Машинист на гребне "новой волны".
31 января столетие выдающегося советского режиссера и сценариста - Тенгиза Евгеньевича Абуладзе. С подросткового возраста он был душой любой компании, прекрасным рассказчиком, и при этом наблюдательным и серьезным. Желал взрослую жизнь связать с искусством. Но отец, узнав о таком выборе сына, добился, чтобы Тенгизом была получена профессия, могущая прокормить, ибо с давних лет, актеры, журналисты или художники считались странствующими бездельниками, без собственного угла. В крупных городах Закавказья, конечно, слышали о кино, но оно, по-прежнему, считалось некой экзотикой. Закончив техникум и получив диплом машиниста, Абуладзе стал ждать призыва на фронт. Но вмешался случай. Сдав за компанию экзамены, на режиссерский факультет Тбилисского государственного театрального института, начал постигать непростое ремесло дипломированного пропагандиста. Там его педагогом был, ставший впоследствии легендой театрального Ленинграда, Георгий Товстоногов. В конце 40-х получил направление в Москву, где оттачивал мастерство у Сергея Юткевича, что был создателем фильмов о Ленине и Свердлове. А после окончания ВГИКа стал штатным режиссером студии "Грузия-фильм".
У нас удивительная страна, немало наследовавшая от СССР, в котором, даже столпы, возглавлявшие профессиональные союзы деятелей искусств, испытывали пиетет перед западными коллегами. Киношники на "ура" принимали фильмы итальянских неореалистов: Антониони, Висконти, де Сика, Пазолини, братьев Тавиани, Феллини. Или представителей французской "новой волны": Вадима, Варда, Гарреля, Годара, Деми, Кольпи, Маля, Ромера, Трюффо. Многим из которых, дали в Стране Советов "зеленый свет" за левые взгляды. Но при этом, соотечественникам-подражателям ставили различные препоны: не давали запуститься, отвергая сценарии и кромсая бюджет, что не позволял приглашать хорошую съемочную группу и мастеровитых актеров, могущих именем улучшить прокат. Нечто подобное, испытал и Абуладзе, не скрывавший, что ему импонирует "новая волна", когда решил от документалистики перейти к игровому кино. И если первый, короткометражный "Лурджа Магданы " был встречен, вполне доброжелательно, хотя автору указали, что несмотря на притчевость картины, хэппи-энд должен превалировать. Многим завистникам не понравилось, что фильм, не только отобран на Каннский фестиваль, но и получил там награду. Впоследствии, оказалось, что молодой режиссер может из любого сценария сотворить маленький шедевр, как случилось с лентой "Чужие дети". Но любителям отечественного кино имя Абуладзе стало известно после выхода "Я, бабушка, Илико и Илларион" в 1962 году. Тенгиз Евгеньевич всегда работал неторопливо, будто осознавая, что кинополотно должно быть совершенно. Так в 1966 году он приступит к началу своеобразной трилогии, которая его прославит: "Мольба", только через 10 лет последует "Древо желания", а "Покаяние", снятый в 1984 и положенный "на полку", зрители увидят лишь спустя 3 года. В 1971 появится еще одна притча - "Ожерелье для моей любимой". В последние годы жизни Абуладзе стал лауреатом многочисленных наград за вклад в киноискусство. Но фильмов больше не снимал, осознавая отсутствие желания и сил, возможно осознавая, что эпоха авторских картин уходит безвозвратно. Умер Тенгиз Евгеньевич, почти незаметно, в новой Грузии, в год своего 70 летия.