Эринии, мифические божества, охотницы за преступниками

Эринии в греческой мифологии были мифическими хтоническими божествами, охотившимися на тех, кто совершил преступления против естественного и нравственного порядка вещей.
Они также известны как Эвмениды, давшие название третьей трагедии трилогии Эсхила "Орестея". В этой трагедии они преследуют Ореста, сына Агамемнона и Клитемнестры, за убийство его матери. Согласно Гесиоду (см. Теогония, ст. 178-185), фурии родились из крови Урана, чтобы отомстить ему за кастрацию его собственным сыном Кроносом, согласно Эсхилу, они были дочерьми Ночи, а согласно Софоклу - дочерьми Земли и Тьмы; существуют и другие мнения.
Их число не точно, заложник не знает их количества, Эсхил вводит целый хор эриний, напротив, Еврипид в одной из своих драм упоминает трех, имена которых даны более поздними писателями, например Вергилием, который также выделяет трех:
- Алекто (антропоморфизм ярости и гнева),
- Мегаира (антропоморфизм ненависти и зависти)
- Тисифона (антропоморфизм убийства из мести).
Головы эриний обвивали змеи, что напоминало образ медузы Горго, и вообще весь их облик был жутким и отталкивающим. Обычно их изображают с блестящим черным взглядом, источающим разрушительный огонь, а также с пернатым черным подбрюшьем.
Они обитали в подземном мире Аида, откуда брали на себя исполнение приговоров, вынесенных судьями Аида и Суда людям, даже за пределами своей гробницы, за что их называли божествами "Эпикурой Суда". В руках они обычно несли зажженные факелы, чтобы разогнать мотыльков, которые благоприятствовали или покрывали совершенные преступления, а также плеть как оружие против преступников. На талии они носили пояс, придававший им вид Менад, поэтому их также называли "Вакхами Аида". Одно из самых известных преследований эриний - преследование матрицида Ореста, который, приехав в Афины, был судим как убийца афинским Верховным судом, где его защитником был бог Аполлон, а богиня Афина председательствовала над судьями.
При равенстве голосов Афина отдала свой голос за оправдание героя. Затем сообщается, что фурии разгневались на Афину и город и, чтобы умиротворить их, афиняне основали "Святилище эвменид" рядом с Арионским судом, а царь должен был рассматривать дела об убийствах. Но в древних Афинах было и другое святилище для фурий, расположенное в "Иппионе Колонусе", куда пришел слепой Эдип, чтобы найти желанную смерть. Также в демосе "Пля" находился среди прочих алтарей и тот, что в честь "Целомудренных богов".
Примечания:
Вышеупомянутый суд над Орестом был делом драмы "Эвмениды", которая вместе с "Агамемноном" и "Хофорами" составляла знаменитую трилогию Эсхила под названием "Орестея". Разумеется, по случаю этого дела великий трагик возвеличил тогдашний Верховный суд, охарактеризовав его в своих выражениях как: "Неприкосновенный заработок", "бдительный" (vigilant), "пузырь страны", "скромный" и др. то, что принято и по сей день для того, чтобы судебные решения в отношении обвиняемых были благоприятными (Евмениды). В Македонии существовали аналогичные божества, называвшиеся Арантидами.
Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь