Терентий Смирнов
Терентий Смирнов Подписчиков: 1038
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.8М

Мой личный опыт духовного пробуждения к контексте учения Георгия Гурджиева! Глава первая...

6 дочитываний
4 комментария
Эта публикация уже заработала 0,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Мой личный опыт духовного пробуждения к контексте учения Георгия Гурджиева! Глава первая...

Эту работу Петра Успенского "В поисках чудесного" - ученика известного духовного учителя Георгия Гурджиева, я храню до сих пор, поскольку она была одной из первых моих прочитанных книг в начале моего оккультного поиска, подарившая мне настоящее прозрение.

Человек себя не осознаёт!

Поначалу я, как все обычные люди, этого не понимал. Как это я себя не осознаю? Ведь я о себе всё хорошо знаю: я по ФИО такой-то, живу по такому-то адресу, работаю тем-то... И т.д. и т.п.

Я о себе помню всё и у меня нет раздвоения личности или каких-то иных психических расстройств!

В самом деле, а об этом и пишет П. Успенский - что, если Вы спросите обычного человека, осознаёт ли он сам себя, то тот удивится странностью такого вопроса и, конечно же, скажет, что он пребывает в полном сознании. Если же Вы это начнёте отрицать, то неминуемо последуют две реакции - либо на Вас рассердятся, либо Вас примут за человека "с приветом".

Тем не менее, реальный и действительный факт состоит ещё в более худшем м крайнем положении - "человеческой личности, как таковой, не существует, её нет"! Что в книге "В поисках чудесного" так и обозначено:-

«Наш исходный пункт - это тот факт, что человек не знает себя, что он не существует, он не то, чем может и должен быть».

В общем, по ходу дела, начинаем выяснять, почему же у всех людей отсутствует самосознание... И ответ выходит очень простой: - "никто не обращает внимания ни на себя, и на всё своё окружение чего бы то ни было". И таким образом, в самом простом определении и понимании - осознанность есть "внимательность", вот только внимательность ко всему и вся - непрестанная и непрерывная... К чему Георгий Гурджиев ещё вводит тождественные этой внимательности такие понятия, как "самонаблюдение" и "самовоспоминание".

Человек не помнит себя в данные текущие мгновения своей жизни!

Впрочем, он проживает и всю свою жизнь в полном беспамятовстве...

Но осознают ли себя роботы, какие-нибудь машины и механизмы?

Естественно, не осознают; - но полностью таков же и человек. И Гурджиев справедливо утверждает:-

«Все люди, которых вы видите, все люди, которых вы можете узнать впоследствии, - всё это машины, настоящие машины, которые работают под влиянием внешних воздействий. Они рождены машинами и умрут машинами».

Мой личный опыт духовного пробуждения к контексте учения Георгия Гурджиева! Глава первая...

Возможно, про "человеческую машину" это слишком грубое допущение, но давайте с этим разбираться...

Смотрите - если лично Вы на что-то не обращаете своё внимание и не обращаете долго и вообще, то "этого", понятное дело, не будет в Вашем восприятии и в Вашем сознании, и тогда "этого" не будет полностью и совсем. Так, у людей и лично у Вас "почти" нет своего "физического тела", да и всего остального - эмоций, ощущений... Нет всей психики... Почему?

Потому что это отсутствует в поле Вашего внимания.

"Внимание"... Казалось бы, какая мелочь жизни - "хочу, обращаю на что-то внимание, хочу, не обращаю..."

Так ведь, во-первых, вся эта Ваша "обращённость" по времени длится всего лишь какие-то доли секунды. И за сутки, в которых целых 86400 секунд, у Вас навряд ли наберётся и несколько секунд Вашей внимательности. В то время, как, во-вторых, долговременное внимание хотя бы даже к простому столбу (!) - это такое потенциально скрытое и возможное чудесное состояние, которое означает для всякого человека - БЫТЬ, ЖИТЬ, СУЩЕСТВОВАТЬ.

Невнимательность к своей жизни - есть забвение, беспамятовство, небытие!

Иначе говоря, не проявлять свою должную и длительную внимательность к чему-либо - значит НЕ ЗНАТЬ СЕБЯ и вообще НЕ ЖИТЬ!

«Первая причина внутреннего рабства человека - это его невежество, - прежде всего, незнание самого себя. Без знания себя, без понимания работы и функций своей машины человек не в состоянии управлять собой, не в состоянии быть свободным; а без этого он навсегда останется рабом и игрушкой действующих на него сил.

Вот почему во всех древних учениях первым требованием в начале пути к своему освобождению было правило: ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ!» (Г.Гурджиев-П. Успенский)

И, таким образом, встаёт насущный духовный вопрос: - "Что и как надо сделать для того, чтобы человеку существовать?"

На это и на многие другие вопросы отвечает книга "В поисках чудесного":-

«Самонаблюдение следует вести как бы впервые: весь прошлый опыт, все результаты предыдущего самонаблюдения необходимо отложить в сторону... Начинать необходимо с начала. Человек должен начать наблюдение себя, как если бы он совсем не знал и никогда не наблюдал себя».

Т.е. осознание (самосознание) - должно быть всегда непременно новым и свежим - без колебаний ума в прошлое или будущее и вообще БЕЗ УМА! Бдительность же, настороженность и внимательность без всякой умственной деятельности и есть осознанность.

«Ваша главная ошибка состоит в том, что вы думаете, будто уже обладаете сознанием, что оно обычно или постоянно присутствует, или постоянно отсутствует. На самом деле, сознание - это такое качество, которое постоянно меняется. Сейчас оно есть, и вот его уже нет. И существуют разные степени и уровни сознания. Как сознание, так и его разные уровни - необходимо понять в самом себе посредством ощущения, так сказать, почувствовав его вкус.

Никакие определения в этом случае не помогут; да они и невозможны, пока вы не поймёте, что именно вам нужно определить. Наука и философия тоже не в состоянии определить сознание, потому что они хотят определить его там, где его не существует. Необходимо различать сознание от возможности сознания. У нас есть только возможность сознания и редкие его вспышки. Поэтому мы не можем определить, что такое сознание».

Да, осознанность является наивысшей ценностью, наделяющая человека фантастическим уровнем существования! Вот давайте, например, вспомним мексиканских магов в описании Карлоса Кастанеды, - там у них всё начинается с такого "пустячка", как "внимание" (сталкинг) к себе и "внимание" к своим сновидениям, что заканчивается образованием второго "Я" мага и его чудоносного дубля почти материальной плотности! Дубля, способного проходить сквозь стены, летать, телепортироваться...

Однако "внимательная осознанность", будучи сверхдрагоценностью, не даётся быстро и просто так, - она достигается очень трудно и многолетним кропотливым духовным и психологическим трудом. И вот что по этому поводу пишет "ученик" Пётр Успенский:-

«Самонаблюдение очень трудно. Чем больше вы будете стараться, тем яснее это увидите. В настоящее время вам следует практиковать его не для получения результатов, а чтобы понять тот факт, что вы не в состоянии наблюдать себя. В прошлом вы воображали, что видите и знаете себя. Я же говорю об объективном самонаблюдении. Объективно вы не можете видеть себя ни на одну минуту, потому что это функция мастера.

Если же вам кажется, что вы сможете наблюдать себя в течение пяти минут, это неверно; если вам кажется, что вы сможете наблюдать себя двадцать минут или одну минуту, это одинаково неверно. Если вы просто поймёте, что не сможете наблюдать, это будет правильно. Прийти к этому пониманию - вот ваша цель».

И всё-таки, почему же самонаблюдение, самовоспоминание является таким трудным делом?

Очевидно, так устроил Создатель; - потому что пребывать в постоянном, ежесекундном самонаблюдении, по большому счёту, равносильно уподобиться самому извечно самосознающему Богу и быть Бессмертным! Причём, быть даже "физически" бессмертным, как это продемонстрировал человечеству в Своём Воскресении Иисус Христос!

Первоначально же, поставить себе целью стать осознающим, пробуждённым и убедиться в огромной трудности этого достижения - это уже духовный и психологический прогресс. Так, П. Успенский признаётся...

«Самые первые попытки показали мне, насколько это трудно. Вспоминание себя не дало никаких результатов, кроме одного: оно показало мне, что в действительности мы никогда себя не помним.

Всё, что сказал Гурджиев, всё, что я продумал сам, особенно то, что показали мне попытки вспомнить себя, вскоре убедило меня в том, что я столкнулся с совершенно новой проблемой, на которую не обратили пока внимания ни наука, ни философия».

Мой личный опыт духовного пробуждения к контексте учения Георгия Гурджиева! Глава первая...

Что ж, давайте уже перейдём к конкретной практике и опыту - здесь опыту П. Успенского...

"...Я попробую описать свои попытки вспоминания себя. Первое впечатление состояло в том, чтобы вспомнить себя, почаще говорить: "Я иду, я делаю", т.е. постоянное ощущать это "Я" - что останавливает мысль.

Когда я ощущал этой своё "Я", мне нельзя было ни думать, ни разговаривать; даже мои ощущения становились затуманенными. Кроме того, вспоминать себя подобным образом можно в течение очень короткого времени.

Когда же я начал учиться разделению внимания, я увидел, что вспоминание себя даёт удивительные ощущения, которые естественным путем, сами по себе, приходят очень редко и в исключительных условиях. Так, например, в то время мне нравилось бродить вечерами по Петербургу и "ощущать" его дома и улицы..."

Далее Успенский описывает уже свою непосредственную практику осознавания, точнее его "попытку"...

"Как-то раз я шёл по Литейному проспекту к Невскому и, несмотря на все усилия, не мог сосредоточиться на вспоминании себя. Шум, движение - всё отвлекало меня; ежеминутно я терял нить внимания, находил её и вновь терял. Наконец я почувствовал своеобразное комическое раздражение к самому себе и свернул на улицу влево, твёрдо решив удерживать внимание на том, что я должен вспоминать себя, хотя бы до тех пор, пока не дойду до следующей улицы.

Я дошёл до Надеждинской, не теряя нити внимания, разве только упуская её на короткие мгновенья; потом снова повернул к Невскому. Я понял, что на тихих улицах мне легче не отвлекаться от линии мысли, и поэтому решил испытать себя на более шумных. Я дошёл до Невского, всё ещё помня себя, и начал испытывать состояние внутреннего мира и доверия, которое приходит после больших усилий подобного рода.

Сразу же за углом, на Невском, находилась табачная лавка, где для меня готовили папиросы. Продолжая помнить себя, я зашёл туда и сделал заказ. Через два часа я пробудился на Таврической, т.е. далеко от первоначального места. Я ехал на извозчике в типографию. Ощущение пробуждения было необыкновенно живым. Могу почти утверждать, что я пришёл в себя! Я сразу вспомнил всё: как шёл по Надеждинской, как вспомнил себя, как подумал о папиросах, как при этой мысли будто бы сразу упал и погрузился в глубокий сон".

Да, "пришёл в себя!" Что означает - Успенский ранее был "не в себе", он спал... А Вы пребываете сейчас "в себе" или спите наяву?

"В то же время, погруженный в сон, я продолжал выполнять какие-то обычные и намеренные действия. Вышел из табачной лавки, зашёл в свою квартиру на Литейном, позвонил по телефону в типографию. Написал два письма. Опять покинул дом, дошёл до Гостиного двора по левой стороне Невского, собираясь идти на Офицерскую, но потом передумал, так как становилось уже поздно. Взял извозчика и отправился на Кавалергардскую, в типографию. По пути, пока ехал по Таврической, я начал ощущать какую-то странную неловкость, будто что-то забыл. И внезапно вспомнил, что забыл напоминать себя».

Мой личный опыт духовного пробуждения к контексте учения Георгия Гурджиева! Глава первая...

Да, это любопытный и начальный опыт самосознания - и лично я его неоднократно повторил.

Но каков был эффект и результат этой практики ученика Петра? Читаем...

«Через два или три дня после отъезда Гурджиева я шёл по Троицкой и вдруг увидел, что идущий мне навстречу человек - спит. В этом не могло быть никакого сомнения. Хотя глаза его были открыты, он шагал, явно погруженный в сон, и сновидения, подобно облакам, пробегали по его лицу. Мне пришло на ум, что если смотреть на него достаточно долго, я увижу и его сны, т.е. пойму, что он видит во сне. Но он прошёл мимо. Следом за ним прошёл другой человек, и он тоже спал. Проехал спящий извозчик с двумя спящими седоками. Неожиданно я оказался в положении принца из "Спящей красавицы". Все вокруг меня были погружены в сон. Ощущение было явственным и несомненным. Я понял смысл утверждения о том, сколь многое ещё можно увидеть нашими глазами - многое такое, чего мы обычно не видим. Эти ощущения длились несколько минут.

Потом они повторились на следующий день, но очень слабо. Когда внимание отвлекалось, я переставал видеть "спящих людей" - вероятно, потому, что засыпал сам».

В самом деле, именно так Пётр Успенский получил проблеск духовного пробуждения и просветления!

В следующей главе я расскажу о своём личном опыте такого пробуждения.

Просыпайтесь к настоящей жизни - не спать, люди!

Мой личный опыт духовного пробуждения к контексте учения Георгия Гурджиева! Глава первая...

Все книги автора на текущий период:-

https://www.cibum.ru/author/44371177

4 комментария
Понравилась публикация?
15 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 4
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

С работами Георгия Гурджиева давно знакомился. Много интересного.

+1 / 0
картой
Ответить
DELETE

Константин пишет: "Много интересного"

***

Что именно ?

раскрыть ветку (0)
Психолог/психоаналитик/мистик Терентий Смирнов
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2.8М
29.11.2023, 10:36
Подольск

Да, и не только в самопознании.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
DELETE

Терентий пишет: "Самые первые попытки показали мне, насколько это трудно. Вспоминание себя не дало никаких результатов, кроме одного: оно показало мне, что в действительности мы никогда себя не помним"

***

Ущепните себя, больно ? значит живой

раскрыть ветку (0)

Ты ищешь ответы, хотя давно знаешь всё сам.

Ты перелистываешь страницы, слушаешь советы, спрашиваешь у друзей, бродишь по коридорам чужих мыслей. А внутри уже горит понимание: что нужно делать, кого отпустить, куда идти. Ты боишься принять себя,...

Ты не злишься — ты защищаешь своё пространство

Сигнал того, что тебя не слышали, не замечали, не уважали. Ты защищаешь своё пространство, свои границы, свою жизнь. Не нужно просить прощения за то, что отстаиваешь свои интересы. Ты злишься на игнорирование,...

Твой самый честный союзник — ты сам

Одиночество пугает не потому, что тебя оставили, а потому что ты вдруг слышишь самого себя. Тот внутренний голос, который долго заглушался шумом других людей, мнений, требований. Ты боишься этой тишины,...

Хаос формирует тебя

Когда мысли путаются, эмоции скачут, тело кричит об усталости. Хаос внутри — как буря в море: страшно, шумно, опасно. Но именно буря формирует берега, укрепляет корни, открывает новые пути. Только те,...

Когда терпение разрушает тебя

Тихая злость появляется, когда терпение становится привычкой. Когда сжимаешь зубы, проглатываешь слова, скрываешь эмоции. Когда «я могу подождать», превращается в «я должен терпеть». Каждый компромисс,...

Бояться быть собой — слишком дорого

Ты скрываешь свои желания, чтобы никого не спугнуть. Ты молчишь о том, чего хочешь, чтобы не показаться слишком требовательным. Ты прячешь мечты, потому что боишься, что тебя осудят, отвергнут или не поймут.

Почему счастье пугает больше боли

Ты боишься быть счастливым, потому что счастье непривычно. И рядом с ним вдруг неясно: а кто ты, если не борешься? Иногда ты держишься за боль не потому, что она нравится, а потому что без неё нет сценария.

Радостью наполненная душа, и гармония во всем! Горы! Новая песня!

Сюда я стремлюсь, чтобы услышать тишину и погрузиться в глубины своих мыслей, наслаждаясь каждым мгновением. С открытым сердцем я снова открываю для себя мир, оставляя позади суету и заботы. Здесь,...
03:26
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы