Одержимость евреев кровью. Продолжение
Обвинения в ритуальном убийстве?
Это подводит нас к, возможно, самому спорному вопросу о крови евреев: Понятию еврейского ритуального убийства, также известному как"кровавая клевета". То, что евреи ритуально убивали животных, было общеизвестно, но идея о том, что они могли убивать и людей, была особенно тревожным утверждением, датируемым более чем двумя тысячелетиями. Первое упоминание такого рода относится к 300 г. до н. э., когда философ Теофраст написал, что евреи "теперь приносят в жертву живых людей... как других живых существ (то есть животных и неевреев), так и самих себя". Позже, в 168 г. до н. э., Селевкидский царь Эпифан разграбил иудейский храм в Иерусалиме, но нашел там пленного грека, которого держали для жертвоприношения. Около 100 г. н. э. Дамокрит писал, что евреи "ловили чужеземца и приносили его в жертву" раз в семь лет. А в "Римской истории" Кассия Дио (115 г. н. э.) объясняется, что евреи "ели плоть своих жертв, делали пояса из их внутренностей и помазывали себя их кровью" - это уже должно звучать знакомо. Евреи также "носили (человеческие) шкуры для одежды, а многих распиливали пополам от головы вниз" - нормальное явление, полагаю, для культа крови.
К 300-м годам нашей эры видные христиане открыто осуждали иудейскую привязанность к крови и жертвоприношениям. Иоанн Златоуст в 387 году писал: "Не содрогаетесь ли вы при мысли о том, что окажетесь в одном месте с одержимыми (то есть евреями), в которых так много нечистых духов, которые были воспитаны среди резни и кровопролития"? По мере того как Средневековье опускалось на Европу, евреи все чаще селились на христианской территории, приобретая репутацию людей, эксплуатирующих и обижающих своих хозяев. Как и в Римской империи, многие евреи были вовлечены в торговлю белыми рабами, что особенно возмущало многих христиан.
Но именно ритуальные убийства - убийства христиан, особенно молодых людей, - вызвали возмущение. Первый такой случай произошел в 1144 году в Норвиче (Англия), где местными евреями был предположительно убит мальчик Уильям. Бенедиктинский монах Томас Монмутский позже утверждал, что евреи коллективно решили ритуально убивать по одному ребенку в год в качестве своеобразного подношения Богу в обмен на их возвращение в Святую землю. Примечательно, что в случае с Уильямом не было обвинений в том, что использовалась кровь мальчика.
Все изменилось в 1235 году, когда три десятка евреев были обвинены в ритуальном убийстве пяти мальчиков в Фульде, Германия. Местные жители утверждали, что евреи добыли и съели их кровь. В итоге 34 еврея были казнены за это преступление, и "ритуальное убийство" стало общеизвестным. За этим последовал аналогичный случай с молодой девушкой в Пфорцхайме (Германия) в 1267 году, а также с молодым Рудольфом из Берна (Швейцария) в 1294 году, который был обезглавлен и из него выкачали кровь. Подобные преступления периодически повторялись в течение многих лет, в среднем раз в десятилетие, и достигли кульминации в особенно печально известном случае с Симоном Трентским (ныне Тренто, Италия) в 1475 году. В таких случаях христианская кровь якобы требовалась для еврейских мистических ритуалов, для изготовления еврейских лекарств и для приготовления сакраментальной пищи, такой как маца.
Обвинения в ритуальных убийствах продолжали звучать на протяжении следующих четырех столетий, активизировавшись в конце 1800-х годов. Биале объясняет, что только за 30 лет между 1880 и 1910 годами было выдвинуто около сотни таких обвинений. Похоже, что ритуальные убийства действительно поразили простых людей.
Евреи, конечно, всегда отрицали подобные преступления, по крайней мере, поначалу; многие из них позже "признавались" под пытками. Их главным аргументом было то, что евреям запрещено есть кровь. И они могли цитировать Писание, чтобы оправдать свою защиту. В Бытие 9:4 мы читаем, что Бог дал Ною и его семье все живое в пищу, за исключением того, что "не ешьте плоти с жизнью ее, то есть крови ее". Затем, в пресловутом Левите, Бог говорит Моисею: "Не ешьте крови ни птицы, ни зверя ни в одном из жилищ ваших. Всякий, кто будет есть кровь, будет отторгнут от народа своего". ("Отрезан" обычно считается эвфемизмом для "убит"). Это также встречается в Лев 19:26: "Не ешьте никакой плоти, содержащей кровь". Но самое категоричное утверждение содержится в Лев 17:10, где Бог говорит следующее:
Если кто из дома Израилева или из пришельцев, живущих среди них, будет есть кровь, то Я обращу лице Мое против того, кто ест кровь, и изглажу его из среды народа его. Ибо жизнь плоти в крови, и Я дал ее вам на жертвенник для искупления душ ваших, потому что кровью искупается жизнь. Поэтому Я сказал сынам Израилевым: Никто из вас не должен есть крови, и пришелец, живущий среди вас, не должен есть крови... Ибо жизнь всякой твари - кровь ее; поэтому Я сказал сынам Израилевым: Не ешьте крови никакой твари, потому что жизнь всякой твари - кровь ее; кто будет есть ее, тот будет извержен".
Этот же запрет вкратце повторяется позже, во Второзаконии ("Только берегитесь есть кровь, ибо кровь есть жизнь, и не ешьте жизни с плотью"; 12:23).
Пока все хорошо, за исключением одной небольшой проблемы: все это не относится к человеческой крови. Отрывки из Бытия и Второзакония явно касаются плоти животных. В книге Левит весь контекст вращается вокруг жертвенных животных, обычно птиц, овец или крупного рогатого скота. Кровь, как мы видели, использовалась в ритуальных целях, но было бы естественно, если бы кто-то - возможно, священники или их семьи - съел жертвенное животное; если бы труп не был сожжен, он бы просто пропал. Но кровь была запрещена, ее можно было использовать только в сакраментальных, пусть и странных, целях.
Этот основополагающий момент, похоже, ускользнул от всех тех, кто и сегодня пытается защитить евреев от "антисемитского кляузы" о ритуальном убийстве. Однако нашлось несколько проницательных (и смелых) интеллектуалов, которые поняли этот вопрос и высказались по нему. Одним из них был немецкий исследователь религии и иврита Эрих Бишофф (1867-1937). Книга Бишоффа "Книга Шульхан Арух", вышедшая в 1929 году, стала первой и до сих пор единственной научной критикой основного еврейского текста, известного как Шульхан Арух, который представляет собой сокращенную версию гораздо более объемного Талмуда. Рассматривая одну из частей Шульхана - "Орах Хаим" - мы встречаем следующий бесстрастный отрывок:
Если человек ест что-то, что он макает в одну из следующих жидкостей в качестве приправы, а именно: яджин (вино), дебаш (мед), шемен (масло), хелеб