Мой личный опыт духовного пробуждения к контексте учения Георгия Гурджиева! Глава первая...

Эту работу Петра Успенского "В поисках чудесного" - ученика известного духовного учителя Георгия Гурджиева, я храню до сих пор, поскольку она была одной из первых моих прочитанных книг в начале моего оккультного поиска, подарившая мне настоящее прозрение.
Человек себя не осознаёт!
Поначалу я, как все обычные люди, этого не понимал. Как это я себя не осознаю? Ведь я о себе всё хорошо знаю: я по ФИО такой-то, живу по такому-то адресу, работаю тем-то... И т.д. и т.п.
Я о себе помню всё и у меня нет раздвоения личности или каких-то иных психических расстройств!
В самом деле, а об этом и пишет П. Успенский - что, если Вы спросите обычного человека, осознаёт ли он сам себя, то тот удивится странностью такого вопроса и, конечно же, скажет, что он пребывает в полном сознании. Если же Вы это начнёте отрицать, то неминуемо последуют две реакции - либо на Вас рассердятся, либо Вас примут за человека "с приветом".
Тем не менее, реальный и действительный факт состоит ещё в более худшем м крайнем положении - "человеческой личности, как таковой, не существует, её нет"! Что в книге "В поисках чудесного" так и обозначено:-
«Наш исходный пункт - это тот факт, что человек не знает себя, что он не существует, он не то, чем может и должен быть».
В общем, по ходу дела, начинаем выяснять, почему же у всех людей отсутствует самосознание... И ответ выходит очень простой: - "никто не обращает внимания ни на себя, и на всё своё окружение чего бы то ни было". И таким образом, в самом простом определении и понимании - осознанность есть "внимательность", вот только внимательность ко всему и вся - непрестанная и непрерывная... К чему Георгий Гурджиев ещё вводит тождественные этой внимательности такие понятия, как "самонаблюдение" и "самовоспоминание".
Человек не помнит себя в данные текущие мгновения своей жизни!
Впрочем, он проживает и всю свою жизнь в полном беспамятовстве...
Но осознают ли себя роботы, какие-нибудь машины и механизмы?
Естественно, не осознают; - но полностью таков же и человек. И Гурджиев справедливо утверждает:-
«Все люди, которых вы видите, все люди, которых вы можете узнать впоследствии, - всё это машины, настоящие машины, которые работают под влиянием внешних воздействий. Они рождены машинами и умрут машинами».

Возможно, про "человеческую машину" это слишком грубое допущение, но давайте с этим разбираться...
Смотрите - если лично Вы на что-то не обращаете своё внимание и не обращаете долго и вообще, то "этого", понятное дело, не будет в Вашем восприятии и в Вашем сознании, и тогда "этого" не будет полностью и совсем. Так, у людей и лично у Вас "почти" нет своего "физического тела", да и всего остального - эмоций, ощущений... Нет всей психики... Почему?
Потому что это отсутствует в поле Вашего внимания.
"Внимание"... Казалось бы, какая мелочь жизни - "хочу, обращаю на что-то внимание, хочу, не обращаю..."
Так ведь, во-первых, вся эта Ваша "обращённость" по времени длится всего лишь какие-то доли секунды. И за сутки, в которых целых 86400 секунд, у Вас навряд ли наберётся и несколько секунд Вашей внимательности. В то время, как, во-вторых, долговременное внимание хотя бы даже к простому столбу (!) - это такое потенциально скрытое и возможное чудесное состояние, которое означает для всякого человека - БЫТЬ, ЖИТЬ, СУЩЕСТВОВАТЬ.
Невнимательность к своей жизни - есть забвение, беспамятовство, небытие!
Иначе говоря, не проявлять свою должную и длительную внимательность к чему-либо - значит НЕ ЗНАТЬ СЕБЯ и вообще НЕ ЖИТЬ!
«Первая причина внутреннего рабства человека - это его невежество, - прежде всего, незнание самого себя. Без знания себя, без понимания работы и функций своей машины человек не в состоянии управлять собой, не в состоянии быть свободным; а без этого он навсегда останется рабом и игрушкой действующих на него сил.
Вот почему во всех древних учениях первым требованием в начале пути к своему освобождению было правило: ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ!» (Г.Гурджиев-П. Успенский)
И, таким образом, встаёт насущный духовный вопрос: - "Что и как надо сделать для того, чтобы человеку существовать?"
На это и на многие другие вопросы отвечает книга "В поисках чудесного":-
«Самонаблюдение следует вести как бы впервые: весь прошлый опыт, все результаты предыдущего самонаблюдения необходимо отложить в сторону... Начинать необходимо с начала. Человек должен начать наблюдение себя, как если бы он совсем не знал и никогда не наблюдал себя».
Т.е. осознание (самосознание) - должно быть всегда непременно новым и свежим - без колебаний ума в прошлое или будущее и вообще БЕЗ УМА! Бдительность же, настороженность и внимательность без всякой умственной деятельности и есть осознанность.
«Ваша главная ошибка состоит в том, что вы думаете, будто уже обладаете сознанием, что оно обычно или постоянно присутствует, или постоянно отсутствует. На самом деле, сознание - это такое качество, которое постоянно меняется. Сейчас оно есть, и вот его уже нет. И существуют разные степени и уровни сознания. Как сознание, так и его разные уровни - необходимо понять в самом себе посредством ощущения, так сказать, почувствовав его вкус.
Никакие определения в этом случае не помогут; да они и невозможны, пока вы не поймёте, что именно вам нужно определить. Наука и философия тоже не в состоянии определить сознание, потому что они хотят определить его там, где его не существует. Необходимо различать сознание от возможности сознания. У нас есть только возможность сознания и редкие его вспышки. Поэтому мы не можем определить, что такое сознание».
Да, осознанность является наивысшей ценностью, наделяющая человека фантастическим уровнем существования! Вот давайте, например, вспомним мексиканских магов в описании Карлоса Кастанеды, - там у них всё начинается с такого "пустячка", как "внимание" (сталкинг) к себе и "внимание" к своим сновидениям, что заканчивается образованием второго "Я" мага и его чудоносного дубля почти материальной плотности! Дубля, способного проходить сквозь стены, летать, телепортироваться...
Однако "внимательная осознанность", будучи сверхдрагоценностью, не даётся быстро и просто так, - она достигается очень трудно и многолетним кропотливым духовным и психологическим трудом. И вот что по этому поводу пишет "ученик" Пётр Успенский:-
«Самонаблюдение очень трудно. Чем больше вы будете стараться, тем яснее это увидите. В настоящее время вам следует практиковать его не для получения результатов, а чтобы понять тот факт, что вы не в состоянии наблюдать себя. В прошлом вы воображали, что видите и знаете себя. Я же говорю об объективном самонаблюдении. Объективно вы не можете видеть себя ни на одну минуту, потому что это функция мастера.
Если же вам кажется, что вы сможете наблюдать себя в течение пяти минут, это неверно; если вам кажется, что вы сможете наблюдать себя двадцать минут или одну минуту, это одинаково неверно. Если вы просто поймёте, что не сможете наблюдать, это будет правильно. Прийти к этому пониманию - вот ваша цель».
И всё-таки, почему же самонаблюдение, самовоспоминание является таким трудным делом?
Очевидно, так устроил Создатель; - потому что пребывать в постоянном, ежесекундном самонаблюдении, по большому счёту, равносильно уподобиться самому извечно самосознающему Богу и быть Бессмертным! Причём, быть даже "физически" бессмертным, как это продемонстрировал человечеству в Своём Воскресении Иисус Христос!
Первоначально же, поставить себе целью стать осознающим, пробуждённым и убедиться в огромной трудности этого достижения - это уже духовный и психологический прогресс. Так, П. Успенский признаётся...
«Самые первые попытки показали мне, насколько это трудно. Вспоминание себя не дало никаких результатов, кроме одного: оно показало мне, что в действительности мы никогда себя не помним.
Всё, что сказал Гурджиев, всё, что я продумал сам, особенно то, что показали мне попытки вспомнить себя, вскоре убедило меня в том, что я столкнулся с совершенно новой проблемой, на которую не обратили пока внимания ни наука, ни философия».

Что ж, давайте уже перейдём к конкретной практике и опыту - здесь опыту П. Успенского...
"...Я попробую описать свои попытки вспоминания себя. Первое впечатление состояло в том, чтобы вспомнить себя, почаще говорить: "Я иду, я делаю", т.е. постоянное ощущать это "Я" - что останавливает мысль.
Когда я ощущал этой своё "Я", мне нельзя было ни думать, ни разговаривать; даже мои ощущения становились затуманенными. Кроме того, вспоминать себя подобным образом можно в течение очень короткого времени.
Когда же я начал учиться разделению внимания, я увидел, что вспоминание себя даёт удивительные ощущения, которые естественным путем, сами по себе, приходят очень редко и в исключительных условиях. Так, например, в то время мне нравилось бродить вечерами по Петербургу и "ощущать" его дома и улицы..."
Далее Успенский описывает уже свою непосредственную практику осознавания, точнее его "попытку"...
"Как-то раз я шёл по Литейному проспекту к Невскому и, несмотря на все усилия, не мог сосредоточиться на вспоминании себя. Шум, движение - всё отвлекало меня; ежеминутно я терял нить внимания, находил её и вновь терял. Наконец я почувствовал своеобразное комическое раздражение к самому себе и свернул на улицу влево, твёрдо решив удерживать внимание на том, что я должен вспоминать себя, хотя бы до тех пор, пока не дойду до следующей улицы.
Я дошёл до Надеждинской, не теряя нити внимания, разве только упуская её на короткие мгновенья; потом снова повернул к Невскому. Я понял, что на тихих улицах мне легче не отвлекаться от линии мысли, и поэтому решил испытать себя на более шумных. Я дошёл до Невского, всё ещё помня себя, и начал испытывать состояние внутреннего мира и доверия, которое приходит после больших усилий подобного рода.
Сразу же за углом, на Невском, находилась табачная лавка, где для меня готовили папиросы. Продолжая помнить себя, я зашёл туда и сделал заказ. Через два часа я пробудился на Таврической, т.е. далеко от первоначального места. Я ехал на извозчике в типографию. Ощущение пробуждения было необыкновенно живым. Могу почти утверждать, что я пришёл в себя! Я сразу вспомнил всё: как шёл по Надеждинской, как вспомнил себя, как подумал о папиросах, как при этой мысли будто бы сразу упал и погрузился в глубокий сон".
Да, "пришёл в себя!" Что означает - Успенский ранее был "не в себе", он спал... А Вы пребываете сейчас "в себе" или спите наяву?
"В то же время, погруженный в сон, я продолжал выполнять какие-то обычные и намеренные действия. Вышел из табачной лавки, зашёл в свою квартиру на Литейном, позвонил по телефону в типографию. Написал два письма. Опять покинул дом, дошёл до Гостиного двора по левой стороне Невского, собираясь идти на Офицерскую, но потом передумал, так как становилось уже поздно. Взял извозчика и отправился на Кавалергардскую, в типографию. По пути, пока ехал по Таврической, я начал ощущать какую-то странную неловкость, будто что-то забыл. И внезапно вспомнил, что забыл напоминать себя».

Да, это любопытный и начальный опыт самосознания - и лично я его неоднократно повторил.
Но каков был эффект и результат этой практики ученика Петра? Читаем...
«Через два или три дня после отъезда Гурджиева я шёл по Троицкой и вдруг увидел, что идущий мне навстречу человек - спит. В этом не могло быть никакого сомнения. Хотя глаза его были открыты, он шагал, явно погруженный в сон, и сновидения, подобно облакам, пробегали по его лицу. Мне пришло на ум, что если смотреть на него достаточно долго, я увижу и его сны, т.е. пойму, что он видит во сне. Но он прошёл мимо. Следом за ним прошёл другой человек, и он тоже спал. Проехал спящий извозчик с двумя спящими седоками. Неожиданно я оказался в положении принца из "Спящей красавицы". Все вокруг меня были погружены в сон. Ощущение было явственным и несомненным. Я понял смысл утверждения о том, сколь многое ещё можно увидеть нашими глазами - многое такое, чего мы обычно не видим. Эти ощущения длились несколько минут.
Потом они повторились на следующий день, но очень слабо. Когда внимание отвлекалось, я переставал видеть "спящих людей" - вероятно, потому, что засыпал сам».
В самом деле, именно так Пётр Успенский получил проблеск духовного пробуждения и просветления!
В следующей главе я расскажу о своём личном опыте такого пробуждения.
Просыпайтесь к настоящей жизни - не спать, люди!

Все книги автора на текущий период:-
https://www.cibum.ru/author/44371177
С работами Георгия Гурджиева давно знакомился. Много интересного.
Константин пишет: "Много интересного"
***
Что именно ?
Да, и не только в самопознании.
Терентий пишет: "Самые первые попытки показали мне, насколько это трудно. Вспоминание себя не дало никаких результатов, кроме одного: оно показало мне, что в действительности мы никогда себя не помним"
***
Ущепните себя, больно ? значит живой