Усмирение гнева. Не оправдывайте свой гнев
Лечение гнева
Не оправдывайте свой гнев
1. Никогда не оправдывайте свой гнев, какими бы неблагоприятными ни были обстоятельства;
никогда не говорите легкомысленных и виноватых слов, которые являются непростительным оправданием:
"Мой гнев быстро проходит". Возможно, он и проходит быстро, но что он оставляет после себя? Очень трудно - а зачастую и невозможно - восстановить то, что мы разрушили своим гневом. После бури и града, конечно, снова выходит солнце, но за ним остаются разрушенные участки.
Александр Македонский некоторое время гневался, но в гневе убил своего избранного друга и полководца Клита. И прошло три дня, в течение которых он оплакивал его, но тщетно, ибо вред остался непоправимым.
2. Мы должны понимать, что наш гнев, пусть и кратковременный, - это не признак храбрости и силы, а признак слабости, пассивности и наглости.
Мужественность и героизм, благородство души и высокая нравственность - это кротость, ласковость и несокрушимость. "Кто язычник, тот долготерпелив к сильным, а кто гневлив, тот язычник в захваченном городе" (Пр. iv. 32).
Человек, который не гневается, сильнее сильного и могущественного; а тот, кто сдерживает свой гнев и обладает самообладанием, превосходит блудницу, которая завоевывает города и укрепленные крепости.
3. Мы должны понять и признать, что гнев не является нормальной реакцией души на сложные обстоятельства и правильное решение различных жизненных проблем.
С помощью гнева мы не выигрываем, а проигрываем, не строим, а разрушаем. Гневом мы усложняем свою жизнь и делаем ее более проблематичной. И к существующему злу мы добавляем еще большее зло. Жизненные трудности, в которых никто никогда не будет испытывать недостатка, если их правильно и благочестиво преодолевать, требуют от каждого из нас большого терпения и достойного мирного подхода.
"Смирился я, и спаси меня"
1. Полное излечение от страсти гнева только тогда будет успешным и душа освободится от ее тяжелых оков, если зло будет поражено в самом корне, который заключается в нашем собственном эгоизме.
Стих псалмопевца "Смирился я, и спаси меня" (Пс. 114:6) прекрасно применим и здесь. Как дерево, когда ему подрезают корни, автоматически увядает, так и гнев увядает, когда ему подрезают корни. Характерный факт и правило - смиренные никогда не гневаются. Так и в нашей душе, когда многоголовое эго умерло и мы обрели истинное смирение, мы никогда не станем гневаться и гневаться, но везде и всегда будем сохранять кротость и мир, бесстрастие и неподвижность. только так мы сможем приблизиться к увещеванию Господа: "Научитесь от Меня, что Я кроток и смирен сердцем".
2. Давайте прислушаемся к мудрости и опыту патристиков и в этом вопросе:
-Блажен тот, братия мои, говорит авва Дорофей, кто имеет смирение. Ибо смирение - великая добродетель. И как удачно этот святой охарактеризовал того, кто имеет истинное смирение, сказав: "Смирение заставляет человека не гневаться и никого не гневить". И это кажется странным. Ведь смирение противостоит только херувимам, и только этим оно как бы защищает человека. Но человек гневается и из-за денег, и из-за еды. Как же тогда говорится, что смирение заставляет человека не гневаться и не раздражать никого? Смирение - великая добродетель, как мы уже говорили, и оно имеет силу привлекать в душу благодать Божию... Ну, а когда приходит сама благодать Божия, она покрывает душу от этих двух других тяжелых страстей... Действительно, если человек быстро не покрывается смирением, он постепенно впадает в бесовское состояние, огорчая себя и других... Как только появляется свет, тьма отступает. Точно так же, как только смирение "благоухает", вся горечь и гнев исчезают".
3. Святитель Григорий выражает эту истину в философском ключе:
"Смиренный человек терпит поражение" (ЕПЕ, 9, 329). То есть он терпит других, не вступает с ними в конфликт, умеет отступать. Но это эвфемистически называется поражением, тогда как это великая и благословенная победа.
Другие отцы высказываются в том же философско-эпиграмматическом ключе:
- "В мыслях смиренных мы спим во гневе" (Златоуст).
- "За смирением следует доброта... неподвижность гнева... и терпение искушений" (Исаак Сирский).
-Антоний Великий говорит об искушениях в более общем виде, к которым он относит и страсть гнева: "Я видел все ловушки нечестивых, разбросанные по земле, и, стоная, говорил: Кто может пройти мимо их? И голос ответил мне: Смирение".
4. И поскольку это реальность, поэтому святой Василий советует: "Прогресс души - это прогресс в смирении... Познание благочестия означает познание смирения и кротости.
Смирение - это подражание Христу, а гордость, наглость и дерзость (и гнев) - подражание дьяволу. Будьте подражателями Христа, а не антихриста...".
"Кротость (которая есть тень смирения) удерживает гнев неподвижным", - говорит преподобный Максим Исповедник. То есть она держит гнев в руках и направляет его в творческое русло.
5. Но тема унижения, о которой мы говорили как об эффективном средстве от гнева, напрямую связана с состоянием покаяния. Грешный человек без покаяния не может приблизиться к унижению. Покаяние и унижение идут вместе и почти тождественны. Вспомним классическую фразу покаянного псалма: "Духа сокрушенного, сердца сокрушенного и смиренного Бог не разрушит" (Пс. 19).
То есть, когда человек кается, все пороки, страсти и гнев исцеляются.
6. "Кто же, ежедневно скорбящий, будет продолжать жить в гневе и не станет кротким?" - спрашивает святой Симеон Новый Богослов. И дает ответ. "Ибо как пламя огня гасится водой, так и гнев души гасится скорбью и слезами покаяния, и до такой степени, что если кто слишком много времени проводит в этом состоянии, то гнев души переходит и становится неподвижным" (EPE 19D, 443).
7. Поэтому осознание своей греховности, то есть покаяние, является мощной уздой против гнева и ярости. Когда я глубоко чувствую и признаю, что я грешен, виновен и виноват во многом, когда "я сделал беззаконие мое, и грех мой предо мною вовек" (Пс. n. 5), то, конечно, это сокрушение и сознание, являющееся проявлением смирения, удержит меня от гнева, поможет мне сочувственно и снисходительно относиться к недостаткам и ошибкам, упущениям и оплошностям других, и я не буду гневаться.
"Кающийся, - говорит святитель Златоуст, - не должен гневаться, не должен сердиться и гневаться, но должен внутренне сокрушаться, так как он виновен, не имеет паритета, осужден, может спастись только по благодати, оказался неблагодарным к своему благодетелю, неблагодарным и недостойным и заслуживает многих наказаний.
Если он думает об этом, то не возмущается, а скорбит, плачет, стонет и стенает день и ночь. Тот, кто кается, никогда не должен забывать о своем грехе, но должен умолять Бога забыть его, но сам он никогда не должен забывать его" (EPE 25, 316).
И святой отец вспоминает пример мытаря, который не рассердился на неподобающее поведение фарисея именно потому, что находился в состоянии покаяния. И о той грешнице, которая не обиделась и не рассердилась на презрение фарисея к симонии именно потому, что была лишена своих грехов.
8. Все это побуждает святого Иоанна Лествичника к следующему правилу: "Для кающихся нет ничего более неподобающего, чем возбуждение гнева. Ибо для покаяния и раскаяния нужно много смирения, тогда как гнев показывает человека, исполненного
гордости".
Из книги "Гнев", архим. Гавриил Ч.
Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь.