Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.
В один из дней, когда возила внучку на танцы, - ожидая ее в кафешке, стала свидетелем «воспитательной» сцены. Мама отчитывала дочку (лет 8-9) за неуспехи в школе. Девочка за что-то получила двойку и маме это не понравилось. Педагогическая гармошка очень быстро сжалась до оскорблений дочки, обвинения её в тупости и сравнении с её отцом, в которого дочь и пошла. Пошла, как её мама сказала, этой самой тупостью. После непродолжительных словесных изрыганий, мама рассказала девочке свой педагогический план по возвращению домой… Учить уроки до самой ночи, в надежде, как выразилась мать, что это сделает дочь менее бестолковой.
Можно, конечно, насовать ребёнку моральных люлей, обозвать, оскорбить, и т.д и т.п., но, зачем? Чтобы что? Выместить зло? Ребёнок не лучшее средство для этого. Зачем вообще ругать ребёнка за двойки? Ну, получила и получила, завтра будет 5, зачем делать трагедию? Не понимаю. Меня не парили за оценки в школе. С детей я тоже не требовала исключительно отличной учёбы, как это делают некоторые родители-маньяки, для которых оценка 4 - уже трагедия глобального масштаба... Наверное, в каждом классе такие имеются, когда мамашки мчатся в школу договариваться о немедленной пересдаче 4 на 5?
И ещё. КПД занятий ребёнка в стрессе и ребёнка в спокойном состоянии - небо и земля. Помним же высказывание: скажи человеку 100 раз, что он свинья, и на 101 раз - он захрюкает. Я таких мам не понимаю. Вероятно, отец девочки ей сильно насолил и женщина решила сделать из их совместного ребёнка эмоциональную грушу для разрядки. А девочка при этом страдает, терпя унижения от матери. Люди порой недооценивают значения слов, в особенности грубых, обидных. А зря. Ведь через 5-6 лет наступит переходный возраст и девочка натянет маме глаз на жопу за все издевательства и обиды. А мама потом будет делать удивленные глаза и вопрошать: что с дочкой такое? Как она изменилась, мать всю жизнь для неё работала, а она вот чем платит! А ведь все ростки «переходного возраста» закладываются именно в этом возрасте, когда ребёнок беззащитный и физически и морально. Как это можно не понимать? Я, например, детям мозги никогда не выносила ни по учёбе, ни по другим аспектам жизни. Да, я строгая, но не мозговой. У нас для этих целей папа имеется, он умеет всем нам цедить мозг через трубочку😆
Так вот, касательно слов… Несколько лет назад, читала про цветочный эксперимент.
В одной из школ то ли в Европе, то ли в ОАЭ, в холе поставили 2 цветка и в течении пары месяцев - один ругали, другой хвалили. Цель эксперимента - проверить действие слов. Как и реагируют ли вообще на слова растения?
Выяснили - реагируют. Тот цветок, который ругали стал хуже расти и завял. А тот, который хвалили - рос себе пышным цветом.
Подтвердились слова Вадима Шефнера, написанные в 1956 году:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Вывод: Важно чаще и больше говорить добрых слов детям (если оптимистично смотреть на жизнь, поводов для этого - масса!) - и не надо стесняться.
Я давно и точно выяснила, что добрые слова вообще полезны детям. Наорать на ребёнка, а потом отправлять его делать уроки, это всё равно, что рубануть топором себе по ноге, и тут же пойти бежать легкоатлетическую дистанцию. В спокойном состоянии, ребёнок - золото! Запомнит всё, что угодно! Уж мне поверьте в этом моменте, сколько я с детьми выучила стихов, так это мама не горюй! Да ещё каких длинных…
Короче, не усложняем детям жизнь, и наслаждаемся ею.
Будь проще и дети к тебе потянутся…
Тяжёл труд хорошего педагога. До сих пор с благодарностью вспоминаю своих школьных учителей. Жаль, что многие уже ушли в мир иной.
Так и есть)