![](https://u2.9111s.ru/uploads/202303/09/60x60/28b0e8275c937cb62a5f01689680fedc.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202108/28/60x60/2b4fd5a0adc628f7ad44b7c20e151713.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202103/17/60x60/584227848c899a04ec4236f21584b84b.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202311/20/60x60/07a4b93aa717f79c932095c9d5d09dad.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202302/17/60x60/6789909e4eb3762f0629d33c1cac9b07.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Ю.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202103/17/60x60/584227848c899a04ec4236f21584b84b.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202407/05/60x60/f871643cf3dc6c8d1b5116a467f74ec4.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/13/60x60/b1ce9252a39930d4a22ed4451e8094e2.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202407/23/60x60/4eae6482ee07acf6ad5f364ac14116e4.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202407/23/60x60/4eae6482ee07acf6ad5f364ac14116e4.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202406/14/60x60/e7c9d5876e5de1a85e6f454132384630.jpg)
Вторым кассационным судом общей юрисдикции в кассационной инстанции завершено рассмотрение гражданского дела по иску моего клиента к банку “Хоум кредит" о признании незаключённым кредитного договора.
31 декабря 2022 года мой клиент в автоматическим режиме якобы взяла кредит в банке "Хоум кредит" на сумму 600 000 рублей, еще на 300 000 рублей с небольшим ей были навязаны дополнительные услуги. Как утверждает клиент, никакого кредита она не брала, никакой заявки на кредит не подавала, денег не получала. Поступившие на её кредитный счёт деньги в течение одной-двух минут ушли на счета мошенников.
О существовании кредита клиентка узнала после того, как из банка начались звонки с требованием сначала оплатить просроченные платежи, а затем возвратить всю сумму кредита. Самостоятельно, частично с помощью стороннего, не известного мне юриста она обратилась в суд с иском о признании кредитного договора незаключённым. Суды двух инстанций в иске отказали.
Искать мошенника было бесполезно; счёт, на который были переведены кредитные деньги, принадлежал иностранному гражданину.
Полицией уголовное дело было возбуждено, но, как говорится, “а воз и ныне там”.
Я вступил в это дело с этапа подготовки кассационной жалобы и готовящуюся кассационную жалобу изначально “затачивал” уже под Верховный суд, поскольку на кассационный суд практически не надеялся. В процессе подготовки кассационной жалобы уже, в свою очередь, я обратил внимание на множественные нарушения норм материального и процессуального права, которые в том случае, если кассационный суд вникнет в дело, несомненно, должны бы привести к отмене решений нижестоящих судов.
Одним из ключевых документов, повлиявших на решение кассационного суда, явилось определение Конституционного суда РФ от 13 октября 2022 г. № 2669-0, которым разъяснено, что к числу обстоятельств, при которых кредитной организации в случае дистанционного оформления кредитного договора надлежит принимать повышенные меры предосторожности, следует отнести факт подачи заявки на получение клиентом кредита и незамедлительной выдачи банку распоряжения о перечислении кредитных денежных средств в пользу третьего лица (лиц). Суды предыдущих инстанций на данное определение не обратили никакого внимания, как не придали значения и тому факту, что банк к названному документу отнёсся также наплевательски.
Между моментом принятия кассационной жалобы к производству кассационного суда и датой назначения судебного заседания неожиданно для меня Верховным судом РФ было принято решение в пользу заёмщика по делу с отличающейся от нашей, но весьма схожей фабулой. При этом стороной дела выступал этот же банк, а от лица банка в суде выступал тот же представитель.
Поэтому мне было что сообщить кассационному суду непосредственно в судебном заседании. И произошло событие, очень редкое для суда кассационной инстанции: судьи начали судорожно листать материалы дела и задавать сторонам уточняющие вопросы (из которых следовало, что ранее судья-докладчик изучила материалы дела крайне поверхностно; по излагаемым мною фактам и моей правовой позиции судьи сильно “плавали” сами, моя позиция в совокупности с доведённой мною до судейского состава позицией Верховного суда оказалась для них полнейшей неожиданностью).
Если у меня была сформирована чёткая и последовательная правовая позиция, то представитель банка Татьяна С., в свою очередь, также начала явно “плавать” и давать расплывчатые ответы не по существу поставленных судом и мною вопросов.
В итоге произошло редчайшее в истории практики кассационных судов и первое в моей многолетней практике работы с судами данной инстанции событие: суд определил отложить судебное заседание на другой день для более тщательного изучения судейским составом материалов дела.
Поведение же самой клиентки с момента принятия кассационной жалобы к производству суда явно оставляло желать лучшего: многократно повторяющиеся однотипные вопросы в мессенджерах со стороны её мужа по вопросам, на которые много раз были даны чёткие ответы, постоянные бессодержательные звонки и сообщения до начала судебного заседания. Мне многократно пришлось указать клиентке на пункты заключённого с нею договора, ограничивающие количество и периодичность дополнительных консультаций, а также время общения.
Последней каплей для меня явились её сообщения мне в мессенджерах и её звонки посреди ночи в выходной день, когда любой нормальный человек отдыхает и проводит время со своей семьёй. При этом задаваемые ею вопросы не требовали никакого экстренного вмешательства.
Мне ничего не оставалось, как прекратить с данной клиенткой дальнейшую работу; расторгнуть с нею договор по причине существенного нарушения условий договора самим клиентом.
Но... 99,9% всего объёма работы по существу уже было мною выполнено: кассационная жалоба составлена, дополнительная правовая позиция сформирована, доведена до суда и, главное, услышана судом. Доделывать мою работу никому не пришлось. Оставалось только нанести в суде последний удар (без которого, как выяснилось, удалось обойтись) и ждать результата.
Второй кассационный суд общей юрисдикции нашёл в рассмотрении дел судами и первой, и апелляционной инстанций существенные нарушения в применении норм материального права и существенные нарушения норм процессуального права и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, в декабре 2023 года была поломана исторически сложившаяся судебная практика решения гражданских дел о признании кредитных договоров незаключёнными в пользу банков.
А клиентам советую относиться с уважением к личному времени работающих с вами юристов, и только тогда вы можете рассчитывать на соответствующее отношение и к вам со стороны юриста.
Советую помнить о том, что вы платите юристу именно за его работу и, в частности, за то, что к судебному заседанию он может выявить вновь открывшуюся судебную практику, в корне поворачивающую дело. А чтобы юрист не отнёсся к делу формально, нужно с уважением относиться как к его труду, так и к его личному времени.
А юристу – сотруднику банка "Хоум Кредит" Татьяне С., представлявшей интересы банка в обоих делах, остается только выразить мои искренние соболезнования.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
ЦБ + банки на втором круге думаю что очень напрягутся. Такая практика для них смерти подобна. Необходимо просто запретить дистанционное оформление любых кредитов как в банках так и в МФО и только тогда этому виду мошенничеству придет конец. Ну а пока ростовщики лозунг "Успех это успеть" воспринимают буквально "рисуя" планы по кредитованию населения на 2024г по схеме 2023 + 25% и занимаются раздачей денег вкладчиков в виде кредитов мошенникам как праздничных "слонов".
Надеюсь, и такая порочная практика скоро прекратится.
Лес рубят щепки летят?
Только надеяться и остаётся, пока это кому-то (не будем показывать пальцем) нужно.
вот выберем нового президента и все изменится![](https://s.9111s.ru/img/smiles/sm_ab.gif)
это в каком году нового?
Вот и нужно запретить ростовщичество от слова "совсем"
Пока есть деньги, к сожалению это сделать нельзя. А запретить выдачу кредитов дистанционно вполне считаю возможно.
Почему?
Деньги существуют уже не одно столетие. И запрет давать свое серебро в рост тоже.
Только вот нынешние билеты банка деньгами назвать можно только с большой натяжкой.
Деньги — всеобщий эквивалент, выступающий измерителем стоимости товаров или услуг,легко на них обменивающийся (имеющий максимальную ликвидность). Выделяют основные функции денег: средство обмена, расчетная единица, средство сбережения.
Подходит под это определение наш рубль?
Может это просто фантики?
Необходимо кардинально менять кредитное законодательство. Во-первых нужно ужесточить ответственность банков за оформление кредитов по поддельным документам (за такие действия банк должен отвечать полностью и сам погашать свои убытки). Категорически запретить выдавать кредиты по копиям паспортов, для оформления кредита должен предъявляться только подлинник паспорта и никакой другой документ заменить его не может. Для дистанционного оформления кредита заявка на кредит должна, в обязательном порядке, заверяться усиленной электронной подписью клиента и никак иначе. Запретить банкам, вплоть до уголовной ответственности, рассылать сообщения о якобы одобренной заявке на кредит в том случае если клиент никаких заявок не подавал.
Согласен частично.
Считаю, что дистанционное оформление займов и кредитов должно быть запрещено.
Обязательными элементами должны быть: оформление договора займа или кредитного договора на бумажном носителе - раз; "живые" подписи обеих сторон - два.
Здравствуйте, Николай Валерьевич. Будет интересно ознакомиться с судебным актом. Надеюсь, Вы продолжите повествование по этой теме.
По этому делу - вряд ли продолжу, договор с клиентом расторгнут.
У меня нет привычки возвращаться к тому клиенту, с которым расторг договор по его (клиента) вине.
По аналогичному делу - да, будет.
сами банкиры и замешены, может эта Татьяна С и оформляла всё себе 31 декабря на Новогодний уик энд... вот судьям наверно было очень интересно... как еще банки в этот день автоматом всё оформляют...
Не было судьям это интересно.
Есть ещё пара банков, способных на такое.
Да у нас банки могут любого человека оставить без штанов в два счета и доказывай потом долго и упорно, что ты не верблюд...и ведь простой смертный ни разу не будет связываться с судебными тяжбами... люди теряют миллионы от мошенников и молчат, считая себя виноватыми... и все платят по исполнительным внесудебным листам от судебных исполнителей и прочих коммерческих пристовал...
Зато как юристу оплатить его работу, так "денег нет, помоги бесплатно".
Скорее всего. Сливают деньги банка в свои карманы! По другому никак не объясниь работу сотрудников банка, пропускающих такие заявки.
Пока можете с моим делом ознакомиться даже встречный иск о признании кредитного договора незаключённым не пришлось подаватьПодробнее ➤
Мои поздравления! Главное, что "сломали" отношение 2-го Кассационного суда формально относиться к изучению материалов дела. И хорошо, что вовремя подоспела судебная практика. Это важно.
Меня кассация тоже несколько раз радовала. Что касается клиентов, тут тоже с вами согласна. Не смотря на пункты в договоре, звонят в любое время с глупыми разговорами, что очень раздражает. А ещё хуже, когда начинают "проявлять инициативу", считая, что ты не так всё делаешь. В этом случае говорю, ну раз вы лучше знаете, сами и пишите.
Собственно, в моём договоре эти два случая, как раз, и прописаны в качестве обстоятельств, при которых я могу мгновенно и безоговорочно расторгнуть договор в одностороннем порядке.
И в злоупотреблении то меня обвинить не удастся: я начинаю с предупреждения, а уж когда клиент не понимает, и начинает повторно атаковать, - извините, прощайте.
Всё правильно! Так и надо поступать с людьми, которые не хотят понимать, что отрывают от работы и мешают. Особенно когда лезут со своими комментариями, что и как надо писать и говорить. Предпочитаю таких в судебное заседание не брать. Иначе ляпнут что-нибудь, а потом тебя же и обвинять будут.
В судебном заседании этой дамы и не было.
31 декабря 2022 года мой клиент в автоматическим режиме якобы взяла кредит в банке "Хоум кредит" на сумму 600000 рублей, еще на 300000 рублей с небольшим ей были навязаны дополнительные услуги. Как утверждает клиент, никакого кредита она не брала, никакой заявки на кредит не подавала, денег не получала. Поступившие на её кредитный счёт деньги в течение одной-двух минут ушли на счета мошенников.
на 300000 рублей с небольшим ей были навязаны дополнительные услуги
слетать на Багамы...
[quote u="Инга"
Во даёт клиентка...
на 300000 рублей с небольшим ей были навязаны дополнительные услуги
слетать на Багамы...
————
Не, не хватит
В Китай?
Пусть летит в... посёлок Харп.
Харп — посёлок городского типа в Ямало-Ненецком автономном округе, входит в городской округ Лабытнанги. С нен. переводится как "северное сияние"...
Все верно.