Элитные автомобили и иномарки в Советском Союзе. Кто на них ездил

Вступление
В Советском Союзе, времен 60-80-х годов, для среднего советского гражданина, автомобиль считался высшей роскошью. Цена на них была несколько тысяч рублей, по советским зарплатам очень дорого, а такого "блага" как автокредиты тогда не было. Да если и удавалось кому-то накопить 6-10 тысяч рублей, на покупку машины еще и очередь была. Поэтому, в советских дворах стояло отсилы по несколько авто, не то, что сейчас - все дворы рядами заставлены ими.
Но несмотря на это, люди замечали наличие красивых и эффектных машин производства США, Японии и Западной Европы. Их конечно было не очень много. Они наиболее часто попадались в Москве, так же в Ленинграде и некоторых крупных городах.
Как попадали импортные автомобили в Советский Союз

Как известно, Советский Союз не импортировал автомобили для свободной продажи. Поэтому их появление в стране было довольно ограниченное явление. Основные каналы их проникновения в Союз были следующие.
Зарубежные дипломатические, торговые, научные и другие сотрудники, которые работали в СССР. Они могли иметь служебные и личные автомобили, естественно все были иностранного производства. А когда они отработав время, покидали нашу страну, могли продавать свои машины.
Поговаривают, что в Москве даже был специальный комиссионный магазин таких автомобилей.
Граждане СССР, которые выезжали за рубеж, либо работали там по дипломатической или какой-либо другой линии, различные представители, ученые, артисты, даже моряки загранплавания, все они имели возможность купить за границей машину и привезти домой.
Кому принадлежали импортные автомобили

Большинство советских граждан - автовладельцев, имели в большинстве случаев "Жигули (ВАЗ)", "Мосвичи". Наиболее элитной машиной считалась "Волга". Она и по цене была дороже и подефицитнее.
Но вот импортные машины оказывается тоже были во владении некоторых категорий советских граждан. Если для среднего советского человека пределом мечтаний был традиционный советский автомобиль, который стоил от 6 до 10 тысяч рублей, то иномарка, стоившая в те времена в районе 25-35 тысяч а то и выше, доступна была лишь единицам. Да и купить ее было очень и очень трудно - дефицит высшей степени. Нужны были кроме денег и хорошие связи.
Ходит до сих пор много слухов, и информации, что дорогие импортные машины были у партийных и государственных руководителей, т.е. номенклатуры. Даже много информации было о личном гараже и коллекции машин Генсека Леонида Брежнева.
Да, у этих людей конечно были и большие денежные средства и связи. Но у всех их были служебные автомобили и такие у них могли быть только в личных гаражах.
Немало импортных автомобилей было у известных деятелей искусств, культуры и науки.

Как примеры - знаменитый советский артист Владимир Высоцкий имел Мерседес, который купил в Германии, Лэндровер имел известный музыкант Мстислав Рострапович, на Ситроене ездила балерина Майя Плисецкая, на БМВ - Андрей Миронов, Фольксваген имел клоун Олег Попов, так же артист Савелий Крамаров. И еще можно перечислить массу широко известных имен.
Еще одна категория людей имела страсть к такой роскоши - это руководящие работники предприятий торговли, снабжения, сферы обслуживания и подобные им "нужные люди".
Как сказано выше, владельцами таких машин были и люди, которые выезжали по работе за границу, но их было немного.
Есть некоторые выдающиеся личности, получившие элитные импортные машины в подарок. Например - первый космонавт Юрий Гагараин получил от французского посольства подарок - спортивный автомобиль Matra Bonnet.

Великому советскому шахматисту Анатолию Карпову был подарен в Германии Мерседес, за победу в чемпионате.
Проблемы элитных автовладельцев

Однако приобретенная за бешеные деньги западная роскошь, наряду с великим престижем, приносила и великие проблемы.
Главная - это ремонт и техобслуживание. Хоть техника была высочайшего качества, надежная, но это техника и обслуживание ее было необходимо. И тут начинались великие мучения.
Дело в том, что запчасти к таким машинам в СССР было не найти, их нигде не продавали, а интернет-магазинов тогда не было. Автосервисы обслуживали только отечественные машины и специально обученных людей для ремонта иномарок не было.
Поэтому владельцы западных авто, часто пользовались услугами мастеров, как их тогда называли "золотые руки", которые могли что-то подобрать, что-то подогнать и т.п. Хуже было когда нужно было например лобовое стекло заменить или бампер... Ну дальше все понятно. В худшем случае элитная машина могла остаться сувениром и стоять украшая личный гараж.
Да, я помню какие легенды ходили про Мерседес Высоцкого. На элитных машинах тогда ездили хорошие люди, не то что сейчас.
Да, так и было.
Спасибо за интересную публикацию.
Многие автомобилисты в СССР мечтали об иномарке. Но машины импортного производства в те времена считались роскошью. Людям, у которых были заграничные авто, завидовали и считали везунчиками. При этом способы покупки желанного автомобиля порой были весьма сомнительным и могли привести покупателя прямиком на тюремные нары. Импортную «легковушку» в Советском союзе было увидеть достаточно сложно. Но уж если она ехала по дороге, это вызывало удивление. Такой автомобиль давал своему владельцу возможность подчеркнуть свой статус.
Спасибо. Да, это была высшая форма роскоши.
В то время машину было купить сложно , а тем более иномарку.
Да, непростое дело было
Люди, долго работавшие за границей (в посольствах, представительствах СССР, на стройках в социалистических и развивающихся странах), могли купить машину там.
Да, такие покупали