Почему мы погружаемся в воду, на Богоявление
Богоявление завершает двенадцать дней Рождества и несет весть о надежде через проявление трех лиц Святой Троицы. Сегодня православные празднуют крещение Иисуса Христа в реке Иордан святым Иоанном Крестителем.
Богоявление отмечается 6 января и является третьим и последним праздником из Двенадцати дней. Его название связано с явлением трех лиц Святой Троицы, которое произошло согласно трем соответствующим евангельским отрывкам. Праздник Богоявления также называют Богоявлением и Светом (или Праздником Светов).
Почему мы погружаемся в воду на Крещение
Наряду с явлением Святой Троицы отмечается поклонение воде, которая повсеместно считается святой. В основном молодые люди окунаются в воду, не боясь холода, потому что считают, что это большое благословение - поймать крест, а во многих частях страны священник выпускает голубя в память о явлении Святого Духа "в виде" голубя и затем посещает дома, чтобы освятить их.
Воспоминание о крещении Иисуса
Согласно евангельским отрывкам, в начале 30-го года от рождения Иисуса, Иоанн (Предтеча), сын Захарии и Елисаветы, избранный тогда креститель, который был на 6 месяцев старше Христа и, живя в пустыне, занимаясь крещением и проповедуя крещение покаяния, удивительным образом крестил Иисуса в реке Иордан. И во время крещения Дух Святой сошел с неба в виде голубя на Иисуса, и в то же время раздался голос с неба, говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Эта фраза упоминается в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки и отсутствует в Евангелии от Иоанна.
И это единственный случай явления на земле святой, сосуществующей и нераздельной Троицы в полной "тайне" Божества. Феофании называются так потому, что на земле раздается голос Бога. Поэтому их так и называли - Бог+Фанея. Бог явился на землю, Бог+явился. Когда был установлен праздник в честь события крещения Иисуса, доподлинно неизвестно. Но, судя по всему, он появился очень рано в раннехристианской церкви. Климент Александрийский упоминает, что некоторые еретики, гностики о Василиде, в начале II века праздновали день Крещения Господня "преднощно" и что у одних это празднование приходилось на 6 января, а у других - на 10 января.
В III веке праздник, по-видимому, был распространен во всей христианской церкви. Так, если Гизелер признает, что роялисты первыми установили праздник богоявления, то Неандер ставит вопрос: Как церковь приняла его от еретиков?
Иоанн Златоуст признает и описывает этот праздник как древний, вероятно, в Антиохии Великой, и что гностики - василитиане приняли его оттуда... А согласно Апостольским постановлениям (8:38), праздник Епифаний "был ради проявления в нем божественности Христа".
В конце третьего века к этому празднику добавилось еще одно значение, его стали отмечать и как день "явления во плоти" Господа. Так было и в Александрии по свидетельству Кассиана, и на Кипре по свидетельству Епифания. Таким образом, празднование Рождества, вероятно, восходит к этому времени.
В IV веке праздник Богоявления с пышностью отмечается во всей Восточной Церкви как праздник просвещения человечества через Святое Крещение, отсюда и название "Свет", праздник "света" (Григорий Назианзский, 39; Астерий Амас, речь о "праздниках Календ").
На Западе Феофания встречается в середине IV века, но с этого времени в Римской церкви появляется другой праздник, посвященный Рождеству Иисуса во плоти 25 декабря. Когда эта дата Рождества утвердилась во всем христианском мире, празднование Праздника света 6 января было отделено в середине VI века.