Направил претензию в магазин — злоупотребил правом
Источник фото: https://2-kartinki.ru/kartinki/рисунок-на-тему-права-потребителя
Странное, на мой взгляд, Определение ВС РФ попалось мне на днях. Совершенно не в пользу потребителя в части взыскания с ответчика штрафа и неустойки. Хоть и было удовлетворено основное требование и часть дополнительных.
Ответчик — "Связной"
Салон, который закрыл все свои магазины в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку решил банкротиться…
В этот раз Верховный суд РФ поддержал апелляционную и кассационную инстанции.
Потребитель предъявил претензии магазину в связи с обнаружением недостатков в приобретенном телефоне. Была экспертиза, все недостатки подтвердились, суд признал требования о возврате денег законными.
Странность заключается не в этом. А в том, что суд апелляционной инстанции посчитал, что потребитель злоупотребил правом. В чем это выразилось? Да, в том, что претензию потребитель направил не по юридическому адресу организации, а по фактическому адресу покупки.
А суд кассационной инстанции указал следующее:
Отменяя решение суда в части взыскания неустоек и штрафа, суд апелляционной инстанции указал, что 14.01.2020 г. Х. в адрес ответчика было направлено претензионное письмо о возврате уплаченных за товар денежных средств и возмещении убытков, причиненных истцу вследствие продажи товара ненадлежащего качества, которое было направлено по адресу нахождения магазина.
Однако данный адрес не является юридическим адресом ответчика и направление на указанный адрес корреспонденции не обеспечивает ее получение. При этом по адресу регистрации юридического лица претензия истца от 13.01.2021 г. не направлялась.
Таким образом, ответчик был лишен возможности в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, что исключает возможность применения штрафных санкций в отношении продавца.
То есть, как не обеспечивает?
Там же магазин находится, в котором потребитель приобрел товар. Именно там он может попросить о замене товара или сдать его продавцу для обеспечения ремонта или проверки качества. Претензию можно принести лично, например, вместе с товаром. А как предоставить товар по юридическому адресу? Да, и откуда потребителю знать, что магазин закрылся (если это так).
Относительно недавно было введено требование о том, что в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес организации в пределах места ее нахождения. А до этого момента, точнее, до 2015 года организация могла и не находиться по юридическому адресу.
Но в данном-то случае магазин находится по указанному адресу, и эта информация указывается в чеке. Почему туда претензию не направить?
Откуда дует ветер, понятно
Видимо, суд применил аналогию с налоговой инспекцией, которая должна всю корреспонденцию направлять на юридический адрес компаний.
Но откуда злоупотребление правом? До сих пор большая часть претензий направлялась именно на адрес магазина. Да и законодательство о защите прав потребителей не содержит конкретных требований о направлении претензий. По этому поводу нет даже никаких разъяснений Пленумов – вообще ничего.
Однако в данном деле представлено все так, как будто потребитель сознательно направил претензию не по тому адресу, чтобы в дальнейшем взыскать в судебном порядке неустойку и штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований. Суд ссылался на положения гражданского законодательства о добросовестности сторон и на положения о юридически значимых сообщениях и сделал такой вывод:
Таким образом, суд апелляционной инстанции, установив факт злоупотребления правом истцом, обоснованно отказал во взыскании неустойки и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, поскольку применение данных мер ответственности возможно лишь в случае виновного поведения импортера и уклонения от добровольного исполнения требований потребителя.
Здесь надо отметить, что «история умалчивает» некоторые обстоятельства, о которых невозможно узнать из апелляционного определения и последующих судебных актов, поскольку существо дело подробно в них не изложено.
Поэтому есть маленькая надежда, что суд вынес такое решение, исходя из конкретных обстоятельств дела, а потребитель, действительно, уклонился от предоставления товара заинтересованным лицам. В деле указано, что покупатель самостоятельно обращался для проведения экспертизы. То есть, видимо, лишил продавца возможности сделать это самому, а, значит, и удовлетворить требования в добровольном порядке.
Бизнес, конечно, в восторге от такого решения, поскольку это поможет в борьбе с потребительским экстремизмом.
Но с другой стороны обычный потребитель, права которого, действительно, нарушены, остается незащищенным в такой ситуации, поскольку чаще всего не разбирается в тонкостях и не может знать, что, оказывается, при обнаружении в товаре недостатков претензию необходимо направлять на юридический адрес продавца.
Мой канал в Дзен: Подробнее ➤
Интересная статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Для избежания подобных ситуаций потребителям необходимо отправлять претензии и по фактическому, и по юридическому адресу нахождения ответчика, тогда у судов не будет претензий
Согласна. Обычно, так советую своим клиентам - отправлять по всем известным адресам претензию
И, до кучи, в прокуратуру - нехай проконтролируют
Странное решение. Получается действительно - написал жалобу и злоупотребил правом. Бизнес бъёт в ладошки.
А потом они утверждают, что потребитель - это экономически более слабая сторона в споре, поэтому нуждается в особой защите
Ситуации разные бывают. Действительно, потребитель экономически слабая сторона в споре. Но здесь потребитель злоупотребил
Если он уклонился от предъявления товара, то да. Но на это решение теперь везде будут ссылаться.
Требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества или возврате денег за товар, в любом случае носит имущественный характер. Если оно не будет удовлетворено продавцом, изготовителем в добровольном порядке, спор может быть разрешен только судом (статья 11 ГК РФ, п.1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В соответствии с п.2 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить иск в суд по месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. Перед тем как обратиться в суд, воспользовавшись правом на судебную защиту, Вам необходимо:
- убедиться в соответствии Ваших требований действующему законодательству;
- представить доказательства своей правоты и реальность Ваших требований;
- собрать документы, подтверждающие нарушение Ваших прав, в том числе Ваш экземпляр претензии с отказом выполнить Ваши требования (если таковой имеется);
- продумать, кто может быть Вашим свидетелем.
- Перед обращением в суд Вам необходимо составить исковое заявление.
Благодарю за подробный комментарий
• Верховный суд РФ поддержал апелляционную и кассационную инстанции в деле о взыскании с ответчика штрафа и неустойки.
• Потребитель предъявил претензии магазину в связи с обнаружением недостатков в приобретенном телефоне.
• Суд признал требования о возврате денег законными, но апелляционная инстанция посчитала, что потребитель злоупотребил правом.
• Претензию потребитель направил не по юридическому адресу организации, а по фактическому адресу покупки.
• Суд кассационной инстанции указал, что потребитель не обеспечил возможность продавцу удовлетворить требования в добровольном порядке.
• В данном случае магазин находится по указанному адресу, и эта информация указывается в чеке.
• Потребители часто не разбираются в тонкостях и не знают, что при обнаружении недостатков претензию необходимо направлять на юридический адрес продавца.
Благодарю за отзыв
Обязанность направить претензию продавцу на потребителя также не возложена.
Поэтому в суде продавец, обосновывая отказ в возврате денег за товар или отказ в выполнении иных законных требований покупателя, не может ссылаться на отсутствие письменной претензии от потребителя.
Потом только в суде не взыскать неустойку и штраф.