Злотникова Любовь Геннадьевна
Злотникова Л. Г. Подписчиков: 41760
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 6.7М

Направил претензию в магазин — злоупотребил правом

442 дочитывания
38 комментариев
Эта публикация уже заработала 22,80 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 03.10.2023 эта публикация заработала 250,00 рублей
Зарабатывать

Направил претензию в магазин — злоупотребил правом

Источник фото: https://2-kartinki.ru/kartinki/рисунок-на-тему-права-потребителя

Странное, на мой взгляд, Определение ВС РФ попалось мне на днях. Совершенно не в пользу потребителя в части взыскания с ответчика штрафа и неустойки. Хоть и было удовлетворено основное требование и часть дополнительных.

Ответчик — "Связной"

Салон, который закрыл все свои магазины в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку решил банкротиться…

В этот раз Верховный суд РФ поддержал апелляционную и кассационную инстанции.

Потребитель предъявил претензии магазину в связи с обнаружением недостатков в приобретенном телефоне. Была экспертиза, все недостатки подтвердились, суд признал требования о возврате денег законными.

Странность заключается не в этом. А в том, что суд апелляционной инстанции посчитал, что потребитель злоупотребил правом. В чем это выразилось? Да, в том, что претензию потребитель направил не по юридическому адресу организации, а по фактическому адресу покупки.

А суд кассационной инстанции указал следующее:

Отменяя решение суда в части взыскания неустоек и штрафа, суд апелляционной инстанции указал, что 14.01.2020 г. Х. в адрес ответчика было направлено претензионное письмо о возврате уплаченных за товар денежных средств и возмещении убытков, причиненных истцу вследствие продажи товара ненадлежащего качества, которое было направлено по адресу нахождения магазина.
Однако данный адрес не является юридическим адресом ответчика и направление на указанный адрес корреспонденции не обеспечивает ее получение. При этом по адресу регистрации юридического лица претензия истца от 13.01.2021 г. не направлялась.
Таким образом, ответчик был лишен возможности в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, что исключает возможность применения штрафных санкций в отношении продавца.

То есть, как не обеспечивает?

Там же магазин находится, в котором потребитель приобрел товар. Именно там он может попросить о замене товара или сдать его продавцу для обеспечения ремонта или проверки качества. Претензию можно принести лично, например, вместе с товаром. А как предоставить товар по юридическому адресу? Да, и откуда потребителю знать, что магазин закрылся (если это так).

Относительно недавно было введено требование о том, что в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес организации в пределах места ее нахождения. А до этого момента, точнее, до 2015 года организация могла и не находиться по юридическому адресу.

Но в данном-то случае магазин находится по указанному адресу, и эта информация указывается в чеке. Почему туда претензию не направить?

Откуда дует ветер, понятно

Видимо, суд применил аналогию с налоговой инспекцией, которая должна всю корреспонденцию направлять на юридический адрес компаний.

Но откуда злоупотребление правом? До сих пор большая часть претензий направлялась именно на адрес магазина. Да и законодательство о защите прав потребителей не содержит конкретных требований о направлении претензий. По этому поводу нет даже никаких разъяснений Пленумов – вообще ничего.

Однако в данном деле представлено все так, как будто потребитель сознательно направил претензию не по тому адресу, чтобы в дальнейшем взыскать в судебном порядке неустойку и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований. Суд ссылался на положения гражданского законодательства о добросовестности сторон и на положения о юридически значимых сообщениях и сделал такой вывод:

Таким образом, суд апелляционной инстанции, установив факт злоупотребления правом истцом, обоснованно отказал во взыскании неустойки и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, поскольку применение данных мер ответственности возможно лишь в случае виновного поведения импортера и уклонения от добровольного исполнения требований потребителя.

Здесь надо отметить, что «история умалчивает» некоторые обстоятельства, о которых невозможно узнать из апелляционного определения и последующих судебных актов, поскольку существо дело подробно в них не изложено.

Поэтому есть маленькая надежда, что суд вынес такое решение, исходя из конкретных обстоятельств дела, а потребитель, действительно, уклонился от предоставления товара заинтересованным лицам. В деле указано, что покупатель самостоятельно обращался для проведения экспертизы. То есть, видимо, лишил продавца возможности сделать это самому, а, значит, и удовлетворить требования в добровольном порядке.

Бизнес, конечно, в восторге от такого решения, поскольку это поможет в борьбе с потребительским экстремизмом.

Но с другой стороны обычный потребитель, права которого, действительно, нарушены, остается незащищенным в такой ситуации, поскольку чаще всего не разбирается в тонкостях и не может знать, что, оказывается, при обнаружении в товаре недостатков претензию необходимо направлять на юридический адрес продавца.

Мой канал в Дзен: Подробнее ➤

Интересная статья?

Проголосовали: 68

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

38 комментариев
Понравилась публикация?
60 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Злотникова Любовь Геннадьевна
Комментарии: 38
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Для избежания подобных ситуаций потребителям необходимо отправлять претензии и по фактическому, и по юридическому адресу нахождения ответчика, тогда у судов не будет претензий

+8 / -1
Ответить

Согласна. Обычно, так советую своим клиентам - отправлять по всем известным адресам претензию

+3 / -1
Ответить

И, до кучи, в прокуратуру - нехай проконтролируют :)

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
02.10.2023, 17:24
Новосибирск

Странное решение. Получается действительно - написал жалобу и злоупотребил правом. Бизнес бъёт в ладошки.

+8 / 0
Ответить

А потом они утверждают, что потребитель - это экономически более слабая сторона в споре, поэтому нуждается в особой защите

+4 / -1
Ответить

Ситуации разные бывают. Действительно, потребитель экономически слабая сторона в споре. Но здесь потребитель злоупотребил

+1 / -3
Ответить

Если он уклонился от предъявления товара, то да. Но на это решение теперь везде будут ссылаться.

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества или возврате денег за товар, в любом случае носит имущественный характер. Если оно не будет удовлетворено продавцом, изготовителем в добровольном порядке, спор может быть разрешен только судом (статья 11 ГК РФ, п.1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В соответствии с п.2 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить иск в суд по месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. Перед тем как обратиться в суд, воспользовавшись правом на судебную защиту, Вам необходимо:

- убедиться в соответствии Ваших требований действующему законодательству;

- представить доказательства своей правоты и реальность Ваших требований;

- собрать документы, подтверждающие нарушение Ваших прав, в том числе Ваш экземпляр претензии с отказом выполнить Ваши требования (если таковой имеется);

- продумать, кто может быть Вашим свидетелем.

- Перед обращением в суд Вам необходимо составить исковое заявление.

+5 / 0
Ответить

Благодарю за подробный комментарий

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

• Верховный суд РФ поддержал апелляционную и кассационную инстанции в деле о взыскании с ответчика штрафа и неустойки.

• Потребитель предъявил претензии магазину в связи с обнаружением недостатков в приобретенном телефоне.

• Суд признал требования о возврате денег законными, но апелляционная инстанция посчитала, что потребитель злоупотребил правом.

• Претензию потребитель направил не по юридическому адресу организации, а по фактическому адресу покупки.

• Суд кассационной инстанции указал, что потребитель не обеспечил возможность продавцу удовлетворить требования в добровольном порядке.

• В данном случае магазин находится по указанному адресу, и эта информация указывается в чеке.

• Потребители часто не разбираются в тонкостях и не знают, что при обнаружении недостатков претензию необходимо направлять на юридический адрес продавца.

+5 / 0
Ответить

Благодарю за отзыв

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Обязанность направить претензию продавцу на потребителя также не возложена.

Поэтому в суде продавец, обосновывая отказ в возврате денег за товар или отказ в выполнении иных законных требований покупателя, не может ссылаться на отсутствие письменной претензии от потребителя.

+4 / 0
Ответить

Потом только в суде не взыскать неустойку и штраф.

+1 / -1
Ответить

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (38)
Мама школьницы
Подписчиков 10320
14.05.2024, 13:01
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.3М
Наказала «Вайлдберриз». Подбрасывало от некомпетенции, от хамства, равнодушия и вранья
Подробнее
Неинтересно
-2
53
Фикачев Игорь Владимирович
Подписчиков 4382
13.05.2024, 15:20
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.8М
Доставка испорченного товараДоставка продуктов питания из магазинов, это очень удобный способ,...
Подробнее
Неинтересно
0
19
Филилеев Филипп Владимирович
Подписчиков 15368
позавчера, 13:04
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.2М
СитуацияНе далее, как в прошлую пятницу я решил приобрести себе новое офисное кресло. Собственно,...
Подробнее
Неинтересно
0
7
Мальцев Семён Алексеевич
Подписчиков 111
16.09.2024, 18:49
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 51.7к
Переустройство квартиры — это не просто косметический ремонт, а серьезный процесс, требующий ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Фурин Евгений Владимирович
Подписчиков 720
15.09.2024, 08:36
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.5М
Вашему вниманию представляется еще одна интересная история о правах потребителей. Вправе ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Мальцев Семён Алексеевич
Подписчиков 111
13.09.2024, 07:38
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 51.7к
В этой статье мы рассмотрим в общих чертах, что такое перепланировка помещений в многоквартирных домах (МКД)
Подробнее
Неинтересно
0
0
Мальцев Семён Алексеевич
Подписчиков 111
06.09.2024, 19:54
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 51.7к
В семейной жизни нередки ситуации, когда супруги распоряжаются общим имуществом. Но что происходит,...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Сандлер Георгий
Подписчиков 2818
31.08.2024, 12:54
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.6М
Ну КГБычно я вот об чем.
Подробнее
Неинтересно
0
6
Елена
Подписчиков 3
26.08.2024, 14:55
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 9480
Хочу оставить отзыв ( мнение) о «Сызранской городской стоматологической поликлинике, отделение ...
Подробнее
Неинтересно
0
4
Сандлер Георгий
Подписчиков 2818
25.08.2024, 20:48
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.6М
Буквально аппологеты - фанатики. Все молитесь своим постам про ...
Подробнее
Неинтересно
-1
15
Сандлер Георгий
Подписчиков 2818
18.08.2024, 13:14
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.6М
С вином и печалью пополам сообщаю.
Подробнее
Неинтересно
0
40
Сандлер Георгий
Подписчиков 2818
04.08.2024, 14:15
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 3.6М
Горит Нью Йорк и Сан Франциско. Скоро запылает штат Нью Мексико!
Подробнее
Неинтересно
0
0
Павлюк Александр Игоревич
Подписчиков 641
02.08.2024, 18:04
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 160.3к
Настоящее изложение является продолжением одноименной публикации, связанной ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Павлюк Александр Игоревич
Подписчиков 641
02.08.2024, 17:55
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 160.3к
Юридические услуги – это тема необычайных масштабов. О юристах, юридических ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Инна Леонидовна Люлько
Подписчиков 45
28.07.2024, 01:01
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 71.9к
Недавно услышала такое определение в ответ на свою жалобу на юристов, обманувшим ...
Подробнее
Неинтересно
0
1