Некрасов Роман Владимирович
Некрасов Р. В. Подписчиков: 2589
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 17.1М

О системе сдержек учеников в советской и современной школах

0 комментариев

Начался новый учебный год. С этим я поздравляю и учителей, и иных работников сферы образования, и учеников, и их родителей. Новые дети пойдут в школу за новыми знаниями. У кого-то всё пройдёт благополучно, а у кого-то, возможно, начнутся конфликты с учителями. В Интернете полно роликов на эту тему.

Если с ответственностью учителей всё более-менее ясно, то вот с ответственностью учеников всё более, чем интересно. Тут многие люди старшего поколения с ностальгией вспоминают времена СССР. Я сам учился в школе уже в новое время: с 1993 по 2003 годы, то есть уже в новое время.

Сейчас некоторые люди переиздают советские учебники, в том числе сталинского периода, ругая на чём свет стоит нынешние учебники и методики преподавания. Сразу стоит оговориться, что я не учитель и профессиональным обучением детей не занимаюсь. Потому данная статья – это исключительно попытка взглянуть на одну из проблем в отечественном образовании со стороны. Стороны закона.

А проблема тут вырисовывается одна – наличие системы сдержек и противовесов для учеников. Дети всегда остаются детьми: и любознательны, любят поозорничать, и пошалить. Только шалости некоторых детей переходят все разумные границы.

Согласен, что именно родители в связке со школой должны помочь в формировании здравомыслящего, порядочного члена общества.

И если в школах СССР был полный порядок, а сейчас полный бардак и дети совсем вышли из берегов, если послушать представителей старшего поколения. Возникает в таких случаях один замечательный вопрос: что же сломалось в школе в плане ответственности и воспитания учеников?

Конечно, лучший конфликт – это тот, которого не было. Что делать, если конфликт случился, где инициатором и основной движущей силой стал именно ученик? Тут я и решил сравнить положения Приказа Народного комиссара просвещения РСФСР от 21.03.1944 «Об укреплении дисциплины в школе», действовавшего в самый жёсткий период истории РФ, и положения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действующего на дату написания настоящей статьи в части наказания именно учащихся. Для удобства документ советского времени мы будет именовать как приказ, а современный Федеральный закон как закон.

Стоит отметить, что приказ написан более простым языком, без излишне запутанных формулировок с обозначением чётких целей издания указанного акта. К сожалению, современные законы написаны таким образом, что даже профессионально подготовленным людям сложно понять написанное.

Так, в приказе указано на два нарушения, которые, по мнению его создателей, подрывают советскую систему образования:

1. Учителя и директора школ не предъявляют твердых требований к учащимся, не применяют к ним соответствующих мер взыскания за нарушения порядка и дисциплины в школе, ограничиваясь бесплодными разъяснениями и уговариванием бесчинствующих и лентяев.

2. Систематическая воспитательная работа со всеми учащимися и каждым в отдельности подменяется зачастую голым администрированием, механическим перенесением в школу дисциплинарной практики армии, а также применением к учащимся мер наказания, оскорбляющих достоинство ученика.

Тут же следует вывод, сделанный автором приказа: та и другая практика не дает положительных результатов, не воспитывает чувства долга и ответственности учащихся, снижает авторитет учителя и директора и противоречит воспитательной политике партии и прогрессивным традициям русской педагогики.

Что же мы видим в законе? Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Разницу почувствовали? Если в первом случае видно почему появился приказ, зачем и что он должен исправить, а во втором формулировки из разряда «Капитан очевидность», без какой-либо конкретики. Возникает вопрос: кто понял, для чего нужен закон?

Момент второй.

В пункте третьем Приказа установлены меры наказания учащихся. Наказания для учеников следующие: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать (у парты, классной доски или стола учителя, у двери), удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на педагогический совет, исключение из школы (временно — не свыше двух недель, на срок от года до трех лет), направление в школу с особым режимом. То есть приводится полный арсенал педагогических методов, которые находятся в руках у учителя и направленного на сдерживание шалостей ученика.

В соответствии с ч. 4 ст. 43 закона за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Фактически мы видим существенное сужение арсенала учителя для пресечения нарушения порядка со стороны ученика и появление двух видов наказания – замечание и выговор. А с учётом положения ч. 9 ст. 43 закона получили ещё и невозможность отчисления из школы ребёнка, который младше пятнадцати лет.

Момент третий.

Стоит отметить, что никакой разницы между замечанием и выговором ни приказ, ни закон не приводят. Только в приказе учитель указано на решающую роль учителя в установлении порядка и дисциплины в школе. А в законе? В законе учитель является лишь винтиком образовательной системы, её сотрудником и поставлен, на уровень дворника в плане воздействия на ученика. Да простят меня учителя и дворники.

Если в 1944 году у учителя было право удалить нарушителя из класса, оставить после уроков и так далее, то сейчас такого права нет. Ведь деточка пропустит урок по учебному материалу, а это ущемление её права на образование! Только никто не думает, что деточка плевать хотела и на урок, и на учителя, и на школу, и на учебный план вместе взятые.

Сколько я не смотрел роликов относительно бесчинств и издевательств учеников в Интернете возраст малолетних хулиганов не дотягивает до пятнадцати годков. А учитывая осведомлённость учеников об их полной безнаказанности вплоть до четырнадцати лет, когда вступает в силу уголовная ответственность за совершение некоторых преступлений, школа получила вполне закономерный результат – появление хамоватых и беспардонных учеников, которые знают, что кроме как пожурить ученика словом им ничего сделать не смогут. Даже от занятий в школе не отстранят. В приказе же оговорки о возрасте не было: можно было применять все меры воздействия, начиная с первого класса и до последнего!

Момент четвёртый.

А в советской школе можно было и отстранить ученика от занятий, и исключить из школы. Причём правом таким советская школа активно пользовалась. И это несмотря на огромный авторитет школьного учителя в обществе. Со слов представителей старшего поколения исключение ребёнка из школы было сродни чрезвычайному происшествию, но прецеденты такие были.

В соответствии с положениями ст. 58 закона для оставления недоросля, не освоившего учебную программу, допускается только с согласия родителей. А если такого согласия нет? Остаётся терпеть деточку до достижения ей пятнадцатилетнего возраста, когда её можно отчислить из учебного заведения, так как ничего с ребёнком сделать нельзя. Многие дети знают это и активно пользуются этой безнаказанностью, особенно когда родителям глубоко наплевать на их успехи в школе.

Из вышеизложенного можно сделать один печальный вывод: система сдержек и противовесов в части ответственности ученика в РФ отсутствует. Уважаемые читатели, а как думаете Вы?

О мерах поощрения учеников в советской и современной школах будет одна из следующих публикаций.

О системе сдержек учеников в советской и современной школах

Картинка взята с https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fcdn4.telegram-cdn.org%2Ffile%2FY5Rzx2hypnp0Pnzfv7I1-B5F9GAkbwvJWwEBxihB8ufMbnLZT_Sibk7FUX_8P70LW0veZQA531FbR4h8XrnQeKrppWcjzIMvkXxtLm51UGY93-zBPjZmrR1UDI-cehblrHz-vfls7uUfExQlR4srlBOAPsAQMecxujQtu9FMIzICPh2FWNwZHrPffaRBx1JmeAeyYUiQEljqKyTcWgtARA6ROYTToIyznwa7pmOY4esSQckQbrHu2YZ_W4bimEmBhM9v7g9kpAEnjI28xsDtua8UL3motIbGf6MeIO2icDLuFaeKF9mPHSb9xnLxKtUKppLEcZyp3DvYjfGD3IqM6g.jpg&lr=115715&pos=32&rpt=simage&text=%D1%85%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B%20%D0%B2%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5

Понравилась публикация?
14 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Обзор: Налоговые ответы Президента, обложение презервативов, налоги в деле Долиной-Лурье

Анализ отдельных налоговых событий можно посмотреть: Ну что, все смотрели подведение итогов с Путин? Рассмотрим, что там по налогам. Сначала был вопрос от РБК, что ожидается от налоговых изменений,...

Сюрпризы для клиентов. Российские банки начали требовать подтверждение родства при переводе денег

Российские банки начали запрашивать родственную связь при переводе денег. Вот такая "интересная" новость сегодня пришла от лент информагенств. Всё это снова связывают с ярыми попытками бороться с мошенниками.

В Москве водитель обиделся на настойчивые сигналы

В Москве водитель обиделся на настойчивые сигналы и намеренно препятствовал движению кареты скорой помощи. Мужчина не знал, что за скорой ехали сотрудники ГАИ. Теперь нарушителю грозит лишение прав.
01:11
Поделитесь этим видео

«Яма» Александра Куприна: разоблачение ханжества общества и роли православия в уничтожении языка любви

"Героини Ямы, представительницы древнейшей профессии", иллюстрация создана сетью Грок Роман Александра Куприна «Яма» (1909–1915) – одна из самых честных и болезненных книг русской литературы.

Весенний вайб в холодный зимний вечер...

Здравствуйте, дорогие друзья, подписчики и гости сайта "Юридическая социальная сеть 9111"! Желаю Вам удачи и хорошего предновогоднего настроения!
02:47
Поделитесь этим видео

Почему институт семьи разрушается

Сижу на кухне, напротив меня моя подруга Анна, у которой только что прошло третье заседание в суде по разводу. Она не плачет, просто крутит в руках чашку и говорит: «Ну вот, десять лет прожили,...

Государственный секретарь США Марко Рубио убежден, что без прямого вовлечения США мирный процесс невозможен

Рубио готов бороться за мирные перговоры .Вашингтону небезразлична судьба обеих стран При этом понятно , что ни ООН, ни европейские страны не способны вести эффективный диалог одновременно с Москвой и Киевом.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы