Новый информационный материал для маркетплейсов
Кому будет полезна информация:
-маркетплейсам, представителям e-commerce-сегмента.
Проблема
Маркетплейс оштрафовал продавца за указание неправильных габаритов упаковки товара, направив уведомление об удержании штрафа сообщением в личный кабинет продавца на сайте маркетплейса. Продавец обратился в суд с иском о возврате суммы штрафа как неосновательного обогащения. Суд был выигран продавцом, т.к.
в публичной оферте маркетплейса, размещенной на сайте, отсутствовало условие о том, что продавец может быть оштрафован за указание в описании товара неправильных габаритов упаковки товара (формулировку «указание продавцом недостоверной информации о товаре» как одного из оснований для применения штрафа суд посчитал недостаточной, а применение штрафа к продавцу – злоупотреблением правом со стороны маркетплейса в соответствии со ст.10 Гражданского кодекса РФ).
уведомление о штрафе было направлено сообщением в личный кабинет продавца на сайте маркетплейса. Условие о том, что маркетплейс вправе направлять уведомления о штрафах таким способом, отсутствует в публичной оферте маркетплейса. И, несмотря на то, что продавец принимая публичную оферту, соглашается с тем, что направление сообщений в личный кабинет продавца и/или push-уведомлений по номеру, указанному продавцом при регистрации, считаются легитимным и достаточным способом направления юридически значимых уведомлений, суд посчитал такой способ уведомления продавца о штрафе злоупотреблением правом со стороны маркетплейса в соответствии со ст.10 Гражданского кодекса РФ.
Риски
-потенциально возможные претензии и иски к маркетплейсу от потребителей в связи с размещением недостоверной информации о товаре, соответственно, потенциально возможные расходы на выплату штрафов по Закону о защите прав потребителей, судебные расходы
-репутационные риски от участия в судебных разбирательствах с продавцом и потребителями
Варианты решения
-разместить на сайте маркетплейса политику/положение/регламент о штрафных санкциях к продавцам, в котором должны быть максимально подробно изложены основания, порядок применения штрафных санкций, установлены размеры, сроки и порядок удержания/выплаты штрафных санкций. При регистрации на сайте маркетплейса продавец должен «принять» условия политики/положения/регламента о штрафных санкциях тем же способом, которым принимается публичная оферта маркетплейса.
-уведомления о применении/начислении штрафов и неустоек продавцам следует направлять сообщениями по электронной почте, указанной продавцом при регистрации (к такому способу направления уведомлений судебная практика относится «более лояльно», чем к направлению сообщений в личный кабинет на сайте или направлению push-уведомлений, которые являются еще относительно новыми способами обмена информацией для российской правоприменительной практики).
https://businessandlaw.ucoz.net/index/dlja_marketplejsov_e_commerce/0-34
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: