Молодая женщина была принесена в жертву и заморожена на 500 лет в Андах. Ученые только что показали ее лицо

Пятьсот лет назад девочка-подросток, принадлежавшая к культуре инков, была принесена в жертву и похоронена недалеко от вершины Ампато, бездействующего вулкана в Андах. С момента обнаружения ее невероятно хорошо сохранившихся замороженных останков в 1995 году она стала известна под многими именами — “Ледяная Дева”, Хуанита и Леди Ампато, — но мало что было известно о том, кем она была на самом деле.
Теперь шведский художник Оскар Нильссон и команда исследователей из Центра андских исследований Варшавского университета и Католического университета Санта-Мария совместно создали 3D-реконструкцию лица Хуаниты.
Реконструкция, представленная 24 октября, является частью выставки в Музее андских святилищ в Перу под названием “Капакоча, следуя божествам инков”. Выставка включает в себя последние исследования о Хуаните и ее жизни, а также находки из других мумий инков, обнаруженных на вершинах перуанских Анд.
“В течение многих лет к мумиям относились как к музейным предметам”, - сказала доктор Дагмара Соха, биоархеолог Центра андских исследований Варшавского университета и куратор выставки. “Проводя научные исследования и реконструкцию лица, мы хотим восстановить их личность. Хорошо сделанная реконструкция позволяет нам показать людей, которые стояли за историей, которую мы хотим рассказать”.
В поисках Хуаниты
Империя инков, просуществовавшая примерно с 1200 по 1533 год, когда-то простиралась на 2500 миль (4023 километра) через территорию нынешних Перу и Чили. По словам Сохи, одним из важнейших ритуалов инков была капакоча, которая включала человеческие жертвоприношения с подношениями престижных товаров, таких как керамика, драгоценные металлы, текстиль и морские раковины.
По словам исследователей, ритуалы проводились, чтобы умилостивить божества и священные места и защитить общину от таких бедствий, как засуха, извержения вулканов и землетрясения. Вершины Анд считались священными местами, и для ритуалов жертвоприношения выбирали детей и молодых женщин, считавшихся красивыми и непорочными. Считалось, что их жертвы приносили в честь их родителей и обеспечивали им счастливую загробную жизнь.
После принесения в жертву детей и молодых женщин считали “посредниками” между людьми и божествами. По словам исследователей, считалось, что дети воссоединились со своими предками, которые, как считалось, наблюдали за происходящим с высоких вершин Анд.
Доктор Йохан Рейнхард и ассистент Мигель Сарате обнаружили Хуаниту, когда они поднялись на Ампато в сентябре 1995 года. Они достигли вершины, расположенной на высоте 20 708 футов (6312 метров) над уровнем моря, только для того, чтобы обнаружить, что часть ее гребня обрушилась, обнажив место захоронения инков и обвалив содержимое примерно на 229 футов (70 метров) ниже.
Рейнхард и Сарате заметили сверток ткани и, подняв его, обнаружили, что смотрят в лицо Ледяной Деве. Хуаниту осторожно спустили с горы, где она по сей день хранится в камере с температурой минус 4 градуса по Фаренгейту (минус 20 градусов по Цельсию) в музее андских святилищ Католического университета Санта-Мария, где посетители музея могут увидеть ее на выставке.
Исследования показали, что Хуанита была здоровой девочкой в возрасте от 13 до 15 лет, когда умерла от удара по голове.

Она была похоронена в церемониальной одежде вместе с керамическими предметами, золотыми и серебряными женскими фигурками, раковиной спондилуса, едой, ткаными сумками и керамикой. Керамические предметы были украшены геометрическими фигурами, которые все еще изучаются и, возможно, были частью коммуникационной системы инков.
Встреча лицом к лицу
В 2018 году Соха и команда археологов и ученых начали пятилетний проект по исследованию Хуаниты, а также других останков и предметов, найденных на заснеженных вулканах Ампато, Мисти и Пичу-Пичу.
В ходе своей работы команда обнаружила, что некоторые из детей и женщин жевали листья коки и пили аяхуаску за несколько недель до смерти. Полученные данные свидетельствуют о том, что галлюциногенные растения и психотропные стимуляторы, возможно, использовались для уменьшения тревоги перед смертью.
Команда провела компьютерную томографию Хуаниты в марте 2022 года и использовала результаты для создания 3D-модели ее черепа, которую Нильсон мог бы использовать для своей реконструкции.
Для создания цифровых изображений были использованы томографические снимки ее тела и черепа в сочетании с исследованиями о ее возрасте, цвете лица и других характеристиках. Нильссон использовала маркеры глубины тканей, основанные на измерениях ее черепа, чтобы представить пропорции ее лица, которые включали высокие скулы.

Его процесс оживления лица Хуаниты занял полгода, и он потратил 400 часов, работая над моделью.
Известный своими работами по воссозданию лиц из прошлого, Нильссон использовал судебно-медицинскую технику реконструкции, которая опиралась на различные научные анализы, чтобы придать Хуаните максимально реалистичный вид.
“У меня фантастическая работа, но я также чувствую большую ответственность за то, чтобы воссоздать ее как можно точнее”, - сказал Нильссон. “Но это лучшая работа, которую я могу себе представить. Я надеюсь, что вы сможете встретиться с человеком из прошлого и создать эмоциональную связь с историей и с ее историей, которая настолько уникальна и примечательна ”.
Репродукции головного убора и шали, которые она носила, были окрашены натуральным способом и изготовлены из шерсти альпаки в Centro Textiles Tradicionales в Чинчеро и Куско, Перу.
Посетители выставки также могут узнать о результатах исследований, увидеть артефакты из захоронений и подержать в руках их копии. Они даже могут пройти по следам Хуаниты из Куско, столицы империи инков, через ранчо, или тамбо, где караван отдыхал перед жертвоприношением, и до самых горных вершин.
“Используя очки виртуальной реальности, посетители могут совершить виртуальное паломничество по следам капакочи, следуя по остаткам дорог инков к тамбо - последним остановкам — на склонах Чачани, Мисти и Пичу-Пичу”, - сказал Соха.
Для исследователей, которые потратили годы на изучение Хуаниты, трудный процесс возвращения ее к жизни стоил того.
“Лицо создает у нас гиперреалистичное впечатление, будто мы смотрим на живого человека”, - сказал Соха.
“Для меня было очень эмоциональным моментом после стольких лет работы с этими мумиями наконец-то взглянуть на ее лицо”.