Взыскание в судебном порядке оплаты выполненных работ по изготовлению кильблоков для морского судна
Взыскание в судебном порядке оплаты выполненных работ по изготовлению кильблоков для морского судна, возмещения дополнительных расходов изготовителя и взыскание договорной неустойки
Между клиентом - обществом с ограниченной ответственностью В - и акционерным обществом R по результатам тендера 20.11.2022 г. заключён договор (далее - договор) на проектирование, изготовление восьми кильблоков (конструкция, используемая для крепления грузов на судне при водной транспортировке), оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг и услуг по таможенному сопровождению.
Согласно п.1.2 договора общество с ограниченной ответственностью В обязуется организовать проектирование конструкций 8 кильблоков не позднее 30 календарных дней с момента подписания договора и предоставления акционерным обществом R необходимого для проектирования комплекта документов, организовать изготовление 8 кильблоков по разработанным проектам не позднее 30 календарных дней с момента утверждения проектов кильблоков.
Общая стоимость работ и услуг по договору - 18 761 910 руб. без учёта НДС.
В соответствии с п. 1.1. договора акционерное общество R обязано уведомить общество с ограниченной ответственностью В о выборе судна для транспортировки груза и заключении договора фрахта судна.
В соответствии с п. 4.2.1 договора акционерное общество R обязано предоставить обществу с ограниченной ответственностью В техническую документацию на судно-перевозчик и информацию о технических характеристиках судна, необходимые для проектирования кильблоков, разработки проектов размещения и крепления кильблоков, схем крепления удерживающих строп, в том числе, информацию о массогабаритных характеристиках судна, центре тяжести судна (координаты в Stsbility booklet в порожнем состоянии), объеме остаточных жидкостей (запас топлива, масла в момент подъема груза) и др. Возможность и сроки выполнения работ по проектированию и изготовлению кильблоков зависят от сроков предоставления акционерным обществом R технических документов на судно-перевозчик и транспортируемый груз, т. к. проекты кильблоков разрабатываются с учётом индивидуальных характеристик судна, на котором они будут размещены, и особенностей груза, для крепления которого они будут использоваться.
26.11.2022 г. акционерное общество R предоставило обществу с ограниченной ответственностью В документы на груз и обещало информировать до 11.12.2022 г. о выбранном судне-перевозчике (подтверждается электронной перепиской с адресов, указанных в договоре в качестве способов официальной коммуникации сторон).
09.12.2022 г. акционерное общество R предварительно акцептовало выбор судна-перевозчика (подтверждается электронной перепиской). 11.12.2022 г. общество с ограниченной ответственностью В запросило у акционерного общества R техническую документацию на выбранное судно и информацию о технических характеристиках судна (подтверждается электронной перепиской и почтовыми отправлениями). Документы и информация акционерным обществом R не были предоставлены. Т. к. в соответствии с условиями договора транспортировка груза должна была осуществляться по маршруту Таллин-Владивосток, обществом с ограниченной ответственностью В было принято решение о проектировании кильблоков с универсальными характеристиками для района плавания R2-RSN (в который входит маршрут Таллин-Владивосток) с применением повышенного коэффициента металлоемкости для обеспечения дополнительной безопасности крепления грузов.
25.12.2022 г. общество с ограниченной ответственностью B предоставило акционерному обществу R для утверждения финальные чертежи кильблоков, схем строповки на бумажном носителе и в электронном виде в формате PDF, которые были приняты акционерным обществом R без замечаний (подтверждается электронной перепиской с адресов, указанных в договоре в качестве способов официальной коммуникации сторон). 30.01.2023 г. кильблоки были изготовлены и помещены на склад временного хранения в Санкт-Петербурге, акты выполненных работ, фото результатов работ направлены акционерному обществу R (подтверждается электронной перепиской).
02.02.2023 г. обществу с ограниченной ответственностью B стало известно, что акционерное общество R отказалось от первоначально выбранного судна-перевозчика, другое судно для морской перевозки по маршруту Таллин-Владивосток акционерным обществом R не было выбрано, грузы направлены из порта Усть-Луга в порт Владивостока (подтверждается электронной перепиской между обществом с ограниченной ответственностью B и транспортным агентом Х акционерного общества R). 27.02.2023 г. общество с ограниченной ответственностью B получило от акционерного общества R уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора.
В соответствии с п. 2.2. договора в случае расторжения договора заказчиком в одностороннем порядке стоимость услуг должна быть уменьшена на стоимость работ/услуг, не выполненных/не оказанных исполнителем, о чем стороны должны заключить соглашение к договору. Общество с ограниченной ответственностью В направило акционерному обществу R предложение заключить соглашение к договору о стоимости работ, выполненных до расторжения договора заказчиком, и направило проект соглашения (подтверждается электронной перепиской с адресов, указанных в договоре в качестве способов официальной коммуникации сторон). Ответ от акционерного общества R не был получен.
В соответствии с п. 5.5 договора в случае расторжения договора в одностороннем порядке по инициативе заказчика при надлежащем выполнении исполнителем договорных обязательств заказчик обязан оплатить работы, выполненные исполнителем до момента расторжения договора, и возместить документально подтвержденные расходы, понесённые исполнителем в связи с исполнением договора, в размере, не превышающем стоимость работ по договору.
Общая стоимость работ по договору - 18 761 910 руб. без учёта НДС. Стоимость работ, выполненных обществом с ограниченной ответственностью В до одностороннего отказа акционерного общества R от исполнения договора, - 8 140 450 руб. (в том числе, стоимость проектирования кильблоков 822 489 руб., стоимость разработки схем строповки 2 148 418 руб., стоимость изготовления кильблоков 5 169 543 руб.). Обществом с ограниченной ответственностью В понесены дополнительные расходы на закупку 82 тонн стали в размере 7 961 528 руб. (подтверждено УПД) и хранение кильблоков на складе временного хранения в Санкт-Петербурге в размере 29 780 руб.
03.03.2023 г. обществом с ограниченной ответственностью В акционерному обществу R были выставлены счета на общую сумму 16 131 758 руб., направлены письма-требования об оплате выполненных работ и возмещении расходов с приложением УПД, актов выполненных работ, актов сверки расчётов.
Акционерное общество R отказалось от приёмки выполненных работ и сверки взаиморасчётов (подтверждается электронной перепиской с адресов, указанных в договоре в качестве способов официальной коммуникации сторон).
15.03.2023 г. обществом с ограниченной ответственностью В акционерному обществу R была направлена досудебная претензия с требованием оплаты выполненных работ, возмещения дополнительных расходов на общую сумму 16 131 758 руб. и требованием вывоза кильблоков со склада временного хранения в Санкт-Петербурге.
23.03.2023 г. общество с ограниченной ответственностью В получило от акционерного общества R письменный отказ в удовлетворении досудебной претензии (подтверждается ответом акционерного общества R на претензию от 21.03.2023 г.).
Для получения оплаты выполненных обществом с ограниченной ответственностью В работ по договору и возмещения дополнительных расходов в судебном порядке мы обратились в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу R о взыскании стоимости работ, выполненных обществом с ограниченной ответственностью В до отказа акционерного общества R от исполнения договора, и дополнительных расходов на общую сумму 16 131 758 руб., взыскании договорной неустойки за нарушение срока оплаты выполненных работ в размере 3 029 521 руб. и обязании вывезти кильблоки со склада временного хранения в Санкт-Петербурге.
Отзыв на исковое заявление акционерного общества R был основан на следующих доводах:
1. Общество с ограниченной ответственностью В должно было предоставить проекты кильблоков и схемы крепления удерживающих строп - не позднее 20.12.2022 г. В нарушение условий договора проекты и схемы предоставлены обществом с ограниченной ответственностью В 25.12.2022 г. Кильблоки должны были быть изготовлены не позднее 20.01.2023 г., т. к. в соответствии с п. 1.2 договора срок изготовления кильблоков - не более 30 календарных дней с момента утверждения проекта, но были изготовлены 30.01.2023 г.
2. В соответствии с п.1.1. договора транспортировка грузов должна была осуществляться судном типа "Heavy Lift", оборудованным кранами для грузовых операций. Проект кильблоков, предоставленный обществом с ограниченной ответственностью В, разработан для судна типа R2-RSN, не оборудованного кранами для грузовых операций. Соответственно, проект кильблоков не мог быть использован при изготовлении кильблоков для судна типа "Heavy Lift". В связи с тем, что результат работ (проекты кильблоков, схемы крепления, кильблоки) не соответствовал требованиям договора, без доработки не мог быть использован для перевозки выбранным типом судна, а также тем, что акционерное общество R утратило интерес к результату работ в связи с нарушением сроков выполнения работ, акционерное общество R в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора.
3. Стоимость работ, выполненных обществом с ограниченной ответственностью В до момента отказа акционерного общества R от исполнения договора, и размер расходов завышены и составляют, по расчётам акционерного общества R, суммарно 9 825 139 руб.
Обосновывая исковые требования, мы апеллировали к следующим доводам.
1. Довод акционерного общества R о том, что причиной одностороннего отказа от исполнения договора стала утрата интереса к результату работ в связи с нарушением срока выполнения работ обществом с ограниченной ответственностью В, является необоснованным, т. к. в нарушение п.1.1 договора акционерное общество R не предоставило обществу с ограниченной ответственностью В техническую документацию на судно-перевозчик, необходимую для проектирования кильблоков, что является существенным нарушением акционерным обществом R договорных обязательств, т.к. влечёт невозможность выполнения обществом с ограниченной ответственностью В работ в установленные договором сроки.
В судебных заседаниях доказательства передачи обществу с ограниченной ответственностью В технической документации на судно-перевозчик акционерным обществом R не были представлены (акционерное общество R смогло подтвердить только предоставление общей информации о судне-перевозчике, содержащейся в документации о закупке).
В соответствии с ч. 1 ст. 719 Гражданского кодекса РФ подрядчик вправе приостановить работу, когда нарушение заказчиком договорных обязательств препятствует исполнению договора подрядчиком.
Подрядчик не считается нарушившим срок выполнения договорных обязательств, пока обязательства не могут быть исполнены вследствие нарушения срока выполнения договорных обязательств заказчиком (ч. 3 ст. 405, ч.1 ст. 406 Гражданского кодекса РФ). Учитывая вышеизложенное, нельзя считать, что обществом с ограниченной ответственностью В был нарушен срок выполнения работ.
2. Довод акционерного общества R о том, что кильблоки разработаны для судна типа R2-RSN, в то время как в соответствии с условиями договора должны были быть разработаны для судна типа "Heavy Lift", является необоснованным, т. к. R2-RSN – это знак, добавляемый к основному символу класса судна и обозначающий ограничения по району плавания в соответствии с Российским Морским Регистром Судоходства. Общество с ограниченной ответственностью В в переписке неоднократно поясняло акционерному обществу R, что проектирование кильблоков было выполнено для транспортировки по району плавания R2-RSN, в который входит маршрут Таллин - Владивосток.
Также по просьбе акционерного общества R обществом с ограниченной ответственностью В было повторно выполнено проектирование кильблоков для судна "UHL FOCUS", предварительно выбранного акционерным обществом R в качестве перевозчика (подтверждается проектной документацией и перепиской). Для подтверждения позиции нами было получено заключение независимой экспертной организации, которым установлено, что проекты кильблоков, расчёты прочности кильблоков и грузоподъемной оснастки, проекты схем строповки, изготовленные кильблоки соответствуют всем характеристикам судов типа "Heavy Lift", прочность кильблоков по ряду параметров значительно превышает коэффициенты, установленные для этого типа судов в районе плавания R2-RSN. В качестве дополнительного аргумента, нами была предоставлена электронная переписка общества с ограниченной ответственностью В и судовладельца судна "UHL FOCUS", подтверждающая, что судовладелец ознакомлен с проектами и расчетами и считает, что "конструкция килевых блоков в соответствии с расчетом достаточно прочна".
На основании вышеизложенного нами сделан вывод о том, что договор расторгнут акционерным обществом R в одностороннем порядке при отсутствии нарушений обществом с ограниченной ответственностью В договорных обязательств.
3. Довод акционерного общества R о том, что стоимость услуг, оказанных обществом с ограниченной ответственностью В до момента отказа акционерного общества R от исполнения договора, завышена, не соответствует действительности, т. к. взыскиваемая стоимость услуг соответствует стоимости, установленной тендерной документацией и договором.
Касаемо размера расходов: общество с ограниченной ответственностью В неоднократно уведомляло акционерное общество R об увеличении рыночной стоимости стали в период с ноября 2022 г. по март 2023 г. (подтверждается электронной перепиской, коммерческими предложениями от изготовителей кильблоков). В связи с тем, что акционерным обществом R не была предоставлена техническая документация на судно-перевозчик, при проектировании металлоемкость кильблоков была увеличена на 78 тонн (в 2,5 раза) для обеспечения дополнительной безопасности крепления грузов. В соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса РФ при существенном возрастании стоимости материалов, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения стоимости работ.
Т. к. договор между обществом с ограниченной ответственностью В и акционерным обществом R является смешанным, содержащим признаки договора транспортной экспедиции и договора подряда, и регулируется, соответственно, нормами законодательства о договорах подряда и договорах транспортной экспедиции, формируя позицию, мы ссылались на нормы законодательства о соответствующих договорах.
Согласно ст. 717 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в том числе, документально подтверждённые расходы. Согласно ст. 806 Гражданского кодекса РФ при одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, в том числе, документально подтверждённые расходы. В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона N 87 "О транспортно-экспедиционной деятельности" в случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, в том числе, документально подтверждённые расходы.
Согласно ч. 1 ст. 718 Гражданского кодекса РФ при неисполнении заказчиком обязанности оказывать подрядчику содействие в выполнении работы подрядчик вправе требовать увеличения цены работы. В соответствии с п. 5.5 договора в случае расторжения договора в одностороннем порядке по инициативе заказчика при надлежащем выполнении исполнителем договорных обязательств заказчик обязан возместить документально подтвержденные расходы исполнителя, понесённые им в связи с исполнением договора, в размере, не превышающем стоимость услуг по договору. Следовательно, требования общества с ограниченной ответственностью В в этой части обоснованны и соответствуют положениям законодательства и условиям договора. Т. к. акционерным обществом R не представлено доказательств оплаты выполненных работ и возмещения расходов, нами сделан вывод об одностороннем отказе от исполнения денежных обязательств, что противоречит ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ.
4. Требование общества с ограниченной ответственностью В об обязании акционерного общества R вывезти кильблоки со склада временного хранения обосновано п.1 ст. 308.3, п.1 ст. 396 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать в судебном порядке исполнения обязательства в натуре. Мы просили суд при решении вопроса о допустимости понуждения должника исполнить обязательство в натуре обратить внимание на суть обязательства, а именно на то, что надлежащая защита нарушенного права общества с ограниченной ответственностью В возможна только путем понуждения акционерного общества R к исполнению обязательства в натуре и не будет обеспечена взысканием с акционерного общества R убытков за неисполнение обязательства.
Арбитражный суд г. Москвы подтвердил правомерность требований общества с ограниченной ответственностью В и удовлетворил иск в полном объёме.
https://businessandlaw.ucoz.net/blog/vzyskanie_v_sudebnom_porjadke_oplaty_vypolnennykh_rabot_po_izgotovleniju_kilblokov_dlja_morskogo_sudna_dopolnitelnykh_raskhodov_i_neustojki/2023-12-12-19
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: