Отношения Китая с ЕС ухудшились.

Отношения между Китаем и Европейским союзом (ЕС) переживают некоторые изменения, и дешевые автомобили играют в этом ключевую роль.
- В условиях роста дискуссий в Европе о "снижении рисков" в отношениях с Китаем, а также неудержимого восхождения китайских производителей электромобилей, немецкие автопроизводители могут терять свой блеск.
- Расследование ЕС по вопросу о субсидировании китайских электрических автомобилей широко ожидается обсудить на высокоуровневом экономическом и торговом диалоге в понедельник.
В юго-западном пригороде провинции Ляонин Шеньян, коммерческом и промышленном центре северо-восточного Китая, на 3,6-километровой аллее гордится китайским названием немецкий производитель роскошных автомобилей BMW.
Названная Баома-Бульваром, что означает "драгоценная лошадь", первый адрес дороги - это штаб-квартира BMW Brilliance, совместного предприятия немецкого бренда, удерживающего 75 процентов акций, и китайской компании Brilliance Auto. С момента своего создания 20 лет назад оно продало более 5 миллионов легковых автомобилей и получило прибыль на материковом Китае, и оно стало одним из лучших примеров немецкого бренда, расширяющего свою деятельность во второй по величине экономике мира.
И как самый крупный налогоплательщик в Шеньяне за последние 17 лет, автопроизводитель стал любимчиком местного правительства. Во время пандемических блокировок, когда другие производственные предприятия получили приказ о приостановке производства, заводы BMW Brilliance и его поставщиков были в "белом списке", позволяя им продолжать работать. И в Даляне, портовом городе провинции Ляонин, контейнеры с запчастями, предназначенными для автопроизводителя, всегда получают высший приоритет.
За последние два десятилетия такая тесная взаимодействие между немецкими автопроизводителями - не только BMW - и китайскими партнерами и правительствами глубоко сформировало экономические отношения Пекина с Германией и Европой. Но сейчас, в условиях растущей риторики в Европе о "снижении рисков" в отношениях с Китаем, а также неудержимого роста китайских производителей электромобилей, блеск может угасать.
Гаральд Кумферт, бывший заместитель председателя Шеньянского отделения Европейской палаты торговли в Китае (ЕПТК), говорит: "Экономические интересы раньше имели большее влияние в немецком правительстве. Многие экономические политики подвергались воздействию промышленности и больших компаний".
"Но сейчас это по-другому", - добавил он, говоря, что нынешняя коалиция правительства Германии корректирует свою политику в отношении Китая, и это включает в себя поддержку немецких фирм, работающих в Китае.
13 сентября председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Лейен объявила об исследовании возможности введения карательных пошлин на китайские электрические автомобили, сказав: "Глобальные рынки сейчас заполнены дешевыми китайскими электрическими автомобилями, и их цены поддерживаются искусственно низкими благодаря огромным государственным субсидиям".
Решение было принято менее чем за две недели до высокоуровневого экономического и торгового диалога между Китаем и ЕС, который состоится в понедельник в Пекине, и проведение расследования ожидается вызвать значительные дискуссии.
Хотя обещание фон дер Лейен, казалось бы, направлено на защиту производителей ЕС, Кумферт отмечает, что "немецкие автопроизводители имеют большой интерес на китайском рынке, так что ухудшение экономических отношений между Китаем и Германией было бы вопреки их интересам".
Пекин раскритиковало действие комиссии как "чистый протекционизм" и объявило, что Китай будет продолжать вводить антидемпинговые пошлины на импорт картофельного крахмала из ЕС в течение следующих пяти лет.
На прошлой неделе спецпредставитель Китая по Европе Ву Хунгбо заявил, что расследование ЕС о субсидировании китайских электромобилей "вызвало широкий интерес в Китае и мировом сообществе".
"Конфронтация блока и холодновоенное мышление наносят ущерб нашим отношениям", - сказал Ву в четверг на форуме, организованном Центром по Китаю и мировому управлению, базирующемся в Пекине.
Посол Германии в Китае Патрисия Флор также выразила свое мнение на мероприятии, сказав, что экономики двух стран "сильно переплетены", но отметив, что важно "не класть все яйца в одну корзину".
Йенс Хильдебрандт, исполнительный директор Немецкой торговой палаты в Китае, сказал, что Китай может ответить увеличением импортных налогов на европейские автомобили.
"Любые торговые барьеры и расследования будут сопряжены с большими трудностями для всех сторон", - сказал он. "Для немецких автопроизводителей Китай - это ключевой рынок будущего, поэтому у них есть определенное сомнение в отношении любых торговых барьеров".
Несмотря на то что они отстают от китайских брендов, таких как BYD, Xpeng и Nio, на мировом рынке электромобилей, немецкие автомобильные гиганты сделали крупные ставки на новую энергетическую индустрию в Китае, что касается их собственных трансформаций.
В Шеньяне, новое производственное место BMW Brilliance для электрических автомобилей, известное как завод Лидия, было открыто прошлым летом с инвестициями в 15 миллиардов юаней. В мае началось строительство нового цеха для высоковольтных аккумуляторов с инвестициями в 10 миллиардов юаней.
"Конкуренция - настоящая проблема, но также инновации и развитие", - сказал Хильдебрандт. "В прошлом много технологий [из немецкой автомобильной индустрии] передавалось в Китай, но сейчас уравнение изменилось. Немецким автопроизводителям нужны их китайские партнеры, чтобы остаться в ведущем положении в мире".
"Без продаж и прибыли в Китае переход к новым энергетическим технологиям также был бы намного сложнее [для немецкой автомобильной индустрии]", - сказал он, добавив, что производственные базы немецких автопроизводителей в Китае также могут экспортировать обратно в Европу, поэтому дополнительные пошлины могут ударить по ним так же сильно.
Для французских автопроизводителей, которые полностью проиграли немецким, японским и отечественным брендам на китайском рынке и менее экспонированы в промышленных цепочках в Китае, они получат наибольшую выгоду, если будут введены дополнительные тарифы на китайские электрические автомобили, согласно анализу экспертов.
И такие различные интересы среди государств-членов могут разделить ЕС в переговорах, говорят они.
"Итак, сейчас ЕС поставил себя в трудное положение", - сказал профессор Академии регионального и глобального управления при Университете иностранных исследований Пекинского университета Цуй Хун цзян. "Некоторые страны могут извлечь выгоду из расследования, но, по-моему, все равно могут возникнуть негативные последствия для других стран или для ЕС в целом".
Цуй добавил, что объявление ЕС о начале расследования за несколько дней до высокоуровневой двусторонней встречи показывает, что они хотят сделать "первый шаг" и получить больше плеч в дальнейших диалогах.
"Расследование может быть только началом", - сказал он. "И обе стороны могут рассматривать это как возможность пересмотреть множество других вопросов".
Расследование по электромобилям напоминает торговый спор десятилетней давности, когда Европейская комиссия начала расследование по антидемпингу и антидемпинговые пошлины в отношении импорта солнечных панелей из Китая, что побудило Пекин начать антидемпинговое расследование в отношении европейского вина. В июле 2013 года обе стороны урегулировали спор по солнечным панелям через переговоры, избежав торговой войны.
Но это также можно рассматривать как урок для стран, таких как Германия, сказал Кумферт.
"Им, возможно, не хочется, чтобы индустрия электромобилей стала еще одним катастрофическим случаем для солнечных панелей, где технологически лидирующая индустрия была полностью выбита из-за низкозатратных импортов", - сказал он.
И геополитическая обстановка кардинально изменилась за последние 10 лет, и обе стороны стали более сконцентрированными на вопросах безопасности. С точки зрения ЕС вторжение России в Украину и воспринимаемая поддержка Пекином Москвы выделили неотложность "снижения рисков" отношений с Китаем, но сильное экономическое вовлечение с Китаем означает, что этот процесс не будет простым и может вызвать негодование. Для Китая, в условиях усиливающегося напряжения с США и стремясь к увеличению самообеспеченности, ухудшение отношений с ЕС может быть последней вещью, которую он хочет.
Хе Вэйвэнь, старший исследователь с Пекинского института глобализации и управления, сказал, что, хотя политическая обстановка ухудшилась по сравнению с 10 годами назад, нет фундаментальной разницы между расследованием по электромобилям и последними событиями, которые касаются обеих сторон.
"Электромобили - это не такой чувствительный высокотехнологичный вопрос, как полупроводники", - сказал он.
Европейская комиссия заявила, что расследование может продолжиться до 13 месяцев, и временные антидемпинговые пошлины могут быть введены через девять месяцев после начала расследования.
В прошлом году Китай завершил программу государственных субсидий на покупку электромобилей, которая длилась 13 лет, хотя некоторые местные власти продолжают предлагать аналогичные пособия для потребителей.
Хотя государственные субсидии могут играть важную роль в быстром росте китайских производителей электромобилей, это не единственная причина их текущего лидирующего положения, как считают эксперты из Китая и Германии.
"Важным фактором является то, что немецкие автомобильные компании не предвидели скорости и масштабов роста электромобилей в Китае", - отметил Кумферт.
Тем не менее, для ЕС расследование вопросов субсидирования все равно справедливо, и Китай не должен отвергать расследование, считает он.
"Расследование всего лишь исследует факты. И в Европе мы верим в правовую систему", - сказал Кумферт. "Так что, если здесь нет четких доказательств, то его нужно остановить. Давайте пусть говорят факты".
Жа Даоджионг, профессор международной политической экономики Школы международных исследований Пекинского университета, сказал, что распространение электрических автомобилей в любой стране должно базироваться на поддержке покупателей, а также на наличии зарядных станций, поддерживаемых правительством.
"Это субсидия в другой форме. Так что, рассматривая ее как меру промышленной политики, субсидии сами по себе не являются антагонистичными", - сказал Зха.
Он сказал, что для Китая было бы смыслом отвечать на расследования ЕС, рассматривая их как вопрос, который можно разрешить многосторонне, учитывая замороженное состояние Всемирной торговой организации.
"На высокоуровневых встречах, которые предстоят, мудрой стратегией для Китая будет запросить пояснения по конкретным областям, которые ЕС собирается исследовать", - сказал Зха. "Нет смысла жаловаться на протекционизм".