Рисую в 50
Рисую В.5. Подписчиков: 5
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 72

Гуляй, Вася!

21 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,20 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Длинноносые и неулыбчивые герои Василия Дубова неизменно рождали весёлый смех аудитории. Его непрошибаемые нарисованные человечки были одновременно странными, нелепыми и очень узнаваемыми. Они задавали парадоксальные вопросы, нередко говорили частушками, бесцеремонно тыкали пальцами в изумлявшие их вещи, а ещё хмуро интересовались, как можно было дойти до жизни такой, и что вообще вокруг происходит. По воспоминаниям хорошо знавших карикатуриста людей, эти персонажи живо напоминали его самого: при всём умении смеяться над действительностью Василий Дубов оставался ранимым и тонко чувствующим несправедливость человеком, которому было отмерено всего 46 лет жизни.

Иванушка-дурачок советской карикатуры

Василий Дубов родился 26 июня 1947 года. В 1971-м, ещё будучи студентом Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года, опубликовал в «Комсомольской правде» свой первый рисунок, который моментально был замечен. С таким чувством юмора, как у него, можно было только родиться: он видел смешное повсюду и показывал это людям.

Вскоре его карикатуры стали регулярно появляться во всех популярных изданиях страны, но чаще всего он печатался в «Комсомольской правде», «Литературной газете» и, конечно же, в «Крокодиле», став для главного юмористического журнала страны настоящей находкой. Специально под работы художника в газетах и журналах создавались отдельные рубрики: «Уголок Дубова», «Месье Дубов салун», «Дубовщинушки», «Приказываю дать Дубова», «Гуляй, Вася» и т.д.

«Вася Дубов был таким, каким в мультфильмах изображают Иванушку-дурачка, - так отзывался о нём журналист «Московского комсомольца» Андрей Яхонтов. - Простоватый, хитроватый, тайно насмешливый».

Дубов стал одним из самых известных и востребованных в СССР карикатуристов, чей юмористический талант сполна раскрылся в пору горбачёвской перестройки, когда сюжеты для новых рисунков ежедневно подкидывала сама жизнь. Он без прикрас отражал реальность, в которой была вынуждена существовать огромная страна.

Его простые мужички в ушанках и ватниках соседствовали с валютными «ночными бабочками», взяточниками, тунеядцами и преступниками. Людям на рисунках не хватало не только колбасы, но и обычного человеческого тепла. За то, что он никогда не фальшивил, не скатывался в пошлость, не злобствовал почём зря, не стремился угодить чьим-либо вкусам, а оставался самим собой, его и любили.

Смешной, народный, неподражаемый...

Многие коллеги по юмористическому цеху считали Василия Дубова действительно народным художником. Вместе с пришедшим к нему успехом появились и подражатели, которые пытались создавать карикатуры в такой же манере. Причём открытым копированием грешили не только любители, которые делали работы «под Дубова» в стенгазетах и заводских многотиражках, но и профессиональные художники. Вот только несмотря на внешнюю незамысловатость рисовки, каждая из работ несла на себе отпечаток личности создателя, а её повторить было невозможно.

«Литературную газету» многие начинали просматривать с конца, потому что именно на последней, шестнадцатой полосе, появлялись карикатуры Дубова. В редакцию «Крокодила» приходили письма от читателей с диаметрально противоположными точками зрения на творчество художника. Например, поступали гневные послания: «Если не перестанете печатать этого пошлого Дубова, будем жаловаться в высшие инстанции!» Но тут же летели и восторженные отзывы: «Выписываем ваш журнал ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради смешного, неподражаемого Васи». Такой разброс мнений возможен только в одном случае: шутки автора попали прямо в нерв аудитории, чем-то её задели, заставили думать, возмущаться, смеяться – словом, живо реагировать.

Творчество Василия Дубова было плоть от плоти устного народного творчества, а его собственные шутки мгновенно расходились на цитаты и становились всеобщим достоянием. Как, например, эта: «Дорогая, я вложил свой ваучер в небольшой кусок земли – на кладбище...» Он также очень любил игру слов и нередко использовал забавные фразы из анекдотов, давая им запоминающуюся рисованную оболочку: «Раньше стрелялись из-за баб, а нынче – из-за бабок», «Я прихожу в магазин, как в музей», «Мы решили утопить нашего директора, чтобы вывести его на чистую воду», «Я давно не стирал майку, и она превратилась в бронежилет».

Симбиоз карикатуры и частушки

Когда его и без того странные персонажи заговорили стихами, у зрителей это вызвало восторг, но не удивление – настолько художник был органичен в том, что делал, и держал баланс жизненного и смешного. Например, на одной из карикатур женщина обращается к подругам: «Полюбила, девки, я паренька из МИДа. Уезжаю за рубеж – не поймать бы СПИДа», на другом дама распивает спиртное: «Забежала я в салон к мужику Авдею. Учит пить одеколон, я сижу — балдею…» Или иностранка говорит: «Я не знаю, как в России, а у нас в Бразилии очень любят все рисунки Дубова Василия».

Работы Василия Дубова неоднократно участвовали в различных конкурсах карикатуры. В 1975 году он завоевал бронзовую медаль на биеннале в Габрово, в 1976-м – был награждён специальной международной премией «Пиккер», в 1978-м – стал лауреатом премии «Золотой телёнок», учреждённой «Литературной газетой», в 1982-м – стал обладателем серебряной плакетки в итальянской Анконе за лучший спортивный рисунок, в 1983-м – взял бронзу на конкурсе газеты «Иомиури» и был удостоен гран-при на международном конкурсе «Мужчины и море» в Таллинне.

Василий Дубов умер в декабре 1993-го, ровно на два года пережив страну, в которой родился, жил и работал. За свою недолгую жизнь он создал несколько тысяч замечательных карикатур, которые любимы и поныне. Многие из них не потеряли своей актуальности до сих пор.

Понравилась публикация?
19 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы