![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/28/60x60/a636d4bb19020241d123112e19d525e3.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/28/60x60/a636d4bb19020241d123112e19d525e3.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/С.png)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Г.png)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/С.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/17/60x60/57681ec796c404b2d755815d6217c992.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202112/09/60x60/4383a84cb14a9fcd949e5ccfebb5da01.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202311/22/60x60/2fc1a723bd24168a2f6eddcb42999f3c.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Ч.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202006/05/60x60/5760b57198ed647f4e79ca20fcbafd56.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202006/05/60x60/5760b57198ed647f4e79ca20fcbafd56.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202311/22/60x60/2fc1a723bd24168a2f6eddcb42999f3c.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202202/11/60x60/123f2b33fdd7c0cb089c8792bd2a0f45.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202112/02/60x60/f9badb11f6bd16831224c992d4117fbc.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202112/09/60x60/b8a744153724c87e0bbe56a68b461a1f.jpg)
Одна из самых известных и популярных служб нашей Церкви - Освящение воды.
В Православной Церкви это последование представлено в двух видах - Великое и Малое освящение - и относится к категории таинственных обрядов.
Таинственными обрядами называются те, через которые невидимо подается Божественная благодать посредством разумных манипуляций и знаков, но они не установлены Господом и не являются необходимыми для спасения, как Таинства.
Различные благочестивые заблуждения, которые существуют в связи со Святым Причастием в целом и особенно с Великим Причастием, известны всем. По этой причине, чтобы устранить недоразумения, считается целесообразным подробно изложить то, что является истиной в этом отношении.
Различие между Великим и Малым Святым Причастием
Великое освящение - это служба, которая совершается в церкви дважды в год (5 и 6 января) в память о Крещении Христа в реке Иордан. Малое Причастие - это то, что обычно совершается в храмах 1-го числа каждого месяца и по разным другим поводам (закладка домов, открытие магазинов, общественные работы, начало учебного года и т. д.). Таким образом, становится ясно, что ошибочно считается, что причастие накануне Богоявления - это малое причастие, а причастие в Женский день - большое причастие. В эти два дня совершается служба Великого освящения. Совершение Великого освящения накануне великого праздника - обычай, который получил распространение в новейшее время для удобства верующих. Любое различие между освящающей благодатью Навечерия Святого Причащения и Богоявления ошибочно, если не недопустимо.
Хранение святой воды в домашних условиях
Святая вода может храниться дома для нужд верующих; об этом прямо говорится в тексте службы: "Чтобы все пьющие и употребляющие святую воду имели ее для врачевания страстей, для освящения домов, для всех благ усердных", а также в словах святителя Златоуста, который пишет: "В этот праздник все берут святую воду в свои дома и хранят ее круглый год". Необходимым условием хранения освященной воды дома является, конечно же, благочестивое и бережное отношение к ней.
Святая вода и пост
Бытует мнение, что пост 5 января установлен в связи с предстоящим на следующий день Великим освящением. Однако такая версия не подтверждается преданием нашей Церкви, а происходит от непонимания другой древней практики. С раннехристианских времен великому деспотическому празднику Богоявления предшествовал подготовительный пост, связанный с групповым крещением катехуменов, которое происходило в этот день. Тогда постились не только крещаемые и креститель, но и вся Церковь. Оправдание поста в канун из-за принятия Святого Причастия не оправдывается современной практикой, в которой Великое Причастие также совершается в канун. Люди принимают Великое повечерие накануне (4 января), не постясь, но и не нарушают пост накануне Богоявления (5 января) после его принятия.
Тем не менее, пост сочельника, хотя и не связан, как уже говорилось, с принятием Святого Причастия, в любом случае должен соблюдаться как подготовка к последующему Великому празднику Богоявления, и особенно к Святому Причастию. Так же обстоит дело и со всеми Великими праздниками церковного года.
Для причащения Святых Христовых Таин требуется совершенное воздержание от пищи и питья с обеда или полуночи предыдущего дня до причастия. Исключение составляет внеочередное причащение в случаях болезни, опасности и т. д. Однако и в этом случае необходим духовный пост, как его определяет апостол Павел (2 Кор. 7:1).
Великое освящение и Причастие.
Причастие
Святая вода хранится в церкви в течение всего года в специальной бутылке. Это делается для удобства верующих и для удовлетворения их нужд. В частности, Великое Причастие обычно дается как благословение верующим, которые находятся под укором духовника и не допускаются к причастию. Однако это действие, если его неправильно понимать, порождает крайние недоразумения... Подобное же недоразумение кроется в представлении, что Божественная литургия Вечери Господней - это не то же самое, что Святое Причастие. Причащаться на Богоявление не обязательно, поскольку оно заменяется принятием Святого Причастия. Великое Святое Причастие никоим образом не может заменить причащение Тела и Крови Господних. Оно не считается ни заменой, ни равным и равноценным.
Разница между освящающей благодатью Великого и Малого Причастия?
Один из вопросов, который волнует верующих, - это разница в благодати, которую дают два вида Святого Причастия. В любом случае, для православного Предания и богословия этот вопрос считается педантичным. В сознании Церкви и Великое, и Малое Причастие - это вода, освященная Святым Духом и предлагаемая верующим "на всякую пользу". Разница заключается не в подаваемой благодати, а в использовании освященной воды, которое раскрывается в текстах служб освящения. В Малом Причастии акцент делается на исцелении телесных и душевных болезней, избавлении от страстей и недугов, в то время как в Большом Причастии к этим просьбам добавляются другие, схожие и разнообразные. Если принять во внимание тот факт, что в раннехристианские времена освящение Богоявленской воды было освящением воды Святого Крещения, в которой крещаемые крестились после того, как брали часть ее у верующих для благословения, то можно получить ответ на вопрос, почему одна называется "великой", а другая "малой".
Сегодня природа освящается "водами...".
Менее распространенное, но тем не менее серьезное заблуждение связано с распространенным представлением о том, что в день Богоявления освящаются все воды. В основе этого вопроса лежит неправильное понимание смысла поэтических выражений "Сегодня природа освящается водами... и т.д.". Однако ни в коем случае нельзя утверждать, что все воды автоматически освящаются в этот день и что они обладают силой и благодатью Великого освящения. Более того, если бы это было так, то празднование святой воды было бы бессмысленным.
Приведенное выше и подобные ему выражения относятся к природе воды как материального элемента, который был освящен Крещением Христа. Кроме того, понятие "Симеон" относится к релятивизации времени в богослужении и встречается в гимнологии многих других Великих праздников. Члены Церкви относятся к Божественным событиям как к происходящим "в настоящем" и не связанным человеческим временем, поскольку их спасительная благодать "пребывает во веки веков".
Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь.