Изгнание Христом торгующих из храма. Поиск новых смыслов

Евангельский сюжет об изгнании Христом торгующих их храма общеизвестен и многократно исследован. Историки религии самым детальным образом описали все подробности одного из ключевых событий Нового Завета, художники (выше приводится картина Эль-Греко) и писатели неоднократно использовали его в своих произведениях. Но евангельские сюжеты по своей смысловой глубине бездонны и при внимательном прочтении рождают все новые смыслы.
В Евангелии от Матфея мы читаем: "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей и говорил им: написано дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников" (Мф.21:12-13).
Но давно замечено, что события из земной жизни Спасителя люди понимают совершенно по-разному. Это прекрасно выразил Михаил Булгаков в ершалаимских сценах "Мастера и Маргариты":
Иешуа Га-Ноцри на допросе у прокуратора Иудеи Понтия Пилата говорит: "эти добрые люди ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время... ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил".
По иронии истории Булгаков изобразил в качестве этого летописца именно Левия Матвея. Писатель продолжил линию описания Христа, как реальной исторической личности, о которой очень мало сказано в хрониках, но которая оказала величайшее влияние на человеческую историю.
В чем смысл скандала, который учинил в иудейском храме никому неизвестный проповедник из Галилеи?
Мне кажется, что это столкновение земного бытия и сакральной Истины. Во время правления Ирода иудаизм был уже устоявшейся религией с развитыми ритуалами и доктриной. Богослужение в главном храме в Иерусалиме (Ершалаиме) требовал вспомогательных служб, торговли различными предметами культа, обмена монет для паломников из других земель и т.д. Но Иисус требовал тотального обновления и полного отказа от низменного. В этом ярко проявилось столкновение религиозных типов пророка и священника. Первый часто говорит истины, непонятные людям, которые очень трудно записать на пергаменте (поэтому у Левия Матвея ничего и не получилось), и которые невозможно воплотить в существующих культовых действиях.
"Торговля в храме" впоследствии стала архетипом либерализма - земной суеты ради материальных благ. "Истина Христа" - это архетип коммунизма, т.е. мечта о Царствии Небесном, идеальном обществе справедливости и добра. Либералы стоят на земле и создают реальную экономику, а коммунисты устремлены к небу. Но и те, и другие считают, что только они способны привести людей к счастью.
Маркс, Энгельс и Ленин попытались создать "научный коммунизм", т.е. обосновать создание экономической и политической системы по принципу "бытие определяет сознание".
В 1918-1919 гг. в России эта мечта превратилась в казарменный коммунизм с ВЧК, тотальной карточной системой, субботниками и трудовыми армиями. А 1920-1921 гг. из-за крестьянских восстаний, и Кронштадского мятежа, Ленину и Троцкому пришлось начать переход к "реальному социализму" (НЭПу) с элементами рыночной экономики.
Новые модификации создали Сталин, Хрущев и Брежнев, но везде появлялся неустойчивый гибрид коммунистической идеологии всеобщей справедливости и рыночной экономики ("нэпманов", "цеховиков" и т.д.). В 1985-1990 гг. Горбачев нарушил равновесие в этой неустойчивой конструкции и Советский Союз развалился.
В советское время история СССР советского периода была самой "дубовой" частью исторического образования из-за тотальной идеологизированности. Но сейчас изучение отечественной истории 1917-1991 гг. становится одной из самых интересных и проблемных задач. И здесь не обойтись без аллюзий со многими сюжетами древней истории.
Что ж, интересный подход...
"В советское время история СССР советского периода была самой "дубовой" частью исторического образования из-за тотальной идеологизированности".
Что до нас, студентов-технарей, то еще "дубовее" был научный коммунизм.
На технических специальностях вводили идеологические предметы, чтобы отлавливать реальных/потенциальных диссидентов. Мыслящие люди просто не пересказывать без отвращения "историю тетушки КПСС", "политэкономию социализма" и проч. Лично я на истфаке сдавал не читая учебник и "отключив мозги" как раз научный коммунизм и еще методику преподавания истории в школе
А сейчас сами попы торгашами стали.