Камень за древним камнем: Мексика восстанавливает свои утраченные сокровища
В последние годы Мексика предприняла серию масштабных расследований и усилий по реституции, чтобы исправить десятилетия воровства и колониального разграбления.
Мезоамериканские археологи знают это как Памятник 9: высеченное из камня 2600-летнее изображение оскаленной морды ягуара примерно пяти футов в ширину и высоту и весом в одну тонну. Почти 60 лет назад реликвия была извлечена из руин Чалькатцинго, ольмекского поселения к югу от современного Мехико, и контрабандой перевезена в Соединенные Штаты, где бесследно исчезла в сети частных коллекций.
Отсутствие реликвии, построенной между 700 и 500 годами до н.э., долгое время раздражало мексиканских ученых. В свое время камень использовался как портал для священников и правителей, через который они могли пройти в подземный мир, но несколько сохранившихся фотографий памятника 9 не смогли в полной мере передать его символический вес.
Однако в марте власти США уведомили мексиканских чиновников о том, что они изъяли камень после того, как проследили за его доставкой на склад в Денвере. А в мае резьба со вкусом вернулась домой в сопровождении военных машин из аэропорта в Куэрнаваке, Мексика, в близлежащий региональный музей.
“Иметь это под рукой - все равно что сложить последний кусочек головоломки и начать понимать, как это сработало”, - сказала Каролина Меза, главный археолог Чалкацинго. “Это уникально на мексиканском, мезоамериканском и глобальном уровнях”.
В последние годы Мексика предприняла серию амбициозных расследований и усилий по реституции украденного культурного наследия страны, объединившись с другими странами, чтобы исправить десятилетия воровства и колониального разграбления. Памятник 9 может стать самой крупной наградой Мексики на сегодняшний день — для исследователей, для общин, которые все еще практикуют элементы местной культуры, и за настоящую археологическую драму.

Резьба по камню сочетает в себе знакомые образы и замечательную практичность. Черты лица, включая характерные густые брови и бромелиевые растения, растущие от уголков челюсти, датируют изделие ольмеками, которые поселились в этом регионе после переселения вглубь страны с побережья Мексиканского залива 2800 лет назад. В центре камня, представляющего рот животного, находится углубление в виде четырехлистника, которое “идеально подходит человеку”, - сказала г-жа Меза.
“Это как если бы это была дверь, которая ведет между измерениями, отличными от того, в котором человек живет как человек”, - добавила она.
Для ольмеков подземный мир считался местом рождения человечества и обителью души, мистическим планом, мало похожим на огненный ландшафт библейских повествований. В Чалкацинго, обширном месте, расположенном между двумя скальными выступами, этот предмет, возможно, был установлен над входом в пещеру или здание и использовался в церемониях, связанных с совершеннолетием или переходом в сан священника.

Кампания Мексики по реституции — “Mi Patrimonio No Se Vende”, или “Мое наследие не продается”, — отражает меняющийся моральный консенсус в отношении права собственности на древности, что проявилось в многочисленных общественных спорах, в частности, в затянувшихся переговорах между Великобританией и Грецией по поводу мрамора Элджин в Британском музее., которые были изъяты из Парфенона два столетия назад.
“Это осознание или стыд, которые возникают у тех, у кого дома выставлены археологические экспонаты из Мексики или других стран”, - сказала в интервью Алехандра Фраусто, министр культуры Мексики.

С начала кампании в 2019 году Мексика вернула более 13 000 артефактов, часто отмечая находки на мероприятиях для прессы, проводимых перед камерами. В сентябре Музей округа Сан-Бернардино в Калифорнии объявил о возвращении почти 1300 небольших предметов, в том числе украшений доиспанской эпохи и духовых инструментов.
Одна из успешных тактик заключалась в ожидании, пока мексиканские реликвии выставят на зарубежный аукцион, и в этот момент мексиканские власти набрасываются, направляя письма протеста и “поднимая много шума”, - сказала мисс Фраусто. “Нет ничего более вульгарного или дешевого, чем устанавливать цену на символ нашей идентичности”.
Но многие артефакты остаются недосягаемыми. Головной убор с блестящими перьями, который, по мнению некоторых ученых, принадлежал правителю ацтеков 16 века Монтесуме, выставлен в венском музее. В 2020 году Беатрис Гутьеррес Мюллер, жена президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора, лично обратилась к австрийскому правительству с просьбой вернуть экспонат на родину, но правительство отказало ей, заявив, что экспонат слишком хрупкий, чтобы его можно было переместить. Мексика оспорила эту оценку.
Мексиканские власти также используют международные юридические каналы, чтобы разыскать и вернуть реликвии, которые не были переданы добровольно.
В прошлом году, отвечая на запрос генерального консула Мексики в Нью-Йорке, следователи из Отдела по борьбе с незаконным оборотом древностей при окружной прокуратуре Манхэттена начали расследование местонахождения и обращения с пропавшим памятником 9. Каждый из 19 членов команды - частично журналист-расследователь, частично Индиана Джонс, вооруженные силой повестки в суд. Они установили, что предмет в какой-то момент проходил через Нью-Йорк, что дает им право расследовать кражу предмета.
“Мы всегда ведем расследование в двух направлениях”, - сказал Мэтью Богданос, глава подразделения. “Мы проводим расследование сейчас, в обратном порядке, а затем пытаемся найти место разграбления и двигаться вперед, будь то музей, галерея, вилла, долина в Египте или, в данном случае, долина в Мексике”.

В Чалкацинго следователи установили ключевых свидетелей последних мгновений жизни камня в Мексике: двух фермеров, которые вспомнили, что видели этот предмет в детстве. Интервью показали, что реликвия была первоначально обнаружена в 1962 году рабочими, обрабатывавшими поле, и что к 1964 году она была разбита на куски. В том году, по словам мистера Богданоса, “группа гринго — иностранцев — приехала и завернула осколки в большие листья, чтобы защитить их, а затем положила в кузов грузовика и увезла”.
Оттуда, как полагают следователи, ольмекский камень переправился в Соединенные Штаты, спрятанный в грузах известного мародера Уильяма Спратлинга. В 1965 году они всплыли в Нью-Йорке, сфотографированные в рекламе, которая привела к продаже за 2000 долларов.
Реликвия переходила из рук в руки еще четыре раза, ненадолго появляясь на публике на музейных выставках, в том числе в Музее искусств Метрополитен, который записал этот предмет в книгу выставок 1970 года как “колоссальную маску ягуара” из коллекции Института искусств Мансона-Уильямса-Проктора в Утике, штат Нью-Йорк.
Работая в обратном направлении от настоящего, нью-йоркская команда обнаружила недавнее объявление о продаже этого предмета на аукционе. Информация о продавце указывала на склад в Денвере, где владелец хранил камень после покупки его в 2000 году за 2,25 миллиона долларов. Когда власти конфисковали реликвию в марте, ее выставляли на продажу за 12 миллионов долларов.

По этому делу не было выдвинуто никаких обвинений, хотя расследование крупной кражи и мошенничества, среди прочих преступлений, продолжается, сказал г-н Богданос. Официальные лица публично не назвали окончательного коллекционера предмета, в соответствии с практикой, наблюдаемой, когда владелец, по-видимому, не знал о первоначальной краже предмета.
Официальные лица Мексики планируют отпраздновать успех кампании по реституции, объединив многие из найденных артефактов на выставке в следующем году, сказала госпожа Фраусто, министр культуры. В конце концов ольмекский камень вернется в Чалкацинго, где строится новый музей.
Сейчас ольмекский камень стоит подсвеченный на пьедестале в вестибюле Регионального музея лос-Пуэблос-де-Морелос в Куэрнаваке, в часе езды от археологической зоны, и к нему выстраиваются длинные очереди желающих посмотреть, сказал директор музея Родольфо Канделас.

Он напомнил, что вскоре после открытия памятника посетители из Чалкацинго в знак приветствия положили перед камнем фрукты.
“В этом важность: эти предметы все еще имеют значение”, - сказал мистер Канделас. “Они все еще разговаривают с вами, они все еще говорят вам что-то. Они напоминают вам о том, что было. Они, может быть, немного напоминают вам о том, что там есть ”.
