Новеллы закона о гостайне о компетенциях ФСБ.
Основные причины, которые послужили основанием для внесения изменений в закон "О государственной тайне", достаточно полно отражены в пояснительной записке к проекту закона.
Сразу нужно развеять неверное понимание полномочий органов ФСБ в процедуре оформления допуска должностным лицам и гражданам России. Многие граждане, даже допущенные к гостайне, считают, что допуск дают органы ФСБ.
Но в действительности по какой-то непонятной причине, органы безопасности имеют право только провести проверку гражданина оформляемого по 2 или 1 форме допуска, и в отдельных случаях по форме 3, информировать руководителя организации о наличии оснований для того, чтобы отказать в допуске к секретам.
Практика пошла по пути поголовного допуска к совершенно секретным или особой важности сведениям лиц, которым можно было в соответствии с законом отказать в допуске к секретам. Получилось так, что руководители учреждений и организаций допустили, не смотря на информацию органов ФСБ, пользуясь своими полномочиями, а возможно и злоупотреьбля ими, допустили к совершенно секретным сведениям и особой важности сведениям более 16 тысяч человек, что нельзя назвать отдельными фактами. Была выявлена четко просматриваемая тенденция игнорировать требования законодательства об ограничении допуска к секретам лиц, имеющих двойное гражданство, близких родственников, постоянно проживающих за рубежом, и и другие основания для отказа.
На законодательном уровне ФСБ не имет возможности потребовать от руководителей учреждений и организаций лишить конкретного работника допуска и соответственно уволить его с номенклатурной должности.
И только в новых изменениях закона о гостайне предусмотрено наделение ФСБ полномочиями по вынесению заключения о нецелесообразности предоставления допуска проверяемому гражданину к государственным секретам.
В таком случае руководители учреждений или предприятий обязаны будут отказать в приеме на работу по трудовому договору (контракту). Соответственно в обновленном законе предусмотрено дополнение полномочий ФСБ по вынесению Заключения о прекращении допуска работнику в связи с выявлением законных на то оснований.
Для реализации данных новых полномочий ФСБ должна, на основе будущих Указов Президента о внесении изменений в положение о ФСБ, приказом Директора утвердить изменения в свой Административный регламент.
Срок готовность этих подзаконных и ведомственных нормативных актов не позже 2 февраля 2024 года.
И только в следующем году будет юридически правильно сказать, что на основании заключения ФСБ какой-то конкретный гражданин не получил допуск к государственной тайне или какому-то допущенному к гостайне гражданину допуск был прекращен.
В какой срок органы безопасности смогут реализовать свое право на прекращение прекращение допусков у тех 16 тысяч, которые были допущены без учета законных оснований для отказа в допуске, покажет время.
Ну и пусть не допускают, великое дело.
Неужели мир так сдвинулся. Третью форму допуска (и вторую - без доступа к СС), действительно, дает руководитель, но с согласия своего спецотдела. Проверку ФСБ все равно осуществляет. А если руководители оформили допуск и предоставили доступ без проверки, то почему они не отстранены и не сидят? Странно это.
Вторая форма это и есть допуск к совершенно секретным сведениям и без проверочных мероприятий ФСБ руководитель не имеет права допускать.
Материалы на допуск готовят кадры, а режино-секретное подразделение осуществляет проверку составленных документо и осуществляет выявление оснований для отказа в допуске. Если все нормально, то карточку Форма 1 на подпись директору, а если есть основания то отправляется в ФСБ. Анкетные материалы по 3 форме не направляются в ФСБ. Все ограничивается проверкой РСП.
По