Медиация: техники активного слушания. Техника резюме

Эта техника является важным инструментом активного слушания и позволяет медиатору структурировать и подвести итоги обсуждения, а также подчеркнуть ключевые моменты разговора.
Одной из основных функций резюме является помощь участникам переговоров в организации информации, выделении важных аспектов и осознании итогов обсуждения. Это позволяет избежать затерявшихся в деталях и уточнить основные моменты разговора.
Важной особенностью использования техники резюме является ее конструктивное направление. Медиатор должен создавать возможности для продолжения переговорного процесса, а не закрывать их. При этом в резюме не следует повторять фразы, носящие угрожающий или обидный характер, а также выражения, указывающие на тупики в отношениях.
Где она используется
Техника резюме используется на различных этапах медиативных переговоров, но наиболее часто применяется на этапе презентации сторон, дискуссии по выбору тем для обсуждения и разработке вариантов соглашения. Эти этапы требуют особого внимания к тонкостям применения техники резюме.
Важно подчеркнуть, что использование данной техники в медиации предполагает активное поисковое отношение ко всем участникам переговоров и сосредоточенность на поиске конструктивных решений, избегая фраз и высказываний, препятствующих этому поиску.
Итак, техника резюме играет важную роль в медиативных переговорах, помогая участникам структурировать информацию, выявлять ключевые моменты и направляя процесс поиска конструктивных решений. Это важный инструмент для медиатора, который помогает обеспечить эффективный и продуктивный ход переговоров.
В резюме необходимо обращать внимание на эмоциональные состояния и переживания говорившего:
а) ясно отражая их, используя технику "Отражение чувств", о которой будет рассказано ниже;
б) выделяя в резюме фрагменты, которые оказались наиболее эмоционально значимыми для говорившего.
Приведем пример из практики обучения медиаторов, демонстрирующий неправильное понимание медиатором эмоциональных подчеркиваний сообщения и, соответственно, неправильную структуру резюме.
Пример
Сторона: Утром я не услышала будильник и, осознав это, в ужасе взорвалась... я оделась наспех, даже не позавтракала. Попросила бабушку выгулять собаку, что для меня необычно, обычно я сама гуляю с ней. Маршрутка подошла вовремя, и мы двинулись без пробок. Я смогла прибыть без опозданий, оказалась даже не последней, тогда как троих знакомых пришлось подождать у метро...Медиатор: Вы перемещались утром суетливо, предприняли необычное действие, попросив бабушку погулять с собакой... обычно это ваша обязанность, а здесь вы обратились за помощью... в маршрутке вы двигались без помех, в отличие от ваших ожиданий. После прибытия, вам пришлось подождать троих, что стало для вас еще одним стрессом.
В приведенном примере главным эмоциональным акцентом для говорящего был страх опоздания и облегчение от того, что удалось избежать этой ситуации. Тем не менее, медиатор услышал и подчеркнул тему "неожиданности", которая не звучала в рассказе стороны.