Справедливая война и теория справедливой войны

В принципе, теория справедливой войны основана на общей идее, что война может быть оправдана и должна пониматься и/или оцениваться в рамках фиксированных этических критериев.
Одной из наиболее спорных тем, связанных с концепцией войны, является идея справедливой войны - войны, основанной на принципах справедливости и ведущейся во имя человечности, например, в целях самообороны или защиты меньшинств и т. д.
То, что война - это явление, является неотъемлемым аспектом политики и внешней политики. Это признавали даже древние авторы, такие как классические греческие писатели, представленные в основном Фукидидом и его знаменитой "Историей Пелопоннесской войны".
В древности первые христиане были пацифистами и, по сути, практиковали воздержание от политики в целом. В то время власти всемогущей Римской империи, обращенной в христианство в IV веке н. э., фактически были вынуждены примирять пацифистскую философию Иисуса Христа с требованиями повседневной реальной политики, войны и власти на земле от Британии до Египта.
Христианский философ и теолог святой Августин (354-430) в работе De civitate dei утверждал, что ежедневное принятие политических реалий неизбежно для всех христиан, живущих в падшем мире римской империи. Эту тему развил другой христианский (римско - католический) философ и теолог святой Томас Аквинский (ок. 1225-1274), который провел различие между справедливой и несправедливой войной с помощью двух групп критериев:
1) Jus ad bellum - справедливость причины; и
2) Jus in bello - справедливость поведения.
По определению, Jus ad bellum - это справедливое ведение войны. Оно должно основываться на определенных принципах, которые ограничивают законное применение силы. Jus in bello - это справедливое ведение войны. Оно должно быть основано на определенных принципах, которые определяют, как следует вести войну.
Эти два элемента теории справедливой войны - справедливая причина и справедливое поведение - и сегодня доминируют в спорах о концепции войны. В XX веке понятие справедливой причины сузилось до вопроса самообороны от агрессии и помощи жертвам агрессии. В основном, теоретическая доктрина справедливости сосредоточена на дискриминации между комбатантами (солдатами) и некомбатантами (гражданскими лицами) и соразмерности между понесенной несправедливостью и уровнем возмездия. Однако тотальная война, какой были обе мировые войны, по сути, до предела напрягла доктрину справедливой войны.
В период холодной войны ядерное сдерживание придало дискуссии дополнительное измерение, поскольку сформировались две противоположные группы мыслителей:
Наибольшее число политологов и военных экспертов по концепции справедливой войны осудили ядерную войну как несправедливую по нескольким основаниям: Дискриминация, пропорциональность и отсутствие перспектив успешного исхода.
Однако некоторые христианские мыслители считали фактор сдерживания: Угроза применения ядерного оружия является морально приемлемой. Некоторые представители римско - католического духовенства, например епископы США, проводят различие между:
1) простым обладанием ядерным оружием, представляющим собой так называемый экзистенциальный сдерживающий фактор (это приемлемо); и
2) реальным намерением применить это оружие (это неприемлемо).
В принципе, теория справедливой войны основана на общей идее, что война может быть оправдана и должна пониматься и/или оцениваться в рамках фиксированных этических критериев. Другими словами, справедливая война - это война, в которой и конечная цель, и поведение соответствуют определенным этическим стандартам, а значит, могут (якобы) рассматриваться как морально оправданные. Что касается такого определения справедливой войны, то оно, по сути, колеблется между двумя теоретическими крайностями:
1) реализмом, который понимает войну через призму Realpolitik - стремления к власти или собственным интересам.
2) пацифизм, который отрицает существование любой войны и насилия, которые могут быть морально оправданы.
Теория справедливой войны, по сути, является скорее предметом этических и/или философских размышлений и исследований, нежели фиксированной политической доктриной. Исторически философские истоки теории справедливой войны восходят к римскому философу Цицерону. Однако впервые она была систематически разработана такими философами и теологами, как Святой Августин, Святой Фома Аквинский, Франциско де Витория (1492-1546) и Гуго Гроций (1583-1645).
В теории справедливой войны, касающейся идеи jus ad bellum, существует шесть основных принципов, которые должны соблюдаться в отношении справедливого ведения войны:
1. Last resort (Последнее средство). Это означает, что все стороны должны попытаться исчерпать все ненасильственные варианты (например, дипломатию), прежде чем одна из них решит вступить в войну, чтобы применение силы было оправданным. Этот принцип, по сути, является принципом необходимости.
2. Just cause (Справедливая причина). Согласно этому принципу, целью войны должно быть исправление причиненного вреда. Поэтому данный принцип обычно ассоциируется с принципом самообороны как ответа на военное нападение (агрессию). Исторически он понимается как классическое оправдание войны.
3. Legitimate authority (Легитимная власть). Под этим принципом понимается, что законную войну может вести только легитимно сформированное правительство (государственная власть) суверенного государства, а не частное лицо или группа (например, политическое движение). Это означает, что война в принципе может вестись только между суверенными государствами, а все остальные "войны" переходят, по сути, в разряд военных конфликтов.
4. Right intention (Правильное намерение). Оно требует, чтобы любая война велась на основе морально приемлемых целей, а не мести или желания нанести вред. Тем не менее, эти морально приемлемые цели войны могут совпадать или не совпадать со справедливой причиной.
5. Reasonable prospect of success (Разумная перспектива успеха). соответственно, война не должна вестись, если дело, по сути, безнадежное, в котором жизнь тратится без цели или реальной пользы (например, фирическая победа).
6. Proportionality (Пропорциональность). этот последний принцип Jus ad bellum требует, чтобы война приносила больше добра, чем зла. Другими словами, любой ответ на агрессию должен быть взвешенным и пропорциональным. Например, массовое вторжение не является оправданным ответом на вторжение на границу. С этой точки зрения, например, война в Афганистане 2001 года была неоправданным ответом на теракт 11 сентября. Тем не менее, принцип пропорциональности понимается многими экспертами как макропропорциональность для того, чтобы отличать его от Jus in bello.
Однако в случае войны необходимо соблюдать три принципа, касающиеся Jus in bello или справедливого поведения на войне:
1. Дискриминация.
Соответственно, сила должна быть направлена только на военные цели на том самом основании, что гражданские лица (некомбатанты) невиновны. Однако ранения или смерть, причиненные гражданскому населению, допустимы и, следовательно, приемлемы только в том случае, если они являются случайными и неизбежными жертвами преднамеренных атак на законные цели. Это явление на войне обычно называют сопутствующим ущербом - непреднамеренным или случайным ранением или повреждением, причиненным в ходе военной операции. На практике, однако, этот термин используется как циничный эвфемизм для оправдания военных преступлений (например, этническая чистка может быть эвфемизмом для геноцида).
2. Этот принцип пересекается с принципом Jus ad bellum, согласно которому применяемая сила не должна быть больше той, которая необходима для достижения приемлемых военных целей, и не должна быть больше провоцирующей причины.
3. Гуманность.
Он требует, чтобы любая сила или пытки никогда не применялись против захваченных в плен вражеских военнослужащих (военнопленных), раненых или находящихся под контролем. Этот принцип является частью формализации так называемых законов войны.
Одним из пионеров международного права, разработавших условия справедливой войны, которые сохранили свое влияние до наших дней, был Франциск Суарес (1548-1617), иезуитский теолог и философ права, и в частности международного права, которого называют последним из великих схоластов.
Доктор Владислав Б. Сотирович
Бывший профессор университета
Научный сотрудник Центра геостратегических исследований
Белград, Сербия
По материалам зарубежной прессы.
Спасибо что дочитали статью, ставьте лайки и комментируйте! Подписывайтесь.