Отрывки из реферата "Древние цивилизации Южной Америки"
Отрывки из моего реферата по истории на тему "Древние цивилизации Южной Америки".
По системе Антиплагиат ру уникальность 87%.
Природа Южной Америки разнообразна. Поверхность материка делится на две части. В восточной части возвышенные равнины. Анды находятся на западе материка. В настоящее время Анды извергают вулканы.
На континенте преобладает влажный и жаркий климат, мало пустынь. Высокогорный и изменчивый климат можно наблюдать при подъёме от подножья гор к вершине, или при движении от Северных Анд к Южным.
Анды преграждают путь ветрам с запада и способствуют обильным осадкам. На континенте присутствует густая речная сеть и протекают самые крупные реки планеты, Парана и Амазонка. Самое высокогорное озеро Титикака находится в Андах на высоте 3800 м.
В центрально андской области древние цивилизации проживали в период XII-XI тыс. до н.э. Поселения располагались на западе, где возможности охоты были благоприятнее. Люди охотились, питались диким картофелем, использовали десятки видов растений, начинали заниматься земледелием.
К VIII тыс. до н.э. на побережье появились посёлки, которые населяли собиратели моллюсков. Жизнь этих людей была связана с морем, развитие рыболовства способствовало становлению цивилизации. Люди здесь выращивали первые культурные растения.
С VII тыс. до н.э. жители горных районов развивали охоту на гуанако и викунью. В это время жители Перу выращивали перец и тыкву. Экономика Центральных Анд оставалась присваивающей.
Первая цивилизация, которая появилась в Андах, называлась Чавин. Город Чавин строился посреди снежных вершин. Вход в город проходил через горный туннель. К городу вела дорога, на высоте 4100 м.
В городе Чавин жили священнослужители. Предметом их культа были животные ягуар и пума. Лики этих животных украшали большинство сооружений.
Многочисленные скульптуры и необыкновенная архитектура являлись самыми красивыми в городе.
Для Сан-Агустин характерны высокие курганы, подземные усыпальницы, водопроводы. Знамениты двуглавые статуи и стелы. Головы статуй располагались рядом, вторая голова — голова животного. Это изображение нагваля, он являлся тотемом человека. В руках статуй палица и предмет (камень или мяч). Встречались фигуры с детьми на руках. Самыми распространёнными изображениями являлись большие изображения лягушек и саламандр. Гармоничное сочетание каменных узоров свидетельствует о художественном вкусе индейцев.
Традиции Чавина дополнили молодые культуры прибрежной части Анд. Время их появления неизвестно. После исчезновения культуры Чавин, первая цивилизация возникшая на южном побережье Перу, называлась Паракас. Основные находки сделаны на острове Паракас, это сокровища, ткани, мумии.
В I тыс. до н.э. в центральных районах Перу происходили передвижения племён. Распространялось скотоводство. Улучшилась обработка минерального сырья. В I тысячелетии н.э. культура рекуай в северном Перу изготовляла сосуды на гончарном круге.
На конец I тыс. н.э. возник прогресс в металлургии. На северном побережье осваивают выплавку меди и руд, что расширяет производство металла. Бронза используется для изготовления различных орудий.
Один из важных центров побережья Перу — Наска. Главные очаги - реки Наска, Ика, Писко. Представители культуры Наска не оставили храмов и пирамид, только следы сельских поселений. 2000 лет назад площадь обезвоженных земель была здесь больше, чем в XX веке. Они изготавливали водные резервуары, подводили к полям водопроводы. Подземные туннели имели крупное сечение и большую протяжённость.
Насканцы изготавливали керамические изделия. Перуанские жрецы знали гончарный круг, токарный станок. Эти приспособления использовали для производства парадных сосудов и каменных предметов.
Для росписи использовалось 11 разных цветов. Цветовые комбинации дополняли друг друга. Посуда из глины имела форму сосуда с двумя горлышками, с ручкой в виде головы птицы.
Керамика наска имеет полихромную роспись. Орнамент разнообразен: растения, изображения фантастических птиц, животные, рыбы, отсечённые вражеские головы.
Значительной цивилизацией являлась Мочика, которая располагались в долинах рек Виру, Чикама. Территория занимала прибрежную полосу 300 км. Исследователи считают, что влияние Мочика - следствие военной экспансии.
Здесь хороший климат. Земля затоплялась реками, что обеспечивало её хорошими урожаями. В этих условиях жители занимались земледелием.
Удивительна была инженерия и агрономия мочика. Мочика применяли удобрения для выращивания помидор, тыквы, картофеля. Инженеры строили оросительные сооружения. Протяженность сооружение Ла-Кумбре 130 км. Русло пересекало овраг, мочика создавали акведуки.
Значительной культурой считается Тиауанако, влияние которой исходило из города Тиауанако. Равнина посреди снежных Кордильеров, располагается к югу от Титикака.
Зарождение культуры начинается в конце 1-го тыс. до н.э., расцвет приходит на длительный период. Он продолжается с III по VIII в. н. э. Исследователь Табио предполагал, что период "классического" Тиауанако и культур Уари и Пачакамак приходился на 500-900 г. н. э. Учёный И. Грассо разработал хронологию развития Тиауанако в пять этапов. Один из исследователей А. Познанский приписывал культуре 18 тыс. лет. Все исследования приводят к выводу: руины Тиауанако соответствуют городу Теотиуакан. Тип городского поселения назывался Тайпикала.
Культура Уари находилась на севере Тиауанако. Она была открыта в 1931 г. в районе реки Мантаро. Земли располагались от Кахамарки до Куско, столица называлась Уари, число жителей составляло 50 тысяч человек.
Название страна получила от наименования центра города. Постройки комплекса имели площадь 10 тыс. кв. км. От Наска государство Уари получило секреты ремёсел, например изготовление тканей из шерсти; умение торговать, купцы распространяли влияние на юг до Каньете и Лимы, на север - до Кальехон-де-Уайлас. От Тиуанако заимствованы черты архитектуры, изделия из бронзы. Тиауанако передал народу Аякучо религиозный культ, главным божеством был персонаж, изображённый на Инти-Лунку.
Племена тайроны жили в горах Сьерра-Невада-де-Санта-Мар-та. Занимались земледелием, пчеловодством и рыболовством. Являлись умелыми строителями, возводили крупные города. В центре каждого города располагался храм. Для архитектуры присущи каменные платформы и лестницы, ведущие к зданиям, которые располагались в горах, площади, каналы, мосты, каменные дороги.
Культуры Инков, Чиму и Чибча представлены в последний период в истории древней Южной Америки.
После исчезновения Тиауанако возникли новые племена. Основную роль играли племена чиму. Они распределились от севера до окрестностей Лимы. Следующей была группа воинов чинча, которые занимали земли от департамента Ика до границ Чили. Два племени главенствовали на всём перуанском побережье. В горах жили племена колья, подчинившие район плоскогорья. Чанка занимали долины Писко и Апуримака, провинции Андауайлас, Аякучо, Уанкавелика, области Ики.
Сооружения для обороны - это характерный образец Чиму, их эталон - крепость Парамонга, которая являлась защитой южных границ. Взять крепость было недостижимо, она была окружена огромными и крепкими стенами. Крепость имела вид пирамидального строения. На валу стояли ворота, которые быстро баррикадировались. Дорога от ворот вела к крепостной ступени. Центр постройки находился на третьей ступени, окружённой стеной.
Самым удивительным сооружением была Великая перуанская стена. Она располагалась от побережья до Сучимансильо. Толщина стены 5 м, высота 3 м и длина 100 км.
Представители культуры Чибча жили в долине рек Согамосо и Богота и называли себя муиска. Земледелие являлось основой экономики Чибча. Они выращивали картофель, кукурузу, бататы, авокадо. Табак и коку использовали в ритуалах. Чтобы питаться мясом, Чибча занимались охотой. Из животных они приручили собаку. Предметами обмена являлись соль, золото, изумруды. Изумруды добывали в Чиворе и Сумундоки. Золото привозили из дальних краёв. Чибча чеканили из золота диски, похожие на монеты.
Индейцы Колумбии поклонялись Солнцу и Луне.
В расцвет цивилизации инков, все предыдущие культуры на материке исчезли. Страна инков располагалась на юго-западе. Население составляло 16 млн. человек.
Предание инков гласит: бог Инти послал людям своих чад: сына Манко Капака и дочь Мама Окльо. Дав детям золотой жезл, велел остановиться там, где жезл войдёт в землю, рядом с Пакари-Тамбо. Там же дети Инти возвели город Куско. Местным людям они дали законы, мужчин научили работать на земле, женщин — вести хозяйство. Манко Капак являлся первым властелином, Мама Окльо была его супругой.
Природа континента привела инков к борьбе за выживание и к увеличению территорий. Инки переселяли коренных жителей внутрь государства. Земли заселялись выходцами из центральных районов. Государственным языком считался язык кечуа.
Список используемой литературы
Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства Инков. М., 1959.
Научная литература.
Башилов В.А. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972.
Березкин Ю.Е. Мифология мочика // Советская археология. 1972. № 4.
Березкин Ю.Е. Две группы иноплеменников на изображениях мочика (Перу) // Советская этнография. 1978, № 1.
Березкин Ю.Е. Хронология среднего и позднего этапов культуры мочика (Перу) // Советская археология. 1978, № 2.
Березкин Ю.Е. Из истории древнего Перу: социальная структура мочика сквозь призму мифологии // Вестник древней истории. 1978, № 3.
Березкин Ю.Е. Мочика. Л., 1983.
Березкин Ю.Е. Инки: исторический опыт империи. Л., 1991.
Самаркина И.К. Община в Перу. М., 1974.
Серов С.Я. Динамика этногенетического мифа инков // Этническая история и фольклор. М., 1977.
Инки: владыки золота и наследники славы. М., 1997.
Латинская Америка. Т.1, 2. М., 1979, 1982.
Салливан У. Тайны инков. М., 2000.
Стингл М. Государство инков: слава и смерть сыновей солнца. М. 1970.