✍ История Ленинского броневика
Начать историю о броневике Ленина можно начать со следующих событий: Как общеизвестно, прибытие Ленина в Петроград 3 (16) апреля 1917 года было отмечено официальной встречей с политическими эмигрантами, сопровождавшейся важным выступлением лидера большевиков прямо с бронированного транспорта. Впрочем, свидетельства о событии появились позже, в процессе формирования официальной ленинианы, и они, к сожалению, не обладали значительными подробностями. Таким образом, то, что "всем известно", стало скорее метаморфозой нашей исторической памяти, чем фактом, зафиксированным в 1917 году.
Из воспоминаний Надежды Крупской:«Когда Ильич вышел на перрон, к нему подошел капитан и вытянувшись что-то отрапортовал. Ильич, смутившись немного от неожиданности, взял под козырёк. На перроне стоял почётный караул, мимо которого провели Ильича и всю нашу эмигрантскую братию, потом нас посадили в автомобили, а Ильича поставили на броневик и повезли к дому Кшесинской. „Да здравствует социалистическая мировая революция!“ — бросал Ильич в окружавшую многотысячную толпу».
В период революционного хаоса никто не обращал внимание на судьбу броневика. В 1924 году, после ухода Ленина из жизни, был организован конкурс на создание памятника Ильичу, который предполагалось разместить перед Финляндским вокзалом в Петербурге - на месте, где произошел небольшой импровизированный митинг с использованием броневика в качестве трибуны. Участникам конкурса в качестве образца для создания памятника был предложен бронеавтомобиль «Остин» третьей серии. Однако в то время поиск исторического броневика не был организован.
