Клиповое сознание молодежи в современном информационном обществе
Современная информационная среда с каждым годом переживает значительные изменения в привычной жизни граждан. Стоит упомянуть слова Н.Б. Кирилловой, которая обращала внимание на то, что именно средства массовой коммуникации устанавливают модель восприятия мира: «средства массовой коммуникации моделируют наше отношение к миру, предлагают такие эмоциональные и поведенческие модели, которые в той или иной степени контролируют человека». В результате средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование «клипа», то есть формы мышления как среди молодежи, так и среди старшего поколения. Средства массовой информации (Далее — СМИ) создают иную реальность, предлагая особые эмоциональные и поведенческие модели, от которых порой человек не имеет возможность отказаться. Таким образом, СМИ оказывают существенное влияние на мышление и восприятие людьми окружающей действительности.
К сожалению, в научной литературе отсутствует четкое определение феномена «клиповое сознание», несмотря на многочисленные попытки педагогов и психологов изучить и представить данное явление в многочисленных исследованиях. Однако многие ученые сходятся в том, что данный феномен возник в результате попыток адаптации мышления к незаметно ускорившемуся темпу информационного обмена. Этот термин применяют для обозначения особенностей мышления современной молодежи, для которого характерно высокая скорость восприятия нового контента и переключения с одного источника информации на другой и третий. Отсюда следует, что у современного молодого человека появилась склонность к многозадачности. Высокая скорость поступления информации не способствует ее критическому осмыслению и ведет к фрагментарному восприятию окружающей его реальности.
Слово «клип», в переводе с английского языка означает: «короткий видеоролик, фрагмент», «отрубать, обрезать» То есть сам перевод главенствующего слова характеризует вышеупомянутое определение, как что-то краткое, обрывистое, фрагментарное. Исходя из уточнения перевода можно обратить внимание лишь на недостатки, но отнюдь, данный феномен обладает и положительной динамикой для современного общества.
Ведь в поддержку «клипoвости сознания» можно упомянуть быстрое восприятие информации молодежью и ее мгновенная обработка, что не может не являться преимуществом в эпоху большого объема данных и скоростных технологий. Рассмотрев ситуацию с другого угла следует, что «клиповость» способствует поверхностному пониманию процессов и явлений. Данная парадигма приводит к тому, что нарушается ассоциативное восприятие вещей, теряется уникальность воображения, эмоциональная точность восприятия и подвижность мыслей. Мысль становится беднее, ухудшается способность ее создавать. Приходится сталкиваться с полном отсутствием мыслей, воображения, а также с проблемой нарушенного или же вовсе скудного мыслительного процесса.
Стоит обратить внимание на многочисленные исследования данной тематики. Одно из таких научных исследований служит отправной точкой в концептуальном научном анализе аспектов «клипового сознания». Так, в 2009 году научная база социологической лаборатории Вятского государственного гуманитарного университета, провела ряд анкетирований с целью изучения феномена в молодежной среде. Ученые опросили около 400 молодых людей, из которых ~ 48% молодые люди, ~ 52% девушки возрасте от 15 до 30 лет. С учетом численности, ошибка выборки составляет ~ 5% с доверительным интервалом в 95%.
Согласно гипотезе проведенного исследования, в качестве основных причин и форм появления «клипового сознания» выделяют:
влияние СМИ,
использование мобильных телефонов,
влияние образовательной среды.
Для начала следует проанализировать, какое же влияние оказывает самый распространенный вариант — СМИ. Обращаясь к таблице выше следует, что наибольшее воздействие на молодежь оказывают сети Интернет и телевидение. Движущаяся вверх индустриальная промышленность «требует» от клиента соответствовать потребляемому контенту: потребность в новом обновлении, новом смартфоне, который быстрее предшествующего достигает поставленных задач в поиске необходимой информации в сети Интернет. А новейшие программы и фильмы в высоком формате отображения —побуждает молодое поколение покупать новые телевизоры, ведь маркетинговые оферты твердят, что только данная модель поддерживает требуемый формат и доступ в Интернет. В результате создается постоянная потребность «гнаться» за новоиспеченными технологиями для получения заветного быстрого доступа в сети Интернет.
Телевидение на сегодняшний день является одним из основных источников информации для определенной части населения. Он также формирует определенные модели поведения и стереотипы восприятия жизни. Телевидение современности строится по принципу фрагментарности выдаваемой информации. Если раньше существовал всего один канал, и у граждан не было возможности бесконечно переключать каналы, то сейчас телевизор незаметно вовлекает в свое восприятие все органы чувств. То есть изображение самостоятельно «достраивается» с помощью слышимых звуков, особенности зрения соединяют световые точки в единую целостную картинку, а воображение замыкает круг.
Помимо определения какие же СМИ непосредственно оказывают влияние на анкетированную молодежь, стоит также уточнить факт о передачах, на которые сегодня делается особый акцент при просмотре.
Выборка программ также отличается интересными аспектами. Опрошенные молодые люди, на вопрос, «Какие Вы предпочитаете выбирать телевизионные программы и передачи?» — ответили, что «переключают каналы, пока не находят понравившуюся им передачу» (53,3%), либо «смотрят сразу несколько каналов, переключая их во время рекламы» (13,5%). В это время перед глазами мелькают отрывки фильмов, передач, рекламы, клипов и другой контент. Тем самым человек привыкает к постоянной перемене кадров и не может воспроизвести цельную картинку. О том, что «смотрят перед просмотром программу телепередач», заявляют около 12% опрошенных. Основной формой режима телевизионного пространства, как показали исследования, является «клип». К данному понятию стоит отнести все — от фильмов до записей и видеоклипов. Как правило, они составляют большую часть телевизионного эфира и оказывают заметное воздействие на зрителя. Одной из причин «клиповости сознания» современной молодежи является ее телевизионные предпочтения.
Обратившись к вышеупомянутой таблице, следует отметить, что в тройку лидеров входят музыкальные шоу и видеоклипы, художественное кино и сериалы. На последних рядах расположились программы про искусство и религиозные каналы. К сожалению, в России отсутствует культура просмотра и выбора интеллектуального кино и сериалов. Большинство художественных фильмов настроены на воспроизведение жизни человека. То есть, по своей сути, данное кино описывает всю жизнь героя, но в рамках комедии или мелодрамы. Данные рамки ограничивают молодежь в мыслительном процессе. Фильм заканчивается, а мысли дальше не вьются. Не остается каких-то сомнительных и спорных аспектов. Все раскрыто на ладони. Однако все же есть и фильмы, которые состоят из вымышленного сюжета. Остается лишь надежда на молодежь, которая предпочитает арт-хаусное кино или же кино с правильно выстроенной логической цепочкой. Данный вид кинематографа нацелен на задачу «додумать». К сожалению, не всё современное общество нацелено на данный тип задач. Большинство предпочитает «отдыхать» за просмотром развлекательного контента. Отсюда появляются такие проблемы, как бессонница. Молодой человек, который провел свое время за бездумным просмотром развлекательных клипов, не чувствует «усталости мозга». Но почему же современное общество не хочет напрягать свой мозг? Почему возникает иной феномен «цифровой аутизм»?
Данный парадокс напрямую зависит от близкого контакта людей. Ранее, когда телефон был лишь в общей комнате коммунальной квартиры или же в телефонной будке, люди общались лицом к лицу. Создавались нейтронные связи от информации, полученной от другого человека. Был полет фантазии, человек не нуждался в бессмысленном «скролинге ленты» (пролистывающие контента). Мозг успевал насытиться и вообразить себе множество различных аспектов. Поэтому, человек быстро уставал, такой проблемы как бессонница — не было, так как главенствовала глубокая фаза сна при которой снятся сны. Сейчас же, человек лишь на малую долю входит в глубокий сон, отсюда появляется либо полное отсутствие сновидений, либо редкое их появление.
Расцвет музыкальных видеoклипов обязан внезапно возросшему уровню видео-технологий, а также иным концепциям телевещания и огромным финансовым возможностям страны. Первые клипы появились уже в конце 70-х гг. 20 века, а круглосуточный музыкальный канал начал свою работу уже в августе 1981 г. Строение музыкального видеoклипа подчинено определённой структуре. Первое — видеоряд в клипе существует только в неразрывном единстве со звучащей песней, второе — важное место в создании музыкального видoклипа играет универсальный механизм перевода песенных содержаний в визуальный ряд. Содержание песни как бы суммируется, сжимается в один комплекс значений. Таким образом, интерпретация максимально понижает уровень восприятия того, о чем поется в музыкальном произведении. Второе местом в списке музыкальных предпочтений современного поколения занимают художественные фильмы. Американский деятель и психолог Маршалл Маклюэн, относит кино к «горячим» средствам масс-медиа, те, которые полностью завладели зрительским восприятием, а также заставляют зрителя идентифицировать себя с героями фильма. Данную модель стоит сравнить с порабощением. Все люди всегда боялись восстания машин, взять хотя бы «ChatGPT». Данный искусственный интеллект уже может заменить десятки профессий. Однако не машины поработят человечество, а человечество самостоятельно создает такие условия, которые способствуют снижению сообразительности и умственной активности в целом.
Примерно же к середине 90-х гг. кинематограф начал стремительно развивать свой потенциал «клипoвой» эстетики. Движения камер стало более частым, активным и разнообразным, а использование оптики стало более свободным. Стало больше внимания уделяться цветовой гамме окружающей среды. Черно-белый кинематограф прекратил свое существование, что привело к более тщательному выбору цвета предметов на заднем фоне. Перечисленные особенности современного кинопроизводства сформировали новейшую категорию зрителя, который обладает уже иным типом восприятия картинки. Молодежь, которая хочет смотреть фильмы, с легкостью воспринимают постоянную смену изображения, они выстраивают свои логические цепочки событий.
Существует статистическая взаимосвязь между наиболее привлекательными чертами художественного фильма и возрастом зрителем. К 25–30 годам повышается внимание к хорошо продуманному сюжету, а также, участию известных актеров в кино и уместному музыкальному оформлению. Молодых зрителей (15–18 лет) — привлекает обильное наличие спец-эффектов, быстрая динамика и смена кадров.
Всем известно, что наиболее универсальным средством получения информации является сеть Интернет. Для современного общество однако становится не так важно использование именно поисковых систем. На олимпе славы сейчас располагаются всевозможные «социальные сети». Социальные сети — это современный способ коммуникации общества, способ хранения и передачи данных, посредством текста, видео и фото, а также, так называемым «контентом».
О том, что опрошенный человек пользуются Интернетом — постоянно, заявили около 40,5% молодежи. Кроме того, вариант ответа: «я пользуюсь Интернетом 1-2 раза в день», по мнению молодых людей, не связан с вариантом «я пользуюсь постоянно», поскольку те, кто пользуется Интернетом постоянно, делают это более 12 раз в день. Как признаются респонденты этого исследования, основными симптомами их интернет-зависимости являются:
постоянное стремление проверять свою электронную почту, свои аккаунты в социальных сетях;
желание всегда оставаться на связи, отсутствие Интернета вызывает тревогу;
жалобы окружающих на то, что человек с ними не общается, он постоянно в сети.
Также существует статистически значимая взаимосвязь между возрастом и использованием Интернета. Чем моложе человек, тем более зависимым он от сети как инструмента коммуникации. Основными мотивами пользования Интернета, по мнению многих психологов (например: О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина и А.Е. Войскунского), являются:
деловой мотив — поиск информации, контактов и взаимодействие с определенным человеком;
познавательный мотив — получение новых знаний;
мотив общения — поиск новых знакомств, людей со схожими интересами, нахождение нового круга друзей и единомышленников;
мотив самоутверждения — эта система основана на глубоких психологических явлениях: самооценке личности. Человек должен доказать свое достоинство и состоятельность самому себе и другим;
система самореализации и личностного развития — значительная часть пользователей осознает влияние работы в Интернете на их личность. Оно затрагивает их когнитивные способности, коммуникативные навыки, личные интересы.
На данный период времени, все чаще представлены коммуникативные мотивы, то есть мотивы личного общения. Это отсутствие общения в реальной жизни вовсе. С появлением анонимности, человек проявляет большую свободу самовыражения и действий, стремится к нетипичному поведению. Из вышесказанного следует, что благодаря общению в Интернете люди компенсируют свои потребности в общении и безопасности, что добавляет проблем психологам, так как теперь существует проблема понятия «самоидентификации». В погоне за созданием «идеальной» версии себя, новое поколение теряет свою внутреннюю суть. Мода современности диктует определенные рамки, которым девушки и юноши стремятся соответствовать.
Клиповое сознание несет в себе многочисленные риски, один из которых недобросовестное и корыстное манипулирование личностью молодого человека через ложную и неполную информацию. Основная задача современного процесса образования и педагога как ведущего деятеля процесса − сформировать у школьников и студентов «информационную культуру» − умение грамотно пользоваться электронными ресурсами, правильно обрабатывать информацию, а также развивать у детей и подростков критическое мышление, способность проверять данные на логичность и непротиворечивость. Важно пробудить интерес у учащихся учиться и глубоко изучать процессы, чтоб не потеряться в мире многочисленных фейков.
Спасибо за интересную публикацию!