Древняя Рязань. Историко-археологическая характеристика.( параллель:Феодальная раздробленность Древней Руси и "демократическая"раздробленность СССР)
ДРЕВНЯЯ РЯЗАНЬ. ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. (НЕГАТИВНАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ: ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ И «ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ» РАЗДРОБЛЕННОСТЬ СССР).
(автор-Калимуллин Риф Мукамилевич)
ПЛАН
Введение
ГЛАВА I
В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ
1. «Град» под землей – клад для истории;
2.Постановка археологического изучения Старой Рязани;
3.Отображение Старой Рязани в зеркале письменности.
ГЛАВА II
ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ЖИЗНЬ И ГИБЕЛЬ СТАРОЙ РЯЗАНИ В СВЕТЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Появление славян на средней Оке и возникновение Старой Рязани;
2. Укрепления города;
3. Внутренние строения и жизнь города:
а).Жилища;
б).Мастера-ремесленники;
в).Каменное зодчество;
г).Быт населения.
4.Старая Рязань на пути монголо-татарских завоевателей.
5. «Объединившись, выстоите, разъединенные, погибнете». Негативная параллель: феодальная раздробленность Древней Руси и «демократическая» раздробленность СССР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Огромна наша Родина. На бескрайних ее просторах, на самых дальних ее точках, строятся, растут множество новых городов, сел и деревень. И сколько на этой необъятной территории неоткрытых тайн для интересной и нужной науки – истории. Много городищ, когда то, в древности, населенных и укрепленных пунктов, затем запустевших и покинутых жителями по причине природных факторов, или же, из-за и после упорной, кровавой «сечи» с «ворогами», или же, из-за борьбы классов, а может, явился результатом слабости отдельной личности князя, который переселил жителей из-за самодурства, а может … .
Столетиями протекала жизнь, люди рождались и умирали, трудились и боролись, любили и ненавидели,… . Лишь изредка древнейшая их деятельность отображается в письменных источниках. Но, всегда почти, перед нами летопись их жизни запечатлена в виде остатков жилищ, различных предметов материальной культуры, сохранившиеся в слоях земли. И ищут все это люди очень преданные своему делу – археологи, в ходе археологических раскопок.
Внешними признаками, по которым определяют городища, являются остатки укреплений, земляных валов. Каждое городище – это интересное явление со своими особенностями, представляющие свою уникальную эпоху.
До Великой Октябрьской социалистической революции в России археологические раскопки были редкостью, и если проводились, то не было системности, что вело к скудости исследований. Были, конечно, среди дореволюционных археологов крупные ученые, но было и множество любителей, богачей, просто развлекавшихся археологией. Они, прежде всего, делали упор на могильники, курганы, раскопки которых дешевле и быстрее, и которые дают более дорогие, и большее количество вещей, главным образом пополнявшие коллекции и музеи этих археолого-богачей. И конечно, понятно, что раскопки городищ – это очень сложные и высоко-затратные работы, но они дают материалы именно для исторических выводов, хотя внешне менее интересные и менее привлекательные. Потому то, в то время, гонка за вещами, за драгоценностями и украшениями, приводило к тому, что копали курганы и могильники, пренебрегая городищами. Все это искажало представление о древнерусской культуре, об истории народа. Почему то, большая часть найденных вещей, считались привезенными из чужбины. Писали даже, что якобы в Древней Руси не знали обработки железа. Все это унижало, от которого, поистине выстрадала история русского народа. Чтобы всю эту ложь опровергнуть, в этом и состояла задача рожденной после революции, советской исторической науки. Были открыты много городищ с их жилищами, ремесленными мастерскими. Вот именно эти неопровержимые факты развеяли «мыльную» концепцию теорий отсталости русского народа. В этом и есть неоценимая заслуга советской историко-археологической науки.
В этом контексте, ценнейшие материалы дает для нашей отечественной истории и среди городищ занимает видное место, Старая Рязань.
ГЛАВА I
В ПОИСКАХ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ
1. «Град» под землей – клад для истории.
Древние валы городища Старой Рязани привлекают внимание даже далекого от археологии человека.
В 1829 году молодой В.Г.Белинский, проезжая через Старую Рязань, писал: «Какие пленительные, можно сказать, единственные виды представляет Старая Рязань со своими окрестностями, обозревал я сии восхитительные виды. Эти места достойны, чтобы на них стоял столичный город» (Белинский В.Г.Письма. Т.1, стр.12).
Можно не сомневаться, что в XI-XIII веках данные места были покрыты лесами: «идоста на лови…и ту лови деявша и обложившася множеством зверей: и во любви пребыста и во весельи по вся дни и возвратившася восвояси» (Ипатьевская летопись под 1190 г., Полн. собр. Русск. Летоп.. М.1962-1965 гг.). Можно сказать, что отсюда берут начало «имена с названиями, вроде Заячин, Заячкова» (Б.А.Романов. Люди и нравы Древней Руси, стр.127. М-Л.1966 г.).
Пытливый ум народа искал у этих древних, безмолвных валов ответы их далекого прошлого, волновавшего каждого патриота своей Родины, кому дороги ее история. Много древних городов в нашей стране. Северные источники называли древнюю Русь – страной Гардарики, т.е – страна городов. К древнейшим временам относится «мать русских городов», «город великий Кыев» (Повесть временных лет, т.2, (ком. Д.С.Лихачева), С.-Петербург.2013 г.). В IX-X веках на Руси было уже 23 города, и то «этот список не полный» (Тихомиров М.Н.Древнерусские города. М.1959 г). Отсюда видно, что восточные славяне являются первыми и главными создателями городов и городской жизни на территории Киевской Руси.
И все же. Почему для Старой Рязани отводится в археологической науке особое место? Это, прежде всего, объясняется тем, что на территории Старой Рязани нет жилых построек, не стоят заводы и фабрики, нет сетей водопроводов, линий ливневок и других объектов современной городской жизнедеятельности. Данный факт позволяет вести раскопки археологами на всей территории Старой Рязани и прослеживать историю города с его первых фундаментов до последних построек. Пусть Старая Рязань охватывает только Х-ХIII века, но материалов для этого периода она дает предостаточно. Этим он и отличается от Киева, Новгорода, Пскова, Москвы, Смоленска, Твери и других древнерусских городов, где раскопки ведутся только на отдельных участках, и то, особенно перед закладкой фундамента какого-либо нового здания. Вот поэтому, Старая Рязань и является «кладом» для археологической науки. Там сохранились тайны прошлого, и эти тайны при раскрытии дают неопровержимые данные о присутствии высокой культуры в восточнославянских городах.
2.Постановка археологического изучения Старой Рязани.
История государств не стоит на месте, она развивается «вследствие роста производительных сил», появляются «из одного уклада общественной жизни другие» (В.И.Ленин. Полн. собр. Соч..т.23,стр.44).
Старая Рязань – столица Рязанского княжества. Город был одним из центров древнерусской политической жизни, ремесла, культуры и искусства. Но в «злую годину» 1237 года Старой Рязани был нанесен сокрушительный удар монголо-татарскими кочевниками, где были сожжены и исчезли многочисленные городские и княжеские летописи, были разрушены жилища, храмы, мастерские и т.д.. Город постепенно опустел и исчез с лица земли и даже из памяти последующих поколений. Столица Рязанского княжества была перенесена севернее, в Переяславль-Рязанский, современную Рязань. Жизнь текла своим чередом, запахивались земли, развивалось и дальше ремесло. Только бывшие валы были заметны, они то и говорили, что здесь, когда то было поселение.
В любом буржуазном обществе, археология служила и служит фальсификаторам науки, является служанкой различных расовых теорий, которые стремятся провозгласить извечность частной собственности, извечность религии и т.д. . Но все-таки, мы не должны проходить мимо документов буржуазных историков, где можем почерпнуть фактический материал. А так, чтобы понять историю русского народа, русская буржуазная наука была бессильна. Из-за своей «скромности» она оставила нам очень бедное наследство. Одна из причин – это не сочетание археологических раскопок с решением больших задач в области исторической науки. Археологию рассматривали, как вспомогательную дисциплину и ставили ее в один ряд, например, с геральдикой, изучавшей только дворянские гербы. А это вело к тому, что «там, где не хватает положительного материала…там нет и никакой истории» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Изб.пр.,т.1,стр.20).
Конечно, ясно и то, что и среди буржуазных историков были передовые люди своего времени, об этом нельзя забывать.
В начале ХIХ века вышло в свет «Путешествие по России», некоего Доленга-Ходаковского, (под этим именем скрывался от преследований царского правительства, польский патриот, Адам Чарноцкий (М.Г. Григорьев. Древняя Москва (статьи, «Древняя Русь»),стр.5,М.1961 г.). Он путешествовал с целью выявления городищ, культовых мест, урочищ. Но Чарноцкий неточно определил некоторые поселения, приняв их за жертвенные места язычников. Несмотря на эту ошибку, Ходаковский раскрыл глаза русской интеллигенции, показав обилие памятников русской старины, собрав фактический материал, которыми археологи пользуются и в настоящее время.
Происходили интересные случаи у Старорязанских валов. В 1822 году местные крестьяне внутри гродища нашли настоящий клад золотых вещей на глубине до метра. Такие факты неоспоримо доказывали, что валы хранят большие тайны.
С 1836 года начинаются раскопки Старой Рязани. Велись они с перебоями, большими перерывами. И что прискорбно, велись в большинстве случаев неправильно, не научно. Копали узкими траншеями, что не давало изучить целиком жилища, мастерские. Нанесли, таким образом, вред, разрушая культурные слои. Между перерывами появлялись множество кладоискателей, которые изрыли ямами городище. Иногда раскопками руководили малознакомые с археологией и вообще далекие от исторической науки «деятели». Был из таких «деятелей» и граф Алексей Сергеевич Уваров (1824-1884), который за 1851-1854 годы сумел провести «раскопки» тысяч курганов (Л.А.Монгайт. Раскопки Старой Рязани. М.1953 г.). Он не заботился об изучении добытых памятников. Его заботило только то, чтобы найти больше украшений. При таком методе «изучения», Уваров сделал совершенно неправильные выводы, объявив данное поселение не славянским, а финским, из племени мери (А.С.Уваров. Меряне и их быт по курганным раскопкам. М.1872 г.). Видна настоящая нелепость графа Уварова, пренебрегавшего действительными фактами понимания истории. И только благодаря одному из лучших русских археологов ХIХ века – профессора Александра Андреевича Спицына (1858-1931), историка, археолога, одного из основоположников современной археологии в России, крупнейшего специалиста по средневековым древностям, создавшего аналитические обзоры древностей большинства регионов Европейской России, собранные материалы не пропали даром для науки, а были систематизированы и правильно определены, как принадлежавшие славянским племенам вятичей (А.А.Спицын. Удлиненные и длинные русские курганы. С.-Петербург,1905 г.)
Археология, как историческая наука, заняла подобающее ей место в изучении истории, только после Великой Октябрьской социалистической революции. Расширился размах исследований и Старой Рязани. Велись системно, по заранее намеченному плану. Раскапывались большие площади, а новая методика обеспечивала их успех. Археология получила «второе дыхание», окрылялась и росла: «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы… оставившими предшествующими поколениями» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Изб.пр.,т.1,стр.29).
В 1926 году раскопки вел Василий Алексеевич Городцов (1860-1945), выдающийся русский и советский исследователь, один из крупнейших отечественных археологов, внесший огромный вклад в развитие археологической науки, талантливый педагог, воспитавший несколько поколений учеников, ставших известными специалистами в разных областях науки и просвещения. Были сделаны очень интересные и ценные открытия. Великая Отечественная война приостановила раскопки. Но, сразу же, после войны, уже в 1945 году и до 1950 года, раскопки вела старорязанская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры Академии наук СССР. Особо хочется отметить Александра Львовича Монгайта (1915-1974), известного советского археолога, доктора исторических наук, автора фундаментальных трудов по археологии Европы и СССР. Его труд по археологическому изучению Старой Рязани неоценим.
Раскопки позволили составить примерный план: площадь Старорязанского городища занимает около 48 гектаров, имеет форму неправильного четырехугольника. Северная сторона городища упирается в овраг, по дну которого протекает ручей Серебрянка, впадающий в реку Оку. Западная, омывается Окой, южная частично примыкает к правому берегу Черной речки. А.Л.Монгайт предполагает, что на северо-западном мысу Старорязанского городища находилось древнейшее поселение, восходящее к началу I-тысячелетия н.э., а в Х веке там возникло славянское поселение, которое потом распространилось на всю территорию, отделенную теперь внутренним валом (А.Л.Монгайт. Раскопки Старой Рязани, стр. 5).
3.Отображение Старой Рязани в зеркале письменности.
Классики марксизма-ленинизма всегда придавали большое значение изучению прошлого государств и их народов. Для них было важно узнать прошлое для того, чтобы предсказывать будущее, выявлять особенности в развитии человеческого общества. Они посвящали специальные труды по изучению того или иного периода истории, отдельных событий и делали из этого открытия, ценные для исторической науки. Чего стоят только, что «разделение труда…приводит прежде всего …к отделению города от деревни» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Изб.пр.,т.1.,стр.9). В.И.Ленин, выступая с лекцией в Свердловском университете в 1919 году о государстве, рекомендовал прочесть своим слушателям, сочинение Ф.Энгельса, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», и что оно «написано на основании громадного исторического и политического материала» (В.И.Ленин. Полн. собр. Соч.,т.39,стр.67). «Маркс провозгласил совершенно новое понимание истории» (В.И.Ленин. Полн. собр. Соч.,т.1,стр.143). Исходя из всего этого, в нашей стране, именно советская историческая наука раскрывала и дала правильную, правдивую оценку тех или иных событий прошлого, роль тех или иных исторических деятелей, которые внесли весомый вклад в развитие, сохранение, усиление своего Отечества, и, наоборот, неблаговидные деяния вредителей государства. К сожалению, неблаговидность прослеживается и в современной жизни, после распада СССР. Появились «историки», в угоду политноменклатуре, националистическим поползновениям, пересматривающие азы истории, ставящие факты «с ног на голову», восхваляющие предателей и настоящих врагов России. Это обстоятельство вредит исторической науке, тормозит ее развитие. Но, как уже не раз бывало, эта «пенка» со временем сойдет.
Как известно, летописи, которые хранились, велись в Старой Рязани, погибли во время нашествия монголо-татарских кочевников. Но, тем не менее, мы можем почерпнуть нужный нам материал из той эпохи-эпохи времен Старой Рязани из известных исторической науке источников. Они велись в Древней Руси во многих крупных городах. Автор «Повесть временных лет» сравнивал книги с реками: «Се бо суть рекы, напающе вселенную» («Повесть временных лет» (комм. Д.С.Лихачева, т.2,М-Л.1950 г). Сама же «Повесть» - труды многих авторов Древней Руси, отобразившая различные стороны жизни и разные времена.
Разнообразный исторический материал содержит выпущенная под редакцией Михаила Николаевича Тихомирова (1893-1965) «Хрестоматия по истории СССР. С древнейших времен до ХV века». Великий историк истории России периода феодализма, источниковед, историограф, доктор исторических наук, академик, лауреат Ломоносовской премии, М.Н.Тихомиров, ввел туда и «Слово о полку Игореве» (Хрестоматия по истории СССР. С древнейших времен до конца ХV века. М.1960 г.), где поэтически описан поход русских князей против половцев в 1185 году и неудаче этого похода. В «Слове» чувствуется боль автора из-за раздробленности Руси, и именно раздробленность помешала достижению победы. Как это созвучно с реалиями сегодняшнего дня двадцать первого века, когда СССР, раздроблена на «осколки», и враги внешние этим очень хорошо пользуются, натравливая народы друг на друга. Карл Маркс затрагивая в свое время эту тему, писал: «…Среди них я нашел поход Игоря. Суть поэмы – призыв русских князей к единению, как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.,т.29,стр.16).
Очень ценным для нашей исторической науки являются «Полное собрание русских летописей» (Полное собрание русских летописей. М.1962-1965 гг.), где собраны множество летописных источников по Древней Руси.
Юридические законы «Русской правды», которые в 1738 году нашел Василий Никитич Татищев (1686-1750), выдающийся государственный деятель, основавший Ставрополя-на-Волге (ныне Тольятти), Екатеринбурга, Перми, инженер-артиллерист, историк, географ, экономист, автор первого капитального труда по русской истории – «История Российская с самых древнейших времен» (В.Н.Татищев. История Российская с самых древнейших времен (в 7 томах). Изд.Академ. Проект,2018 г), дают нам представление о сословиях, о различных категориях людей и их повинностях. Русский историк, академик, Василий Осипович Ключевский (1841-1911), писал, что «Русская правда-хорошее, но разбитое зеркало русского права ХI-XII веков» (В.О.Ключевский. Русская история: полный курс лекций, т.1,М.АСТ,2002 г.), и они применимы не только к праву, но и многообразию реальной жизни.
С точки зрения археологии, Старую Рязань, буржуазные историки отобразили слабо. Эта задача легла всецело на плечи советских историков. В этом ряду особо стоит труд советского историка, А.Л.Монгайта, «Раскопки Старой Рязани» (А.Л.Монгайт. Раскопки Старой Рязани. М.1953 г). Это первое, разносторонне обобщенное историческое произведение, где применены все фактические материалы.
М.Н.Тихомиров в своем труде, «Древнерусские города» (М.Н.Тихомиров. Древнерусские города. М.1959 г.), собрав из источников и статей материалы, показывает рождение городов, их количество по столетиям, примерную дату их возникновения. Также он выделяет здесь в отдельную тему и Старую Рязань.
«Ремесло Древней Руси» Бориса Александровича Рыбакова (1908-2001)-советского и российского археолога, организатора науки, исследователя славянской культуры и истории Киевской Руси, помогает нам глубже узнать о наличии в Древней Руси различных ремесел, их предназначениях, делит их по группам (Б.А.Рыбаков. Ремесло Древней Руси. М.1948 г.)
Исследование Бориса Александровича Романова (1889-1957)-российского и советского историка, источниковеда, археографа, «Люди и нравы Древней Руси», дают интересные данные о быте населения городов и поселений Древней Руси, об отношениях между людьми (Б.А.Романов. Люди и нравы Древней Руси. М-Л.1966 г.).
Также мы можем важные сведения по теме почерпнуть из труда коллектива авторов, под редакцией Георгия Борисовича Федорова, советского археолога, доктора исторических наук, «По следам древних культур. Древняя Русь», где есть материалы и о древней Москве, и о древнем Киеве, не говоря уже о Старой Рязани (По следам древних культур. Древняя Русь (под ред. Г.Б.Федорова). М.1953 г.).
Ценным является для изучения и очерк Вадима Викторовича Каргалова (1932-2009), советского и российского военного историка, писателя, доктора исторических наук, профессора – «Монголо–татарское нашествие на Русь», дает интереснейшие данные о Старой Рязани в период его гибели от монголо-татарских завоевателей (В.В.Каргалов. Монголо-татарское нашествие на Русь».М.1966 г.).
Список источников и литературы, указанный выше, здесь, ясно, далеко неполный, и в ходе изучения темы, мы будем стараться их дополнять, как говорят - аппетит приходит во время еды. И все-таки, и этот фактический материал дает нам основное историко-археологическое представление о Старой Рязани.
ГЛАВА II
ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ЖИЗНЬ И ГИБЕЛЬ СТАРОЙ РЯЗАНИ В СВЕТЕ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ