Формирование художественного образа как основа интерпретации в исполнительстве на саксофоне
Аннотация:
В статье рассмотрены пути формирования художественного образа и способы его воплощения в исполнительстве на саксофоне, проведен анализ роли творческой интерпретации в исполнении музыкального произведения.
Ключевые слова: исполнительская интерпретация, художественный образ, исполнительство на саксофоне, исполнительская культура.
Annotation:
The article examines the ways of forming an artistic image and the ways of its embodiment in performing on the saxophone, analyzes the role of creative interpretation in the performance of a musical work.
Keywords: performing interpretation, artistic image, saxophone performance, performing culture.
В период с XIX по XX века музыкальные выступления тесно переплетались с другими формами искусства, такими как литература, поэзия, живопись, архитектура, и, конечно же, театральное искусство. В это время развитие русской школы исполнительского искусства тесно связано с творчеством великих писателей, поэтов, художников и актеров золотого века русского искусства и культуры. Эти крепкие связи не только определили выдающийся уровень музыкального исполнительства в России того времени, но также способствовали их дальнейшему развитию.
Вопросы, связанные с художественно-поэтическим аспектом исполнительского искусства, остаются малоизвестными и сложными до сих пор. Они включают в себя выразительность интонации, определение стиля автора, тенденции в музыкальном творчестве и исполнении, а также создание формальной структуры произведения с учетом его характерных особенностей и восприятия зрителем. Эти вопросы касаются искусства интерпретации музыкальных произведений, их символики и смысла, и до сих пор требуют дальнейших исследований.
В современном искусстве, включая музыку, мы видим активное исследование множества вопросов творчества в науках, связанных с музыковедением: философии, эстетике, психологии и педагогике. Например, в области философии развивается специальное направление, посвященное анализу эстетики исполнительского искусства. Искусствоведы в нашей стране также активно проводят исследования, рассматривая сущность творчества, художественных образов и их роль в творческой деятельности исполнителей.
В области психологии ведется обсуждение взаимосвязи образно-художественного и рационального мышления. В педагогике проводится исследование теоретических основ и целей художественного и эстетического образования с целью лучшего понимания и развития искусства.
Исследование художественного мышления представляет особый интерес, особенно в контексте взаимосвязи процесса, явлений, духовного смысла и ценности с индивидуальной жизнью и мышлением человека. Это исследование позволяет нам глубже понять практические проблемы, с которыми сталкиваются музыка и музыкальная педагогика в образовательном процессе. (Н.А.Бердяев[4], К.К.Григорян [5], Н.П.Корыхалова[9], Н.И.Киященко [8], Т.А.Костогрыз [10], Г.С.Тарасов [14], А.А.Фарбштейн [15], И.С.Якиманская [23] и др.).
Цель этой статьи – исследовать трудности, с которыми сталкиваются студенты-саксофонисты при формировании художественного мышления в процессе исполнения музыкальных произведений. Объект исследования – методы формирования и развития художественно-образного мышления. Предмет исследования – процесс формирования художественно-образного мышления, которое является основой для интерпретации музыкальных произведений саксофонистами в процессе исполнительской подготовки.
В музыкальном образовании, особенно для исполнителей на саксофоне, часто уделяется внимание техническим навыкам и владению музыкальными произведениями. Однако упускается развитие ключевых аспектов, таких как музыкальное мышление, воображение, понимание жанров, стилей и музыкального языка, а также психологическая стабильность в исполнении и творчестве.
Как отметил Т.А. Докшицер, современные системы обучения музыкантов часто недостаточно уделяют внимания развитию творческого и художественного мышления.
У нас есть обширный материал для улучшения технических навыков, различные школы и системы обучения, упражнения и тренировки, что приводит к впечатляющим достижениям в области мастерства игры. Однако часто мы уделяем недостаточное внимание творчеству в исполнительском искусстве и вопросам музыкальной интерпретации. У нас недостаточно эффективных средств для решения задач высшего мастерства. К сожалению, в нашей методологической литературе практически отсутствуют серьезные книги или руководства, глубоко затрагивающие эти сложные вопросы музыкального исполнительства [7, с.4].
И в наше время музыканты, играющие на духовых инструментах, сталкиваются с различными трудностями в своей профессиональной карьере, особенно при поиске и воплощении музыкально-художественных образов. Эти образы играют важную роль в процессе исполнения.
Развитие теории музыкальных образов и художественной интерпретации тесно связано с российской музыкальной психологией. Многие исследователи и педагоги, такие как: М. Арановский [1-3], А. Готсдинер [5], Н. Корыхалова [9], Е. Назайкинский [11], В. Холопова [16], Ю. Цагарелли [18], Г. Цыпин [19], О.Ф.Шульпяков [22] и другие – посвятили себя рассмотрению этой темы.
Музыкальная педагогика не ограничивается лишь мастерствомисполнительства, оно также включает в себя способность эффективного общения с учениками в процессе обучения. Чтобы достичь высокого уровня мастерства в области музыкального исполнения, музыканты-педагоги должны обладать не только знаниями в области «музыкального образования», но и широкими знаниями в области психологии, педагогики, методологии обучения и специфических музыкальных знаний.
Интерпретация музыкальных произведений представляет собой важную задачу для музыкантов, исследователей и слушателей. Понимание и художественное воплощение произведений композиторов прошлого века имеет огромное значение. Одной из сложностей является временной разрыв между автором и исполнителем. С течением времени взгляды и отношение людей к миру меняются, информация о произведении может устареть. Иногда у музыкантов есть только ноты, которые могут не передать всех тонких оттенков произведения. К счастью, в наши дни у нас есть множество аудио-и визуальных ресурсов, которые могут помочь нам более глубоко понять изучаемые произведения.
Взгляды на исполнение музыкальных произведений могут различаться: некоторые считают важным передачу замысла автора, в то время как другие ценят творческое видение исполнителя. Иногда, даже если сам композитор не является исполнителем, он знает, как должно звучать его произведение. Важно помнить, что каждый, будь то композитор, исполнитель или слушатель, воспринимает произведение по-своему. Композитор может вложить свой смысл и чувства в произведение, иногда даже не будучи отличным исполнителем. Но, конечно же, не все композиторы обладают одинаковыми навыками исполнения.
В этих случаях необходимы профессиональные исполнители, которые не только передают намерения композитора, но и добавляют свою уникальную индивидуальность произведению. Возникает вопрос: следовать указаниям автора или предоставить место творческой интерпретации исполнителя. Музыкальное исполнительство проявляет свои творческие особенности в создании интерпретации, образов и художественного стиля произведения.
В искусстве интерпретации музыкальных произведений необходимо не просто передать ноты, а выразить творческое воплощение идей, заложенных в произведении. Играть музыку – означает передавать её музыкальность и структурные закономерности, причем стиль исполнения зависит от индивидуальных качеств музыканта-исполнителя, таких как интеллект, интуиция, воображение, музыкальное и слуховое восприятие, а также выразительности и опыта в исполнении. При этом в музыкальном творчестве особенно важны навыки, развитие которых происходит в процессе выступлений. Здесь отмечается, что важное значение имеет особое взаимодействие между композитором и исполнителем, признавая, что интерпретацию произведения можно рассматривать как диалог между ними, в котором особую роль играют уникальные методы интерпретации.
Не следует упускать из внимания и то, что сам процесс выступления является неотъемлемой частью музыкального образования. Важно подчеркнуть, что никакие технические средства не смогут полностью заменить живого исполнения учителя и его воздействие на музыкальное восприятие студентов.
Яркое и волнующее выступление способно разбудить творческое воображение слушателей. Несмотря на то, что записи могут дополнять живое выступление, они всё равно не в силах полностью заменить это уникальное воздействие. Необходимо подчеркнуть, что живое выступление обладает особым эмоциональным воздействием, которое не передаётся записями.
Для музыкальных педагогов выступления имеют множество преимуществ: они раскрывают индивидуальные качества, развивают творческие способности и позволяют учиться на основе предыдущих эстетических впечатлений. Это также идеальный способ развивать самостоятельность учеников.
Слова французского музыковеда Жака Бреля глубоко отражают сущность музыкального выступления: «Без искусства исполнения музыка не сможет существовать».
В мире музыки существует термин «перформативный жанр», который помогает классифицировать стили исполнения музыкальных произведений. Для наиболее точной интерпретации музыкального текста исполнители используют исполнительскую установку – «атрибуцию». С их помощью они могут использовать инновационные методы, такие как изменение музыкального текста и образной формы (инвенция). Однако в процессе создания музыкального произведения наиболее важным аспектом является тщательное его изучение.
Анализ показывает, что далеко не все музыканты достигают высокого уровня мастерства. Как исполнитель, музыкальный педагог должен обладать разнообразными навыками. По крайней мере, он должен уметь играть по нотам (воспроизводить звук), идеально – как исследователь в области искусства, он должен представить творческую интерпретацию произведения артиста.
Исследования Г.Г. Нейгауза и С.Е. Фейнберга, подчеркивают, насколько важно активно понимать исполняемую музыку и применять индивидуальные творческие подходы в ее исполнении. Интерпретация становится уникальным способом развития творческого мышления.
В музыке рассмотрение индивидуальной деятельности исполнителя как совместного творчества открывает перед нами огромные возможности. Каждая новая интерпретация является ценным творческим открытием, позволяющим нам взглянуть на ценность произведения новым образом. Музыка, как естественное выражение, многогранна и способна вызывать различные эмоции, получившие бессмертное существование благодаря бескрайним возможностям интерпретации со стороны исполнителя и слушателя. Художественная интерпретация не является просто описанием символов; это творческое выражение, основанное на идеях произведения.
В искусстве интерпретации музыкальных произведений необходимо выразить творческое воплощение идей, заложенных в произведении. Исполнять музыку – означает передавать её музыкальность и структурные закономерности, причем стиль исполнения выражается через звуковое воздействие непосредственно на слух.
В различных направлениях, вариациях, стилях и жанрах музыки взаимодействие между исполнителем и художественной сутью произведения обретает особое значение.
Однако в исполнительском искусстве существует противоречие между принципами создания и воспроизведения. Художнику предоставлено право на творчество, основанное на общей теории искусства, как указывал С.Х. Рапопорт[12-13]. Помимо объективных аргументов в поддержку определенной интерпретации существует субъективная сторона, связанная с личностью исполнителя-музыканта и его уникальным видением интерпретации музыкального произведения.
Художественный образ — это нечто особенное, объединяющее в себе абстрактное и универсальное. Он сочетает в себе чувственность и рациональность, обогащая встречу и диалог между автором и тем, кто воспринимает произведение, особенно в части личного опыта. Поэтому эта встреча становится объективной и универсальной оценкой. Важно понимать, что художественный образ подобен сердцу произведения.
Тем не менее интересен тот факт, что музыкальный образ отличается от научных концепций или абстрактного мышления, поскольку он тесно связан с материальными проявлениями, чувственностью и выражением эмоций. Вопрос заключается в глубоком понимании замысла автора и творческой инициативы художника.
На практике оценка качества исполнительской деятельности зависит от интерпретации музыкальных произведений, что непосредственно связано с уровнем художественного и образного мышления. Каждая конкретная интерпретация не только является пониманием того, что передаётся в исполнении, но также отражает внутреннее состояние исполнителя в данный момент времени. Время идет, музыкальное творчество будет меняться, и интерпретация будет развиваться, что, несомненно, повлияет на внутреннее развитие музыканта.
Список источников:
1. Арановский, М. Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование.-М.: Музыка, 1991.-318 с.
2. Арановский, М.Г. Два этюда о творческом процессе. / Процесс музыкального творчества. М.: Музыка, 1993. - 62 с.
3. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства, М.: Композитор, 1999. - 342 с.
4. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. Философия свободы. М, 1999. - 607 с.
5. Готсдинер, A.Л. Музыкальная психология. М. NB Магистр, 1993.190 с.
6. Григорян, К.К. Некоторые особенности процесса образного мышления.//Автореф. Дисс. канд. Психол. Наук.-М., 1972. 25 с.
7. Докшицер, Т.А. Система комплексных занятий трубача. Ч. 1. Комплексы малой и средней трудности / Предисл. Ред., авт. : Для студентов и учащихся ДМШ: В 2 ч. / Предисл. Изд-ва. - Москва: Муравей, 1997. – 75 с.
8. Киященко, Н.И., Киященко Л.П. Эстетическая культура и проблема гуманизации знания. // Эстетическая культура. М.: РАН Ин-т философии, 1996.-С. 129-137.
9. Корыхалова, Н.П. Интерпретация музыки. Теоретические проблемы музыкального исполнительства. Л: Музыка, 1979. - 208 с.
10. Костогрыз, Т.А. Образование форма интеграции двух культур. / Искусство и образование № 2, М., 2001. - С.4-9.
11. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 384 с.
12. Раппопорт, С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. - М.: Музыка, 1972, 168 с.
13. Раппопорт, С.Х. Понятие о художественном произведении. Художественный образ и его особенности в музыке. // Книга по эстетике для музыкантов/ Ред. И.А.Константинов, К.Ангелов. М.: Музыка, 1983.-С.121-131.
14. Тарасов, Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия).-М.: Наука, 1979. 191 с.
15. Фарбштейн, А. А. Музыка и эстетика. Л.: Музыка, 1976. - 208 с.
16. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 320 с.
17. Холопова, В. Н. Музыкальное содержание: Зов культуры Наука-Педагогика//Музыкальная академия. - 2001. - №2. - С. 34-41.
18. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. - Санкт-Петербург: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. - 367 с.
19. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Учебное пособие.-М.: Интерпракс, 1994. 384 с.
20. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 192 с.
21. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика СПб.: Алетейя, 2001. 320 с.
22. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Д., 1986. — 124 с.
23. Якиманская, И.С Развивающее обучение.-М.: Педагогика, 1979. 144 с.
Spisokistochnikov:
1. Aranovskij, M. G. Sintaksicheskayastrukturamelodii: Issledovanie.-M.: Muzyka, 1991.-318 s.
2. Aranovskij, M.G. Dvaetyuda o tvorcheskomprocesse. / Process muzykal'nogotvorchestva. M.: Muzyka, 1993. - 62 s.
3. Aranovskij, M. G. Muzykal'nyjtekst. Strukturaisvojstva, M.: Kompozitor, 1999. - 342 s.
4. Berdyaev, N.A. Smysltvorchestva. Filosofiyasvobody. M, 1999. - 607s.
5. Gotsdiner, A.L. Muzykal'nayapsihologiya. M. NB Magistr, 1993.190s.
6. Grigoryan, K.K. Nekotoryeosobennostiprocessaobraznogomyshleniya.//Avtoref. diss. kand. psihol. nauk.-M., 1972. 25 s.
7. Dokshicer, T.A. Sistema kompleksnyhzanyatijtrubacha. CH. 1. Kompleksymalojisrednejtrudnosti / Predisl. red., avt. : Dlyastudentoviuchashchihsya DMSH: V 2 ch. / Predisl. izd-va. - Moskva : Muravej, 1997. – 75 s.
8. Kiyashchenko, N.I., Kiyashchenko L.P. Esteticheskayakul'turaiproblemagumanizaciiznaniya. // Esteticheskayakul'tura. M.: RAN In-t filosofii, 1996.-S. 129-137.
9. Koryhalova, N.P. Interpretaciyamuzyki. Teoreticheskieproblemymuzykal'nogoispolnitel'stva. L: Muzyka, 1979. - 208 s.
10. Kostogryz, T.A. Obrazovanie forma integraciidvuhkul'tur. / Iskusstvoiobrazovanie № 2, M., 2001. - S.4-9.
11. Nazajkinskij, E.V. O psihologiimuzykal'nogovospriyatiya. M.: Muzyka, 1972. - 384 s.
12. Rappoport, S.H. Iskusstvoiemocii. 2-e izd. - M.: Muzyka, 1972, 168 s.
13. Rappoport, S.H. Ponyatie o hudozhestvennomproizvedenii. Hudozhestvennyjobrazi ego osobennosti v muzyke. // Knigapoestetikedlyamuzykantov/ Red. I.A.Konstantinov, K.Angelov. M.: Muzyka, 1983.-S.121-131.
14. Tarasov, G.S. Problemaduhovnojpotrebnosti (namaterialemuzykal'nogovospriyatiya).-M.: Nauka, 1979. 191s.
15. Farbshtejn, A. A. Muzykaiestetika. L.: Muzyka, 1976. - 208 s.
16. Holopova, V.N. Muzykakak vid iskusstva: Uchebnoeposobie. SPb.: Izdatel'stvo «Lan'», 2000. - 320 s.
17. Holopova, V. N. Muzykal'noesoderzhanie: Zovkul'turyNauka-Pedagogika//Muzykal'nayaakademiya. - 2001. - №2. - S. 34-41.
18. Cagarelli,YU.A. Psihologiyamuzykal'no-ispolnitel'skojdeyatel'nosti : uchebnoeposobie / YU. A. Cagarelli. - Sankt-Peterburg : Kompozitor - Sankt-Peterburg, 2008. - 367 s.
19. Cypin, G.M. Psihologiyamuzykal'nojdeyatel'nosti: problemy, suzhdeniya, mneniya. Uchebnoeposobie.-M.: Interpraks, 1994. 384s.
20. Cypin G.M. Ispolnitel' itekhnika: Uchebnoeposobie. M.: Izdatel'skijcentr «Akademiya», 1999. - 192s.
21. Cypin, G.M. Muzykal'no-ispolnitel'skoeiskusstvo: TeoriyaipraktikaSPb.: Aletejya, 2001. 320 s.
22. SHul'pyakov O.F. Muzykal'no-ispolnitel'skayatekhnikaihudozhestvennyjobraz. D., 1986. — 124s.
23. YAkimanskaya, I.S Razvivayushcheeobuchenie.-M.: Pedagogika, 1979. 144 s.