Хлебников Павел Михайлович
Хлебников П.М. Подписчиков: 611
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 620.6к

Победа над откатами -чистая экономия

6 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,22 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Везде, где есть крупный бизнес и большие деньги, найдутся те, кто захочет отломить себе кусочек. В погоне за выгодой и заработком, некоторые бизнесмены не чураются любых способов. Крупный бизнес, осуществляя закупки для своих нужд, давно перешел на конкурсные процедуры отбора исполнителей. Ну и самый простой способ подвинуть конкурентов, это договориться за «откат».

Понятие «откат» законодательно не определено и трактуется в большинстве случаев в зависимости от ситуации, в которой неким должностным лицом получены материальные ценности за то, что коммерческая структура получила выгоду. С точки зрения уголовного законодательства, это близко к понятию - взятка. Но субъект взятки это всегда должностное лицо государственного органа.

В коммерческих организациях, подобное явление то же присутствует и квалифицируется по ст.204 УК РФ – «Коммерческий подкуп». Борьба со взятками вызывает много сложностей у правоприменителей в силу специфической природы доказывания и выявления. Что же касается коммерческих подкупов, то дела обстоят еще сложнее. Зачастую компании не хотят выносить сор из избы и максимум что грозит нарушителю, это увольнение и некие «черные списки». Но это не значит, что с таким явлением нельзя бороться. Положительные примеры есть, да и способы борьбы вполне понятны и реализуемы.

Разберем живой пример одной из строительных компаний. Опытом поделился В., генеральный директор компании «А-П», который столкнулся со сложностями закупок строительных материалов.

На рынке стройматериалов всегда была жесткая конкуренция. Поставщикам важно найти и удержать клиентов любой ценой, тем более таких крупных, как эта компания. Что и у кого покупать, часто решает конкретный сотрудник отдела снабжения. Если удастся с ним договориться, дав откат, то поставщик гарантированно получит клиента. Причем заработать получится больше, чем в обычном случае, ведь «своему» снабженцу можно продать стройматериалы по завышенным ценам и более низкого качества, выдав за те, которые определены сменой документацией и спецификацией. Плюс скрытые работы зачастую не выполнялись, или выполнялись не должным образом. В общем, сплошные плюсы…

Варианты получения откатов очень разнообразны и ограничиваются только фантазией «дающей и получающей стороны». Откаты дают не обязательно деньгами. Известны случаи, когда дарили Айпады, айфоны или подарочную карту. Снабженцам, которые давно работают, не надо каждый раз договариваться о взятке с контрагентом. У них имеются свои проверенные поставщики, работа с которыми давно отлажена. Например, сотруднику платят ежемесячно фиксированную сумму — фактически вторую зарплату. Такие «оклады» стартуют от нескольких тысяч рублей, или может просто выплачивать процент от сделки, как правило — от 5 до 20%. Например, один из специалистов во всех регионах заказывал у одного и того же поставщика расходные материалы — шлифовальные круги, электроды, сверла. Подобными товарами торгуют многие крупные сети. Но снабженец уверял, что именно его поставщик предлагает самые низкие цены. Но на деле оказалось, что это не так и можно было покупать дешевле. Обнаружить закупки по завышенным ценам хоть и тяжело, но все же можно, а вот доказать сговор весьма непросто, особенно у частных компаний с ограниченными «оперативными» возможностями. После выявления, снабженец начинает говорить, что у него мало опыта в закупках именно этого товара. Поставщики, в свою очередь, уверяют, что случайно выставили завышенную цену. Все извиняются — и делают вид, что произошла ошибка, происходит корректировка и поставка начинается по конкурентным ценам. Признаваться в сговоре никому не выгодно: снабженца могут уволить, а поставщик потеряет гарантированного клиента. А еще за это возможна и положена уголовная ответственность по ст. 204 УК РФ: можно получить большой штраф или даже сесть в тюрьму. Поэтому сотрудники обычно говорят что-то вроде «у этой фирмы лучше качество», «поставщик повысил стоимость за срочность и мне не сказал». Самая популярная отговорка: «Я не знаю, почему он потом дал скидку». Снабженцы понимают, что доказать ничего нельзя — за руку никого не поймаешь. Поэтому проще признаться в собственной глупости, чем в жадности. Единственное, что остается руководителю, — выявлять случаи завышения цен и бороться с ними.

Первое что рекомендуется сделать, это сформировать честную и адекватную службу экономической безопасности. На их проверку можно выборочно представлять первичную бухгалтерию. Они анализируют цены, которые предложил контрагент, звонили ему под видом клиента и спрашивал, за сколько можно купить такой же товар. Но оказалось, что такой способ не эффективен. Поставщики часто выставляли счета на еще большие суммы: либо пытались заработать на новом клиенте, либо думали, что звонит новичок-снабженец, которому можно предложить максимальную цену. Так же специалист по безопасности искал других поставщиков с более низкими ценами. Такая проверка тоже часто не срабатывала. На рынке стройматериалов много перекупщиков — компаний, которые закупают товары напрямую у производителей, а потом продают дороже. Безопасник не снабженец, он не знает, как отличить прямого поставщика от такого посредника. Если просто вбить в поисковике «купить кабель», с большой вероятностью наверху окажутся именно перекупщики. Цены у них выше, чем у производителей, даже с учетом откатов снабженцам.

Второй не менее действенный способ — отдать счет на проверку другому снабженцу и попросить его найти такие же материалы, но дешевле. Главное, чтобы этот человек не был никак связан с вашими сотрудниками, в идеале из другой компании или компании, специализирующейся на аудите, или подборе поставщиков. Коллеги могут просто прикрывать друг друга. В нашем примере, директор просто обращался к своему знакомому — тоже директору строительной фирмы. Счета проверял его отдел снабжения. В большинстве случаев проверка показывала, что мои подчиненные завысили цены.

Третий способ. Проводить открытую закупку материалов — это значит выкладывать на сайте компании цены поставщиков и искать таким образом контрагентов с более низкими ценами. Такой способ подходит не всегда. Иногда, по условиям договоров с заказчиками, стороны не имеем права разглашать стоимость материалов, которые используем в строительстве. Такой способ подходит крупным организациям, которые используют закупаемые материалы для себя, а не выступают как подрядчики.

Четвертый способ. Проверять поточно все счета без исключения. Это трудозатратно как по времени, так и по комплектации персоналом, и как следствие, не всегда возможно. Несколько сотрудников за неделю более 20-30 счетов не отработают. А раздувать штат службы безопасности не оправданно дорого.

Пятый способ. Назовем его дисциплинарный. Показательно наказывать снабженцев при малейшем подозрении. Это самый легкий путь, но он не решает проблему системно. Ведь так руководитель борется не с причиной коррупции, а со следствием. Можно неоднократно депримировать сотрудников, завышающих цены, даже показательно увольнять, когда стало известно о каком-то сговоре. Как показывает практика, санкции и запугивания работают один-два месяца, после этого все начинается снова и новыми схемами, которые требуют дополнительных ресурсов на выявление.

Шестой способ. Он наиболее рекомендуем для всех и особенно, небольшим компаниям, ограниченным в ресурсах. Это сформированная на предприятии своя «база поставщиков и цен». Компания, которая успешно отработала один контракт, будет стремиться заключить с вами и последующие. Такие поставщики уже проверены, вы знаете их способности и возможности. Такие компании, как правило, нацелены на долгосрочное сотрудничество и чаще идут на уступке в цене, времени поставки, качестве материалов. С ними проще обсуждать все текущие производственные моменты.

Седьмой способ – системный. Внедрить на предприятии специальное программное обеспечение. На рынке существуют как уже готовые продукты, так можно и заказать под себя отдельно «софт» в подходящей IT компании. Такое программное обеспечение должно внедряться централизованно для всех этапов закупки – от начала, обоснования необходимости ее проведения, да самого конца – фактического исполнения обязательств обеими сторонами (расчеты, подписание актов приемок и т.п.). Рекомендуется сделать ограниченный доступ к это базе (программе) определенным лицам. Это сохранит конфиденциальность информации и устранит заинтересованность в конечном результате сотрудников. В большинстве случаев, будет подходить схема: один сотрудник – одна закупка. То есть, отдельный менеджер получает доступ (пароль) на одну закупку. Это не всегда правильно и оправданно, но эффективно. Плюс, руководство компании в режиме он-лайн, видит, что происходит с той, или иной закупкой, на каком она этапе.

Ну и последний способ, который подходит абсолютно всем, это тщательный подбор персонала. На работу принимаются люди с лучшими рекомендациями и не замеченные не в чем подозрительном. Должен присутствовать некий конкурс на замещение должностей, с тщательным изучением службой безопасности рекомендаций и отзывов с предыдущих мест работы. Это не всегда согласуется с действующим трудовым законодательством и в некоторой степени ограничивает доступ соискателей к вакансии, но грамотная юридическая служба знает способы минимизировать эти риски.

Как вывод... Чтобы искоренить откаты в снабжении, надо сделать так, чтобы его сотрудники не могли влиять на выбор поставщика, утаивать более выгодные коммерческие предложения и предлагать «свои» фирмы. Система как минимум должна состоять из трех элементов:

-база поставщиков, которая позволяет сразу отсекать контрагентов, у которых завышенные цены;

-специалист (служба) по контролю цен, которая следит за тем, чтобы снабженцы ориентировались на поиск поставщиков, стоимость материалов у которых не выше, чем указано в базе;

-система наказания и мотивации, которая дает возможность зарабатывать сотрудникам отдела снабжения, не устраивая сговоров с поставщиками, а наоборот, выбивая у них скидки.

Понравилась публикация?
11 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Хлебников Павел Михайлович

Фанаты ФК «Зенит»

Фанаты «Зенита» — это одна из самых преданных и активных групп поддержки в российском футболе. Вот несколько интересных фактов о фанатах «Зенита»: 1. Традиции: Фанаты «Зенита» имеют богатую историю,...

Был бы мир лучше без конкуренции?

Что было бы, если бы мы вдруг решили отказаться от конкуренции? Представьте себе утро, когда вы просыпаетесь и понимаете, что больше никто ни с кем не соревнуется. Никаких гонок за первым местом,...