Тибет, Гималаи и самолёты.

Над Тибетом летать гражданским воздушным судам не запрещено, а как бы не разрешается. Прямого запрета от властей Китайской Народной Республики как такового нет. Чтобы лететь над Тибетом нужно разрешение от властей КНР, которое получить не просто и нужно предоставить кучу всего. Исключение: внутренние рейсы, выполняемые китайскими авиакомпаниями, до города Лхаса и нкоторых городов Автономного района Тибет по заранее одобренному воздушному коридору.
В качестве причины бытует байка о том, что из-за географических особенностей этой местности летать над ней небезопасно. Местная горная цепь является самой высокой в мире, а средняя высота вершин колеблется от 5,5 до 6 км. Пассажирские авиалайнеры и грузовые самолёты летают на высотах от 9 до 12 км. Тут же появляется байка о том, что воздух над Гималаями сильно разрежен. Разрежение воздуха там большое, что там и только там бывают резкие перепады атмосферного давления и внезапные воздушные потоки. Самолёт, оказавшийся в такой зоне, начал бы испытывать постоянную турбулентность. Явление не очень страшное, и военные самолеты здесь летают, но обычным пассажирам столь острые ощущения едва ли придутся по вкусу.
Кроме того, в случае внештатной ситуации на судне, например, угрозе разгерметизации, пилоты снижают высоту полета до 3 км. Именно на такой высоте можно дышать без кислородной маски. В случае с Гималаями такой манёвр окажется невыполнимым.
Только вот над соседними провинциями Цинхай, Сычуань и Чэнду воздушные суда летают и делают это весьма неплохо. Там тоже высокие горы. Наверное, там кислород другой и действуют законы физики. На самом же деле истинная причина запрета полётов воздушных судов совсем иная.
Проблемный Тибет.
Что такое Тибет? Это горный массив скажет любой из нас. Только это отчасти, правда. Тибет - это ещё Автономный район Тибет в составе КНР. Этот регион очень проблемный, не потому, что там высокие горы и мало кислорода или погода портится быстро. Проблемен Тибет тем, что там часто вспыхивают волнения и беспорядки со стороны местного населения. Дело в том, что тибетский народ весьма самобытен, у него своя культура, там главенствует буддизм, в то время как Компартия Китая стремится всех подвести под определённые стандарты с того момента как только возникла Китайская Народная Республика и власть в материковом Китае взяли коммунисты, в Тибете тут же выразили несогласие с их политикой и идеологией. Официальный Пекин ответил китаизацией Тибета и репрессиями.
В период с момента распада Империи Цин в 1912 году до утверждения в Тибете власти Китайской Народной Республики в 1951 году Тибет имел вид частично признанного государства с теократическим строем во главе с Далай-ламой.
После ввода войск в начале XVIII века маньчжурская Империя Цин установила контроль над Тибетом, при этом Тибету был сделан ряд исключений. В XIX веке власть империи над Тибетом стала слабеть с ослаблением самой империи, но Тибет по-прежнему оставался зависимым от неё. 12 февраля 1912 года регент Луньюй подписала Акт отречения от престола от имени Пу И. Как только монарх Китая был отрешён от трона, была провозглашена Китайская республика. 23 января 1913 года Далай-лама XIII издал Декларацию независимости Тибета.
Духовный лидер взял курс на модернизацию страны и создание боеспособной армии. Только вот к концу 1920-х годов ему пришлось свернуть свои реформы под натиском духовенства. Благодаря проводимым реформам армии территория, контролируемая Лхасой, к 1932 году достигла реки Ялунцзян. В этот период Тибет поддерживал дипломатические отношения с такими странами, как Великобритания, Монголия, Китай, Непал, Сикким (ныне штат Индии) и Бутан. Государственности Тибета было положено начало.17 декабря 1933 года умер Далай-лама XIII и регентом стал молодой настоятель монастыря Радэн Джампэл Еше. При нём власть в Тибете стала слабеть.
Во время Второй мировой войны тибетские власти придерживались политики нейтралитета, а территория Тибета почти не была вовлечена в боевые действия. В послевоенные годы ситуация в Тибете была крайне нестабильной. В 1946 году на территории Китая началась гражданская война между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая. КПК победила, и Гоминьдан бежал на остров Тайвань. После провозглашения Китайской Народной Республики между китайской и тибетской армиями были многократные боестолкновения, по окончании которых было подписано "Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о мероприятиях по мирному освобождению Тибета", и 9 сентября 1951 года части Народно-освободительной армии Китая (НОАК) вошли в столицу Тибета Лхасу. Вошедшие в город части регулярной китайской армии, для разгона манифестантов, по заявлениям некоторых СМИ, применяли огнестрельное оружие (китайская сторона этот факт упорно отрицает). 16 марта насилие перекинулось на соседние с Тибетом тибетские территории, включенные в китайские провинции. Например, в Сычуани тибетцы разгромили полицейский участок. Ответ Пекина и НОАК не заставил себя долго ждать.
По итогу кампании Тибет был полностью занят частями и соединениями НОАК и позднее влит в состав КНР в качестве возвращённой территории страны. В 1959 году появилось Движение за независимость Тибета. До сих пор в Тибете вспыхивают волнения, которые силой подавляются китайскими военными. По мнению сторонников тибетского правительства в изгнании, причиной всех этих протестов является репрессивная политика КПК в Тибете и массовое недовольство тибетского народа китаизацией их несостоявшейся теперь уже экс-страны. В свою очередь в Пекине обвиняют Далай-ламу, который скрывается в Индии, в подстрекательстве к беспорядкам с целью раскола Китая и сепаратизме.
Конфликт не разрешён до сих пор. Власти КНР запретили летать над Тибетом, опасаясь, что с самолётов могут скинуть груз с оружием, медикаментами, агитматериалами, литературой, инструкциями для повстанцев. Вот такая перестраховка, хотя это возможно лишь теоретически.
Боестолкновения в Гималаях.
Гражданские самолёты облетают не только АР Тибет, но и стараются облетать Гималаи в целом. Не потому, что там горы и проблемы с кислородом. Дело в неоднократных боестолкновениях между армиями Индии и КНР. Время от времени в Гималаях происходят стычки от рукопашных схваток с применением холодного оружия до реактивной артиллерии и ударной авиации. Чаще всего ведутся перестрелки с применением автоматического стрелкового оружия вроде пулемётов и автоматических винтовок. Фактически Гималаи – это одна большая зона боёв, где нечего делать не только туристам, но и гражданским воздушным судам. Последним вообще запрещено летать над зонами боёв на международном уровне самой ICAO.
Между Нью Дели и Пекином обострились отношения из-за неопределённости линий границ и амбиций первого главы коммунистического Китая, несмотря на соглашения 1996 года. Дело не в гипотетических полезных ископаемых и войне за территории из-за огромной населённости обеих стран. Истинная причина – сугубо политическая. В 60-х годах прошлого века председатель КНР Мао Цзэдун начал политику по расширению границ КНР до тех, что были при империи Цин.
Мао приказал военным выдвинуться в Гималаи и взять под контроль транспортные артерии. Одной из причин обострения отношений между странами был факт обнаружения Индийскими пограничниками построенной китайскими военными дороги через Аксай-Чин, сооружённой, по-видимому, ради улучшения доступа в Тибет, где, как известно, бывали беспорядки. В 1960 новая власть КНР предложила уступить властям Индии восточный спорный участок в обмен на свободу рук в пределах западного. Но в Нью-Дели отказались от пекинских предложений. По другой версии, реальной причиной китайского вторжения было предоставление властями Индии политического убежища, бежавшему из Тибета четырнадцатому Далай-ламе. В Пекине якобы знали координаты места, где находится Далай-лама.
Ситуацию осложняла неурегулированность вопроса о проведении границы между Британской Индией и Тибетом. Линия Мак-Магона была создана на основании соглашения между Великобританией и Тибетом, как часть Симлской конвенции, подписанной в 1914 году. Индия в 1947 году получила независимость, а Тибет как государство прекратил существование. Линия Мак-Магона подвергается сомнению всеми сторонами, хотя и является фактической границей Индии и КНР.
Из-за нежелания властей КНР провести границы по линии Мак-Макагона и успокоиться возникают пограничные конфликты. Самые известные из них это боестолкновения в районах штата Химачал Прадеш, штата Аруначал Прадеш, штата Сикким. Боестолкновения доходят до применения ствольной и реактивной артиллерии, ударной авиации, хотя обе стороны упорно отрицают, что вообще стреляют из чего-либо. В основном идут локальные скоротечные перестрелки с применением автоматического стрелкового оружия. Фактическая граница между странами постоянно меняется.
В заключение.
Именно политические причины являются доминирующими в вопросе запрета полётов гражданских воздушных судов над Тибетом и Гималаями. В Федеративной Демократической Республике Непал летают воздушные суда, в основном пассажирские самолёты в горной местности. Да, среди непальских авиакомпаний высока дола авиакатастроф, и то это не по причинне гор, а по причине наплевательского отношения к авиационной безопасности как самих авиакомпаний, так и властей республики. Большинство непальких авиакомпаний в чёрных списках ICAO как раз из-за невыполнения требований по части авиабезопасности. Горы тут фактически не при чём. Современные воздушные суда спокойно могут перелететь эти горные цепи на больших высотах.
Собственно опасность в Гималаях представляют китайские солдаты, которыми эта горная цепь буквально наводнена. Сильные ветра, сверхнизкие температуры и лавины – это сущий пустяк в сравнении с тем, что можно отхватить от китайских солдат. Ну, а все эти сказки про турбулентность, недостаток кислорода, про горы - это не более чем сказки для детей детсадовского возраста. Верить этим россказням про кислород и горы не стоит точно.