Mihall65
Mihall65 Подписчиков: 963
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 58.9к

От отрочества к юности в Древней Греции

1 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,09 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Фото из интернета

Переход от юности к взрослости во всех традиционных культурах был одним из самых серьезных и формальных мероприятий и являлся предметом заботы как правителей, так и всего общества. И власти, и граждане общества заботились о молодых людях, проходящих этот этап, через определенную систему-программу воспитания и тестирования подростков.

Древнегреческими обществами, отличившимися в этой области, были Афины с термином "подросток", Спарта с термином "крипта" и минойский Крит с термином "ageles".

АФИНЫ

В Афинах времен Аристотеля афиняне, годные к военной службе, состояли из 42 рангов в возрасте от 19 до 60 лет, и каждый ранг имел свою фамилию Геро.

19 и 20 лет, молодые или подростки

21-50 лет, в основном военные

51 - 60 лет, старики

Афиняне вели список граждан, которые могли быть призваны в армию. Первоначально в походы приглашались те, кто ранее в них не участвовал. Полезность этих рядов, помимо приглашения в походы, заключалась в том, что из их рядов выдвигались общественные арбитры и правители города.

Из последнего ряда (60 лет) выбирались владыки. В конце ряда в группу вошли старейшины. В то же время ее Герой был готов помочь ряду подростков.

Что касается периода отрочества, то известно, что подростки давали клятву у святилища Аглароса, древнего божества смородины. Когда они становились гражданскими лицами, вступая в корпус армии гоплитов, то символически получали от города копье и круглый щит. Все афиняне активно участвовали в этом процессе и считали его событием величайшей важности.

Все подростки проходили двухлетнюю службу и охраняли границу, при этом, как мы знаем из их присяги, они гарантировали охрану границ города, пшеницы, ячменя, виноградных лоз, оливок и фиговых деревьев. Служба была одновременно и периодом изоляции, и после ее окончания они считались гражданами и солдатами.

Отрочество считалось периодом приобщения к военной и общественной жизни. Это не было чем-то похожим на современную военную службу, а было подготовкой к тому, чтобы стать активными гражданами, достойными воинами и ответственными главами семей. Необходимыми условиями для того, чтобы считаться гражданином, были женитьба и вступление в колонну воинов.

Молодые люди в возрасте 18-20 лет служили в городе в качестве пограничников. В этот период они находились в полной изоляции от семьи и общества. Настоящими гражданами они считались только после окончания этого периода и вступления в конвой. Как патрули, их зоной действия были, как следует из названия, окраины города, и в очень редких случаях они выходили из города только с легким оружием.

Платон в "Законах" описывает аналогичную роль под названием "агроном", т.е. тот, кто находится в пограничных районах.

Охрана границ сама по себе приводит к изоляции на всех уровнях. На физическом уровне - потому что они находились далеко от центра города, на психологическом - потому что не имели общения с согражданами, на ментальном - потому что на них лежала ответственность за охрану границ города, о которой они должны были думать и решать, как поступить, самостоятельно.

Хотя мы относим эти элементы, в частности, ко времени Аристотеля, несомненно, что этот институт существовал с архаических времен и впоследствии сохранился во всех районах классической Греции. То, что мы знаем об афинских законах, представляет собой сбор и рационализацию того, что действовало ранее, что позволяет нам лучше понять цель полового созревания.

Аристотель представляет этот период как военную службу, но это, конечно, нечто большее, поскольку он завершает обучение подростков различным предметам, начинаясь, по сути, в 16 лет и заканчиваясь в 20.

Миф, который мы можем привести в качестве примера и который объясняет сложившуюся ситуацию, - это миф о Меланфе и Ксанфе. Именно этим мифом объясняется праздник Апатурия, который устраивался в месяце Пямпсионе (октябре) после окончания сражений, когда юноши возвращались из походов.

Действие мифа происходит на границе Аттики и Беотии, в гористой местности с плохими условиями жизни, единственными обитателями которой были пастухи и охотники. Кроме того, тот факт, что эта территория находилась под спорной оккупацией двух государств, делал ее идеальным местом для обучения молодежи.

Это место называлось Мелайна или Меланья Чора, т.е. Черная Земля. Царем беотийцев был Ксантос, т.е. "Ксантос", а афиняне назывались тимоитами. Оба решили решить территориальный спор поединком. Но тимоиты бежали, так как, по одной из версий, были стары. Тогда в афинской фракции появляется еще один защитник, который обещает стать преемником царя. Его имя - Мелант, т.е. Мелантос. "Черный". Таким образом, мы имеем битву между Черным и Белокурым.

В ходе битвы Мелант обращается к Ксантосу: "Ксантос, ты не соблюдаешь правила поединка. Рядом с тобой кто-то есть". Удивленный, Ксантос оборачивается, чтобы посмотреть, и Мелантос, воспользовавшись случаем, убивает его. После этой победы Мелантос становится афинским царем.

Есть традиции, согласно которым Мелантос молится Зевсу Апатеанорасу, а по другим - Дионису, появляющемуся ночью в козьей одежде, т.е. ночному Меланаису.

Мы видим, что в мифе обман является доминирующим и решающим для окончательной победы. По сути, стандарт поведения, навязываемый молодым, существенно отличается от того, которого они должны будут придерживаться впоследствии как солдаты в фаланге.

Другим доминирующим элементом мифа является присутствие черного цвета. Меланетос - герой, Мелайнаи - место, Мелайнаи - бог. Черный - цвет официальной одежды, хламиды афинских подростков. Объяснение этому двоякое: с одной стороны, это напоминание о черном парусе на корабле Тесея, а с другой - символ мистического отчуждения, через которое прошли подростки.

СПАРТА

Учреждение, аналогичное афинскому, в Спарте называлось криптия. Это был скорее институт подготовки к военной жизни, чем в Афинах, поскольку общество Спарты было более воинственным и ориентированным на военное дело.

В этот период мы имеем очень странную форму обучения, по крайней мере, в том, что касается охоты с гелотами. Так получилось, что в период изоляции, которая здесь также была очень распространена, у нас был период, когда спартанские подростки охотились на эллинов и, как правило, убивали их. На этом заканчивалась важная часть их обучения.

Стандартом спартанцев в этот период были лесные налетчики и скалолазы. Ключевым элементом этого периода было также ночное пребывание на горе.

Подросток Спарты назывался криптос. Ключевое отличие от Афин заключалось в том, что если в Афинах подросток переживал этот период как миф, то у спартанцев он был жизненной практикой.

Криптой называли молодых людей, ушедших из государства, чтобы "скитаться" скрытно, изолированно, "нагими", т.е. без тяжелого вооружения по горам и сельской местности, питаясь как попало, охотясь и убивая по ночам гелотов, которым государство каждый год объявляло войну, чтобы их убийство не было преступлением. Этим периодом, по Платону, была зима.

Если перевернуть то, что делали скрытые, то мы обнаружим, какими именно принципами и правилами руководствовались взрослые спартанцы - гоплиты, входившие в фалангу. Такие добродетели гоплитов, как общинное проживание, общие обеды, открытые сражения, дневные, низовые, летние, лобовые атаки между фалангами, были в Спарте в большем почете, чем в любом другом месте Греции. Спартанец, чтобы считаться полноправным гражданином и воином, должен был пройти обучение и воспитание, предусмотренное набором мифических ритуалов, которые продолжали действовать и после классической эпохи.

Один из римских историков сообщает, что по приказу Ликурга дети должны были уходить в поле, жить без роскоши, в труде и заботах, и не возвращаться в город, пока не станут мужчинами. Здесь мы имеем еще одну дихотомию: крипты в лесу, с одной стороны, и гоплиты в городе, с другой.

Еще одной особенностью спартанцев, не встречающейся в остальной Греции, было то, что здесь взрослые держали длинную запятую.

Очень важным и интересным был ритуал, проходивший в Платанисти (лесу платанов). Там столкнулись две группы лакедемонских криптидов. В битве использовалось оружие и дикие элементы, то есть разрешался ряд запрещенных ударов, например, укусы.

Перед этим богу дикого рукопашного боя Эниалию было принесено в жертву 2 собаки.

Ему также предшествовала битва двух вепрей (кабанов) - животных крайне диких, но одомашненных. Победа того или иного кабана обычно предвещала победу той судьбы, к которой он принадлежал.

Важно отметить, что в Спарте дикость и цивилизация сосуществовали, а институт в целом способствовал и создавал необходимые условия для более плавного перехода от дикой юности к цивилизованной взрослой жизни.

Наиболее парадоксальным и противоречивым элементом в Афинах, Спарте, а также, как мы увидим, на минойском Крите, была полярность, которую мы наблюдаем между взрослыми и подростками. Здесь наблюдается ряд контрастов на всех уровнях. По сути, подростки жили по принципам и законам, которые полностью противоречили тем, которым они должны были следовать во взрослой жизни.

Этот период как раз и был переходом от жизни к природе, к цивилизации. Набор мужчин здесь, как и в любом другом обществе, представляет собой взаимодополняемость, инь-янь, где подросток - это инь, темное, теневое, а взрослый - это ян, светлое, бестелесное.

Но самое главное, что необходимо отметить, - это два пути:

1) индивидуальный путь и подвиг, который должен совершить подросток, чтобы считаться мужчиной;

2) групповой путь участия в целом и подвиг, который должен совершить коллектив и который является высшим и подлинно творческим. Коллективный путь - это путь, который делает цивилизацию и возвышает все общество, а путь подростка - это путь, который делает мужчин - героями.

КРИТ

На минойском Крите и позже процесс инициации и воспитания подростков был официальной задачей, за которую отвечали опытные и известные педагоги.

Целью этого процесса было формирование молодых людей, чтобы они могли стать активными членами общества. Здесь они учились той роли, которую впоследствии будут играть как взрослые и граждане.

Их обучение включало в себя именно те элементы, которым Ахилл научился у Хирона и Феникса: манеры поведения, охоту, верховую езду, метание копья, стрельбу из лука, музыку, танцы, а также элементы медицины и фармации. Находок, представляющих юношей во всех этих образовательных формах и раскрывающих их всестороннее и полное образование, очень много.

Характерны находки, связанные с уличными скачками, боксом, ловлей дикого быка, охотой с луком, со священными танцами, музыкой на многих инструментах и с семиструнной лирой.

Следует подчеркнуть, что в боксе, как видно по изображениям на многих вазах, была отработана великолепная техника, которой молодые люди владели в совершенстве.

Бой считался мужским видом спорта. Именно здесь подростки проходили испытание на право называться мужчиной. Тот, кто не был бегуном, мужчиной не назывался.

Но охота и танцы были венцом воспитания и важным критерием оценки подростков, так как и в этой области они должны были пройти испытание и показать себя, чтобы считаться гражданами мужского пола и иметь полные права.

Минос, согласно мифологии, был великим охотником и владел грозным луком. Самая главная богиня Крита - Артемида Диктинна - была богиней охоты, и ее сопровождал юноша. Кроме того, с охотой была связана и Вритомартис, которую впоследствии отождествили с Артемидой.

Во время праздника Гипербои (громких криков) открывалась охота, и неофитам предлагалось принести какую-нибудь добычу.

Миитская охота на диких быков проходила между северной стороной Мессарской равнины и южными предгорьями Иды (Псилоритис). Здесь подросток был призван проявить свои способности.

Здесь мы также отмечаем некоторые общие элементы с двумя другими городами-государствами, такие как подвиг, который должен совершить юноша, и пограничный регион, где ему приходится изолироваться и выживать.

Об организованности системы инициации юношей свидетельствует соответствие между четырьмя сыновьями и четырьмя дочерьми Миноса и Пасифаи и четырьмя сословиями критского общества. Мы знаем, что критские кузнецы устанавливали определенные инициационные испытания для молодых людей, желающих стать членами гильдии, которые включали в себя принудительный проход через инициационные пещеры, испытание на устойчивость к огню, инициационную смерть, а также бритье головы, смену одежды и принятие особых имен.

Молодые люди жили группами, называемыми агелами, а взрослые составляли роты. После пограничных испытаний молодые люди были вынуждены носить темную, а иногда и женскую одежду и подвергались жестокой борьбе. Только после успешного прохождения всех испытаний они получали гражданские права.

После этого проводились обряды-праздники, знаменующие переход подростков в мужское сословие. Это был праздник Энтисии или Перифисии. Во время этого праздника происходил обряд отказа от детских одежд и превращение юношей в мужчин божеством Потня. Обряды проводились в известных пещерах, где было найдено множество предметов-приношений молодых посвященных с четкой символикой и несомненными следами/признаками проводившихся в них инициационных ритуалов.

Юноша во время инициационных испытаний призван доказать свою силу, выносливость, мужество и способность справиться со своей новой ролью гражданина, воина, мужа. Инициатор умирает, чтобы возродиться, и, преодолевая невежество, идет к знанию.

Миф о Тесее и Минотавре глубоко символичен. Подросток Тесей должен победить свою темную сущность - Минотавра - под руководством царя Миноса, великого педагога и Инициатора. Тесей, который достигает совершеннолетия, пройдя через лабиринт, является образцом для афинских подростков. Общими для других мифов элементами являются:

Коварство (клещ Ариадны)

Изоляция (лабиринт)

Граница (испытание за границей)

Охота (Минотавр)

Подвиг (смерть Минотавра)

Черный цвет (черные паруса возвращения)

Маскировка (двое из новых спутников Тесея были одеты в... женскую одежду)

Результат (коронация Тесея как царя).

Во всех трех этих обществах мы видим, какое значение и ценность придавали граждане критическому возрасту - подростковому. Это вполне естественно, поскольку именно в этом возрасте у молодых людей есть прекрасная возможность и испытание для развития определенных элементов, как внутренних, так и внешних, которые будут сопровождать их всю жизнь.

Именно поэтому в традиционных обществах государство всегда с методичностью и предвкушением смотрело на своих подростков, на будущие поколения. Ведь если считать, что общество - это целое, единое целое, имеющее рождение, рост и смерть, то есть живой организм, то молодые - это клетки, определяющие его будущее. Взрослые видели это в лицах молодых людей, а раз они хотели лучшего будущего, то должны б

ыли работать ради него.

БИБЛИОГРАФИЯ

Черный охотник, Пьер Видаль-Наке, Пьер Видаль-Наке

Лечение на минойском Крите, А. Хурдакис

Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь.

Понравилась публикация?
13 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Сократ. Когда философ шутит перед смертью

В Афинах, в 399 году до нашей эры, одному упрямому мужчине по имени Сократ вдруг сильно не повезло. Хотя сам он, возможно, считал наоборот, что повезло. Наконец-то разговор с обществом вышел на новый уровень.

Великан Фафнир и дракон Регин: Мифологические персонажи германо-скандинавского эпоса

Великан Фафнир и дракон Регин занимают важное место в германо-скандинавской мифологии, являясь одними из самых ярких символов легендарного эпоса. Их имена неразрывно связаны с такими понятиями, как жадность,

Детства мой край, моя любовь! Новая песня!

Да, родной край, как же я тебя люблю! Ты – моя основа, мой фундамент. Вспоминаю безмятежное детство, когда мир казался огромным лугом, полным приключений и возможностей. Конечно, детство было не сахар.
03:02
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы