, чем обычная мясная, при условии, что она является полноценной. Но если бы американские домашние животные были страной, то по потреблению мяса они занимали бы пятое место в мире, опережая Германию.
Так есть ли способ этичного содержания домашних животных? И да, и нет, считает Пирс. "Идеального варианта не существует... но мы можем сделать все возможное и добиться неплохих результатов". У нее есть собака по кличке Белла - "какая-то помесь... она очень милая" - с некоторыми физическими недостатками, "поэтому она не очень хорошо ходит, но ей очень весело в жизни". Они берут ее с собой в походы в рюкзаке. По ее словам, забота о ней - это большая ответственность; Пирс постоянно чувствует, что делает для нее недостаточно. Если раньше она думала, что у Беллы проблемы с поведением, то теперь считает, что ее задача - более продуманно приспосабливаться к ее потребностям, "а не заставлять ее делать всю работу".
Было бы хорошо, - говорит Пирс, - чтобы мы больше работали над тем, чтобы приспособиться к нашим собакам". Возьмем наши дома: по ее мнению, должно быть очевидно, когда мы входим в дом человека, у которого есть собаки или кошки. "Пусть это будет дом, полный собак, с кроватями, пахнущими собакой, потому что так собаке будет удобнее. Валяющиеся игрушки, шерсть на диване, грязные следы".
Усыновление животных из приютов, а не покупка их у заводчиков - это один из очевидных шагов, но, возможно, нам необходимо полностью изменить наши отношения с домашними животными. "Мы понимаем, что у них есть эмоции и мысли, потому что это одна из причин, по которой мы считаем их прекрасными компаньонами", - говорит Пирс. "Но в то же время мы не видим их такими, какие они есть. Мы видим их такими, какими мы их считаем, какими мы хотим их видеть". Я не могу отрицать радости от встречи с йоркширским терьером, одетым в костюм Чудо-женщины, но я уверен, что это не собачье представление о хорошем времяпрепровождении.
Дю Туа проводит различие между владением домашними животными и их содержанием. Первое, по ее мнению, может "способствовать формированию или укреплению проблемного отношения к животным, которых мы держим в качестве компаньонов... Мы вряд ли будем считать, что у нас есть обременительные моральные обязанности по отношению к тем, кто является нашей собственностью". Если мы изменим свое мышление и язык на "заботу" или "содержание" животных-компаньонов, - говорит Дю Туа, - мы с гораздо большей вероятностью будем относиться к нашим животным-компаньонам соответствующим образом, учитывая их врожденную моральную ценность".