«Мегафон» не оставляет шансов: отказаться нельзя, перейти

Наверняка каждый из вас хоть раз да сталкивался с «заманчивым» предложением от оператора сотовой связи, от которого «невозможно отказаться»: платить больше, получая меньше. Именно о таком случае, да ещё и без возможности что-то изменить, мы поведаем вам в этой публикации, а юристы Платформы 9111.ru растолкуют, правомерны ли действия мобильного оператора и как с подобным явлением бороться.
История абонента
Гражданину, который много лет пользуется сим-картой компании «Мегафон», 28 декабря 2023 года пришло сообщение об изменении в условиях тарификации.
Приводим текст дословно:
«Здравствуйте! Общайтесь с близкими больше! С 28 января на новом тарифе неиспользованные пакеты будут переноситься на следующий месяц!
Узнать преимущества обновленного тарифа можно по ссылке ниже. Он будет стоить 993,6 руб. За 30 дней с учётом вашей скидки.
Если тариф вам не подойдет, от него можно отказаться до 27 января по команде на сайте (здесь ссылка. – Прим. авт.).
Хотите ещё больше выгоды? Подключите тариф, в который входят персональные сервисы, подобранные на основе ваших интересов. В нем также будет безлимитный Интернет и 1260 мин. за 1050 руб. в 30 дней».
Обращаем ваше внимание на то, что:
1) Сообщение, как видите, длинное. И обычно человек, дойдя до первой суммы, которая его не устраивает, попросту НЕ ЧИТАЕТ ДАЛЬШЕ. Такие спамные сообщения операторы присылают слишком часто.
2) Кроме того, в сообщении не сказано, что отказаться от тарифа нужно в обязательном порядке, иначе его поставят принудительно.
3) И более того, не сказано, что отказаться можно единственно допустимым способом: пройдя по ссылке в сообщении, что ущемляет в правах тех абонентов, которые используют кнопочные телефоны или не покупают пакеты трафика для выхода в Интернет.
Но обо всём этом человек узнал позже: после того как с него списали энную сумму за ненужные условия тарификации.


Общение с оператором
Абонент, которому пришло указанное выше сообщение, прекрасно понимает, что все уловки оператора связи сводятся к единственной цели: заставить нас платить больше. Поэтому на всякий случай он позвонил на горячую линию «Мегафона» в январе, чтобы выяснить, не навяжут ли ему ненужный тариф помимо воли.
На все вопросы оператора пользователь сотовой связи ответил отрицательно: нет, такие условия ему не нужны, потому что телефон кнопочный и никакой безлимитный Интернет на нём не подключить.
Представитель оператора заверил, что никаких дополнительных действий, чтобы отказаться от перехода обновленный на тариф, абоненту производить не потребуется. Но, к сожалению, общение с операторами результатов не дало. И 28 января с баланса была списана указанная в сообщении сумма, загнав абонента в глубокий минус.
Списание средств
9 февраля на телефон абонента пришло сообщение о списании средств за абонентскую плату по новому тарифу. Разумеется, человек, который ранее уже общался с представителем «Мегафона» и был уверен, что в его тарифном плане ничего не изменится, мягко говоря, оказался в шоке. И вторично позвонил оператору, чтобы выяснить, как такое могло произойти.
«В ответ мне сообщили, что для отказа от тарифа необходимо было пройти по ссылке и выполнить определённые действия, чего я сделать не мог из-за отсутствия Интернета на моём телефоне», – рассказал нам абонент «Мегафона».
Тогда гражданин уточнил на горячей линии, зафиксирован ли его предыдущий звонок и общение с оператором, во время которого он устно отказался от вменяемого ему обновления по тарифу. Оператор ответил частично утвердительно: такой звонок зафиксирован, но никакого отказа по данному предложению не было. Вероятно, в январском разговоре другой представитель компании попросту не стал никак регистрировать желание абонента отказаться от обновления тарифа.
Право имеющий
Получается весьма странное явление: оператор не просто предлагает абоненту некое условие, на которое можно ответить либо отказом, либо согласием, но навязывает ему услугу, от которой нет возможности отказаться удобным способом – например, позвонив на горячую линию.
При этом о неотвратимости перехода на тариф в сообщении ничего не сказано. Обтекаемая фраза про возможность «отказаться до 27 января по команде на сайте» смотрится так, словно она предусмотрена только для тех, кто согласится на обновление.
При этом отметим, что в договоре на услуги связи прямым текстом прописано право оператора менять тарифный план вообще без уведомления клиента об этом.
Оценка ситуации юристами Платформы 9111.ru
Юрист сайта 9111.ru Кочетков Александр Владиленович, автор юридического проекта «Lex et Vita», лауреат первой юридической премии МААТ-2021 в номинации «Лучший юрист по мнению пользователей», стаж – 5 лет:

«Право оператора связи на одностороннее изменение тарифов предусмотрено п. 1 ст. 28 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи»: тарифы на услуги связи устанавливаются оператором самостоятельно, если иное не предусмотрено указанным Законом и законодательством РФ о естественных монополиях. Также, согласно пп. «е» п. 24 Правил оказания услуг телефонной связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 г. № 1342), оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов. В данном случае абонента уведомили заранее, за месяц и только потом списалась сумма за новый тариф. Здесь я не вижу нарушения нормы права.
Но проблема в том, что у абонента кнопочный телефон, без выхода в Интернет. Переход по ссылке в принципе невозможен, физически.
Мы думаем, что здесь частично можно зацепиться за то, что фактически оператор связи нарушил нормы ст. 10, 12 ЗЗПП, не предоставив всей полной информации о переходе на другой тариф и его способах. Явно, наличия ссылки здесь недостаточно – оператор также должен нести ответственность по закону и исполнять свои обязанности.
Но на практике в этой части мало что можно будет добиться. Необходимо отдельно изучать вопрос, так как имеются некоторые нюансы».
Более подробно о судебной практике в похожих ситуациях читайте нашу следующую публикацию, которую подготовил юрист А.В. Кочетков.
Юрист сайта 9111.ru Разина Дарья Алексеевна, гражданско-правовой профиль, стаж –10 лет:

«У оператора связи есть право отправить ранее используемый тариф «в архив» и предложить абоненту воспользоваться новыми условиями по разработанным новым тарифам.
С точки зрения права, в силу пункта «е» пункта 24 ПП РФ от 9 декабря 2014 г. № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи»:
«е) не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено настоящими Правилами».
Именно это и сделал со своей стороны оператор связи в данном рассматриваемом случае.
Нельзя считать рассылку СМС с ограничением функционала и невозможностью отказаться от изменений мошенническими действиями. Даже имея кнопочный телефон, абонент всегда вправе позвонить оператору связи и зафиксировать свое несогласие с новыми условиями.
В данной ситуации никаких «мошеннических действий» со стороны оператора связи не усматривается. Если абоненту важно сохранить старые условия, то он имеет право отказаться от оптимизации тарифа.
Абонент вправе обратиться как по юридическому адресу организации, так и зафиксировать свое обращение с отказом о переходе на новый тариф (принять новые условия), позвонив по «официальному» номеру своего сотового оператора.
В данном случае абонент выразил свое несогласие с новыми условиями, позвонив по номеру сотового оператора, ответил отрицательно на все вопросы касаемо новых условий. Такое обращение должно было быть в обязательном порядке зафиксировано оператором связи.
Доказать в суде свое «нарушенное право» реально, если было обращение к оператору до даты «обновления тарифа». Важно, чтобы разговор с сотовым оператором был зафиксирован».
Резюме
Описанный в данной статье инцидент является ярким примером одностороннего подхода к оказанию услуг мобильной связи и Интернета физическим лицам, который сложно назвать клиентоориентированным.
Случаи, похожие на описанный, подчёркивают, насколько важно внимательно читать все сообщения, которые приходят вам с официальных номеров операторов связи. Конечно, бездумно переходить по ссылкам мы тоже не советуем, поскольку часто под рассылку такого рода маскируются мошенники.
Поэтому прежде чем совершить какое-либо действие, проверьте условия смены или обновления тарифа в личном кабинете или позвоните на горячую линию оператора.
А вы сталкивались с подобными навязанными услугами операторов связи?
P.S. Если хотите узнать развернутое мнение юристов по иным наболевшим вопросам, оставляйте их в комментариях под публикацией.
А вы сталкивались с подобными навязанными и услугами операторов связи?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Я - не лауреат, как некоторые. Поэтому позволю себе дать совет своими словами. Причём, неоднократно проверенный на практике.
От услуг мегафона отказалась очень давно, именно по той причине, что их тарифы совершенно не отражают моих личных потребностей, а цены по тарифам лично меня не устраивают. Совсем не хочется платить за то, чем не пользуешься. Кроме того, он не предоставляет тарифов для пользователей кнопочными телефонами и (или) для социально незащищённых слоёв населения.
Из опыта своего достаточно длительного общения с ними, могу сказать следующее.
Человеку, попавшему в эту ситуацию, следует подать обращение на горячую линию, и сослаться на предыдущее обращение, где ему ответили, что не требуется специального отказа. Обязательно потребовать аудиозаписи этого разговора. А они в обязательном порядке ведутся.
Мне так часто возвращали деньги.
А ещё - обязательно стоит обратиться с жалобой в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - поскольку имеет место именно навязывание услуг. Ну и в прокуратуру до кучи. Пока существуют сотовые телефоны без выхода в интернет, сотовые операторы обязаны учитывать их интересы.
Так вроде переходи на "Ноль" еще жив и другие предоплатные тарифы.
Стоимость минуты разговора там гораздо выше. Особенно, если речь о звонках на других операторов. Что, также, является нарушением Закона "О защите прав потребителей".
Для сравнения - у "полосатого муха" есть тариф для пенсионеров и студентов - стоимость до недавнего времени была 100 руб. Сейчас - 120 руб., или 4 руб/день.
Включает 3 Гб интернета, 200 минут на любых операторов, 1000 смс. А у Мегафона - минимум выйдет в гораздо большую сумму
Есть или был? Я сейчас смотрел и ни чего подобного не нашел.....
У меня все на этом тарифе. Тариф действует. Не могу сказать - есть ли он сейчас. astrakhan.beeline.ru
Хотя, написано, что "в архиве".
Такой же есть у Теле 2. https://pg11.ru/news/71435
Но в Астрахани нет этого оператора
По крайней мере у абонентов которые давно подключили переходи на 0 ещё жив , но периодически изменяют стоимость услуг
Спасибо, Елена Алексеевна!
Пользуюсь мегафоном уже давно. У меня дача в лесу, никакой мтс и теле 2 там не ловит, только мегафон.
Об мегафона хотела уйти лет 7 назад, но узнав о моем уходе он предложил мне тариф "навсегда" за 350 рублей в месяц безлимит на все. Так и пользуюсь) пока не повышал. Есть и второй номер у меня - мтс, но мегафон нравится больше.
У меня Билайн, с Мегафоном попрощалась давно, в 2018 году. Мне удалось изменить пункт в договоре, убрав оттуда односторонний порядок изменения тарифов. Билайн, чтобы повысить тариф, согласовывал со мной этот аспект правоотношений. Мне позвонил представитель компании, сказал, что тарифы повысятся, мне даже удалось сторговаться до компромисса в плане повышения тарифа.
Рекомендую чёркать договор и вносить изменения на стадии его проекта перед заключением. Типовой договор изначально составлен в ущерб интересам абонента. Имейте это ввиду.
Я на мегафоне с 2006 года, но в последние 2-3 года это не сотовый оператор, а нечестный сборщик денег. Связаться с оператаром мегафона невозможно, всё через робота елену, а она делает то что в неё вложили: обдирать клиентов на деньги. Клиентов с кнопочными телефонами вообще за людей не считают, но деньги за интернет берут, хотя он в принципе невозможен. В общем думаю растаться с этой конторой.
Что хотят то и воротят. Абоненстскую плату за 12 месяцев платим 13 раз. Потому что постояноно переносят оплату. Это в Мегафоне.
Совершенно согласен! С 24 числа месяца, перенеслось на 7-е...
Да, я тоже не согласна с этим, а главное, даже не известили, а стали снимать абонентскую плату на день раньше, и в итоге уже 6 дней в их пользу. А в конце января вообще произошёл очень неприятный момент, от которого специалист Мегафона сразу нагло отказался… в 11 часов приходит смс от оператора, что функция «замени гудок» подключён и уже музыка поставлена от них, я в шоке, и факт отключения этой функции отсутствует. Я сразу звоню оператору, а он с наездом, что я сама ее подключила, я ему говорю, что скрины вам отправить ваших смс, а он мне, что может через сайт музыкальный подключила сама… Я ему, молодой человек мне 62 года, что б лазить по муз. сайтом, и если мне это надо было, я бы давно эту услугу подключила.. Но самое ужасное его наглая манера убедить, что я сама это сделала. Оценила я его на ноль, и уже никому не посоветовала стать абонентом мегафона, хотя являюсь уже больше 20 лет. Ну, очень печально 🥴
То же самое и в Би ... Переносят месячную плату исходя из того что в месяце , по их мнению 30 дней ...
Никто ничего не переносит. Просто расчетный период - 28 дней. Вот и все.
Переход к другому оператору со своим номером
А у других операторов по вашему лучше? У меня на МТС-е на этом номер погорел.
Сейчас все операторы с молчаливого согласиячФАС оборзели и меняют условия тарифов втихаря не предоставляя полную информацию о всех изменениятарифа...и при этом значительно повышая тариф но при этом ухудшая предыдущие услвия данного тарифа....