Особенности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности за невыполнение приказа командира

59 дочитываний
4 комментария
Эта публикация уже заработала 1,39 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 10.10.2023 эта публикация заработала 300,00 рублей
Зарабатывать

Данный дисциплинарный проступок по своему характеру не является грубым. В данном случае, в соответствии со статьей 81 Дисциплинарного устава разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде. Возможность не оформлять письменные материалы часто становиться причиной невыполнения должностными лицами всех мероприятий присущих разбирательству по дисциплинарному проступку. Выясняются далеко не все обстоятельства, подлежащие выяснению, согласно пунктам 1 и 3 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Между тем, важными обстоятельствами, подлежащими выяснению по данной категории дисциплинарных проступков, являются:

а) отношения подчиненности. В материалах разбирательства (в случае их оформления) должны быть документы, указывающие на подчиненность привлекаемого к ответственности военнослужащего определенному командиру (начальнику) приказ которого он не выполнил, выписки из приказов о назначении на должность, сведения об организационно штатной структуре воинской части. Сведения об организационно штатной структуре воинской части являются важным элементом в доказательственной базе, так как не всегда выписка из приказа о назначении военнослужащего на должность с точностью указывает на прохождение им службы в конкретном подразделении и в подчинении конкретного начальника. Например, в выписке из приказа о назначении на должность может быть указано, что капитан Сидоров отдавший приказ лейтенанту Иванову (который его не исполнил), назначен командиром роты войсковой части 00000, при этом в войсковой части 00000 всего 5 рот. Согласно другой выписке из приказа о назначении на должность лейтенант Иванов назначен командиром взвода войсковой части 00000. Из двух документов явным образом не следует, что лейтенант Иванов проходит службу в роте капитана Сидорова и подчинен ему по службе. Скорее всего, сведения о прохождении военнослужащих в конкретном подразделении будут иметь ограниченный режим доступа, возможно с грифом секретности.

Но это еще простой случай, когда рассматриваются типовые подразделения «взвод», «рота», «батальон», когда состояние подчиненности следует из положений общевоинских уставов. А если необходимо установить факт подчиненности в «нестандартном» подразделении? Ведь часто, наименование подразделений, воинских должностей и их подчиненность между собой обусловлены различными Положениями, Руководствами, Наставлениями, которые составляют сведения ограниченного доступа или государственную тайну. Вряд ли, лицо проводящее разбирательство приобщит к материалам документ, содержащий сведения ограниченного доступа или государственную тайну с целью продемонстрировать штатную структуру и служебные взаимосвязи военнослужащих. Как правило, такая информация не отображается в материалах разбирательства, а держится «в уме» как само собой разумеющееся. Далеко не все должностные лица ответственные за проведение разбирательства оформляют материалы в полном объеме.

Если факт подчиненности не будет подтвержден документально, то это является основанием к отмене примененного взыскания, ведь суду (прокурору) достоверно не будет известно, является ли капитан Сидоров командиром лейтенанту Иванову. На догадках обвинение не строится.

б) соблюдение установленного порядка отдания приказа. Требования к порядку отдания приказов командиров (начальников), к их форме и содержанию изложены в статьях 39-45 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Отступление от указанных требований влечет за собой констатацию факта несоблюдения установленного порядка отдания приказа и как следствие отсутствие самого события дисциплинарного проступка. В случае привлечения к дисциплинарной ответственности за не выполнение приказа, следует проанализировать его на предмет соответствия Конституции РФ, федеральным законам, общевоинским уставам, приказам вышестоящих командиров (начальников), а также полномочий командира, отдавшего приказ. Статьями 24 и 41 Устава внутренней службы определено, что, отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения. Полномочия командира (начальника) определяются его должностными обязанностями, которые в свою очередь определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников). Таким образом, в материалах разбирательства должны быть сведения о полномочиях командира, в пределах которых он отдавал приказ.

Например, в соответствии со статьей 33 Положения о порядке прохождения военной службы (утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы») в случае крайней служебной необходимости военнослужащий может быть отозван из отпуска по решению должностного лица от командующего объединением, ему равного и выше, являющегося его прямым начальником (должностного лица, определенного руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба). Соответственно, командир роты не имеет право приказывать подчиненному «выйти» на службу раньше окончания своего отпуска. Другой пример, военнослужащему отдается приказ осуществить покраску ограждения автомобильного парка воинской части. Однако, становиться известно, что данные работы уже заложены в смету работ (услуг), на выполнение которых существует государственный контракт. Очевидно, что должностные лица, отдающие такие приказы, могут оказаться в преступном сговоре и совершают коррупционные преступления. При сомнении в законности отданном приказе не следует открыто выражать неповиновение, так как в случае правоты командира к подчиненному будут применены дисциплинарные либо уголовно-правовые меры воздействия. В данном случае рекомендуется поступить следующим образом. В соответствии со статьей 106 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а также направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику). Допустим, что покраска ограждения для подчиненного видится как злоупотребление и незаконное расходование денежных средств. В смоделированной ситуации командир, отдавший приказ о покраске ограждения – это командир роты, соответственно рапорт об устранении этих недостатков и злоупотреблениях необходимо направить командиру батальона, и желательно ценным письмом с описью. В рапорте следует изложить не только сам факт злоупотребления, недостатка и т.п., но и просьбу ознакомить вас с планом работ, в котором будет предусмотрено привлечение личного состава именно вашего подразделения для их выполнения. Так же перед началом работ необходимо потребовать целевого инструктажа перед выполнением работ на опасных объектах воинской части (организации) или разовых (непостоянных) работ с повышенной опасностью, не связанных с должностными обязанностями с оформлением в журнале в соответствии с пунктом 59 Руководства по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к приказу Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. N 444). Пример рапорта:

Командиру батальона войсковой части 00000

Рапорт

Настоящим, сообщаю вам о злоупотреблении и незаконном расходование денежных средств. Так, 15 октября 2023 года командир роты старший лейтенант Иванов И.И. отдал мне приказ о покраске ограждения автомобильного парка войсковой части 00000. Целевой инструктаж перед работой со мной не проводился. Полагаю, что данные работы предусмотрены государственным контрактом в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и должны выполняться силами сторонних организаций, а не военнослужащими роты обеспечения войсковой части 00000. Прошу принять к сведению, проверить указанные факты, доложить командиру войсковой части 00000 с предложением о назначении разбирательства (административного расследования) а также предоставить мне письменный ответ, либо направить его по моему домашнему адресу: инд. 333445 г. Пушкин, ул. Лермонтова д. 2, кв. 26.

Техник роты обеспечения

войсковой части 00000

16 октября 2023 года прапорщик С. Смирнов

Если данный рапорт поступит через почтовую связь, то он однозначно будет зарегистрирован в делопроизводстве воинской части и не «потеряется», соответственно через установленное законом время рассмотрения обращений 30 суток (в исключительных случаях 60 суток) можно требовать результата, в том числе с помощью правоохранительных органов.

4 комментария
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Обычный рабочий Алексей Дианов
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.1М
09.10.2023, 21:38
Астрахань

Фотки выкладывайте в статье и подзаголовки. Так все четко.

+1 / 0
картой
Ответить

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

спасибо автору за статью. очень интересно.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

«Баб много, а я один!»: В кабинете военкома поработала скрытая камера. Не подглядывать!

Не смотря на весьма сложную обстановку внутри и снаружи очень Вооружённых Сил Украины, напряжённая трудовая жизнь совсем не мешает романтическим обнимашкам.
00:51
Поделитесь этим видео

Юридическое рассмотрение вопроса о начале действия решения ВВК об освобождении от исполнения служебных обязанностей

Вопрос, когда вступает в силу решение военно-врачебной комиссии об освобождении военнослужащего от выполнения служебных обязанностей, часто вызывает у военнослужащих путаницу, особенно в условиях,...

Как уволиться с военной службы в период частичной мобилизации: полезная информация

Краткое содержание:1. Введение.2. Обсуждение.Здравствуйте дорогие друзья и посетители сайта!Сегодня разберём несколько вопросов, связанные с увольнением с военной службы в период СВО и частичной мобилизации.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы